Три вида музыки Боэция в колыбельной И. Белоусова

Катерина Пас Чна
ПЕРЕД СНОМ

Слова И. Белоусова

Солнышко уж село за горы давно.
День сменился ночью, тихо и темно.
Ты устал, мой милый, спать  пора, ложись,
Только пред иконой встань и помолись.
Много есть сироток, слабых и больных.
Нет у них ни мамы, никого родных.
Нет у них приюта, тёплого угла.
В жизни горькой мало света и тепла.
Пусть их Ангел Божий осенит крылом.
Помолись и крепко спи спокойным сном.

Сборник «Музыка детства». Россия. ХIX век. Санкт-Петербург. Сатисъ. 2008. С.44, 45.
В  опубликованной  песне, в партитуре,  нотном варианте  видим хорошо организованную инструментальную музыку, в сопровождении фортепиано. Музыка инструментальная, в сопровождении голоса теперь имеет «синтез», взаимопроникновение искусств в эстетике. 
 Древний философ Боэций  в V веке (Средневековье) в эстетике описал три вида музыки:
1)  instrumentalis – инструментальная музыка, которую исполняют оркестранты на различных инструментах (флейта, скрипка, виолончель, фортепиано); 2) Humana – человеческая песня  с голосом (музыка),  a cappella, без сопровождения инструмента;
3)mundana –  мировая музыка, канон, кант, синтез  музыкальных стилей, известные каноны во всём мире, признанные за эталон мировых шедевров. (Эстетика. 2010).
Моисей Мендельсое в трактате «О некоторых положениях изысканных наук и искусств» (1757)  описал разницу между терминами эстетики: «совершенство» и «красота». Философ Моисей Мендельсон в VІІІ  веке пытается описать разницу между «красотой» естественной (в естествознании) и  «красотой»  картины  живописи в искусстве, в эстетике. Философ  Моисей Мендельсон в эпохе классицизма описал эталон красоты в искусстве, что для очаровательного искусства и  эстетики обязательны и необходимы эталоны  красоты (музыкального сочинения, картины живописи – в совершенстве). Но в реальной жизни, в естественном мире натуры может встречаться «несовершенное», как телесные травмы и ранения, несчастье, большое горе и слёзы, - далеки от эталона красоты.(Эстетика. 2010. С. 192. Моисей Мендельсон). Теория Моисея Мендельсона в книге «О некоторых положениях изысканных наук и искусств» (1757)  с терминами «совершенство» и «красота» помогает читателю ХХІ века воспринимать   в колыбельной песне И.Белоусова описание «несовершенства», чуждое западной буржуазной эстетике  изысканного искусства  аристократов:«Много есть сироток, слабых и больных. / Нет у них ни мамы, никого родных. /Нет у них приюта, тёплого угла. / В жизни горькой мало света и тепла".«Музыка детства». Россия. ХIX век. Санкт-Петербург. Сатисъ. 2008. С.44, 45.

ПЛАТОН ПРО «ЭЙДОС» - ИДЕИ

«В отличие от Демокрита, это множество бытий Платон называет видами, идеями (эйдос) или сущностями. Вид, идея, сущность часто употребляется Платоном как тождественные понятия. Прежде всего, надо различать: что всегда существует и никогда не становится, и, что всегда становится, но никогда не существует», - пишет Платон в диалоге «Тимей». Одно из важных положений платоновской онтологии состоит в разделении действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей».  Алексей Радугин. Философия. Москва. Центр. 2004. С. 53, 54.// В книге: АДОНИС. Защебетал жаворонок. 2014. С. 41.

На ярком примере  музыкального произведения «Перед сном»  композитора Белоусова, в колыбельной песне Санкт-Петербурга читатель видит: разделение  действительности  на два мира  (мир идей и мир чувственных вещей),  лучший мир идей: «Пусть их Ангел Божий осенит крылом./Помолись и крепко спи спокойным сном». Несовершенный  «чувственный мир»,  натурализм  в идейной песне «Перед сном»  с  жалкими,  голодными детьми:  «Много есть сироток, слабых и больных. /Нет у них ни мамы, никого родных». (И.Белоусов).Несовершенство в эстетике - это, вероятно, убогая  жизнь крепостных слуг в царской дореволюционной России, в колыбельной жалобной песне И.Белоусова  в сборнике «Музыка детства».Россия. ХІХ век. Античный философ Платон учит  в трактате «Тимей», «что всегда становится, но никогда не существует»; это наш невидимый, небесный  Ангел Хранитель. Такое  количество Сил Бесплотных в сказках, мифах и легендах – ещё лучше «становится»  в  философской жизни и имеет  лучшее  яркое место, совершенный Ангел  среди «слабых и больных»,  в песне  композитора –гуманиста И. Белоусова  «Перед сном».

Использована литература:
1.Сборник «Музыка детства». И.Белоусов. Перед сном. Россия. ХIX век. Санкт-Петербург. Сатисъ. 2008. С.44, 45.
2.Алексей Радугин. Философия. Москва. Центр. 2004. С. 53, 54.// В книге: АДОНИС. Защебетал жаворонок. 2014. С. 41.
3. Эстетика. 2010. С. 192. Моисей Мендельсон.