Основные черты джаза – основополагающая роль ритма, мелодические акценты, порождающие ощущение волнообразного движения, импровизационное начало. Джазом также называют оркестр, состоящий преимущественно из духовых, ударных и шумовых инструментов, предназначенных для исполнения такой музыки. Для джазового стиля свойственен новый ритм – «бит»: «биение» ударных, внутренняя пульсация, синкопирование, акценты на слабых долях четырехдольного такта, свингование, полиритмия. Как утверждал Д. Эллингтон в одной из названий композиции, без свинга нет джаза. Свинг – это прием джазовой полиритмии, несовпадение метроритмических акцентов мелодии и основного метра пьесы.
Особенности джазовой ритмики создают специфическую фразировку, которая связана мелодически с интонациями речи, а фонетически – близка тембру человеческого голоса. Фразировка, выражаемая в том, что сильные доли тембрально «затемняются», а «слабые» – «высветляются», называется офф-бит («между долями»). Это явление имеет истоки в барабанной музыке африканцев и в жанре спиричиуэл.
Для джазовой музыки свойственна четырехдольность. Темп в джазовой композиции обычно не меняется, хотя она может давать впечатление нарастающего темпа – это так называемый «драйв» («напряжение»). Другой важнейшей стороной джазового стиля является гармонический язык. Для джаза свойственно гармоническое мышление септаккордами, диссонантность, аккорды с добавленными ступенями, альтерированные аккорды
***
О,ДЖАЗ
я узнаю твои черты
из ритма и акцентов ты
и волны, волны по моей вселенной
и этот драйв
ловлю прекрасные мгновенья...