10 февраля дуэль Пушкина с Дантесом. Стихи Эссе

Олег Калмин-Песенник-Сценарист
Александр Сергеевич путешествовал в золотом наперстке,
заряжал дуэльные пистолеты вместо пуль ягодами, в общем,
слыл человеком чудаковатым и непредсказуемым.
10 февраля в России отмечается день памяти Александра
Сергеевича Пушкина - в этот день, в 1837 году, его не стало. 
                ***

Из более 300 поэтов СТИХИ.ру, читавших стихи никто не понял,
что сатирические стихи «К другу стихотворцу» написал А.С. Пушкин!!!
См. в интернете «Поэт в уме ли ты иль нет? Сатирические стихи».
А некоторые на эти стихи гения мировой поэзии обиделись!!!
Повторяю текст и поясняю подробнее:

ПОЭТАМ СЕРВЕРА «СТИХИ.ру» (Stihi.ru)
(Стихи Олега Калмина)

За семнадцать лет подрос поэтический портал,
Во всемирной паутине виртуальной и зыбкой.
Там дружили поэты, - почти каждый встречал
Коллегу по перу стихи.ру надменной улыбкой.

В ночи горел монитор, свет реальный вставал,
С зарёй над зыбучим и виртуальным болотом.
Его обитатель - поэт и прозаик день посвящал
Истине в вине, и прочим творческим работам.

Вдохновеньем упивались, и в дружбе клялись,
Писались рецензии лестью и цинично и пряно.
Под утро подхалимов рвало. Потом, запершись,
Писали поэты-шуты много, глупо, тупо и рьяно.

Под вечер из будок-ноутбуков, как цепные псы,
Смотрели, как поэзии виртуальное море горело.
И золотом тривиальной, убогой строчкой косы,
Пленялись, сбившись в кланы где «душу грело».

Разнежившись, мечтали о завтрашнем дне златом,
Ругали издателей дружно: «Я Гений! Что нужно?».
И плакали горько над опавшим таланта цветком,
Над маленькой тучкой вдохновения жемчужной…

В серебряном веке жили поэты, мой виртуальный друг!
Ты думаешь, может быть, брутальный век не хуже?
Тех моих и твоих ежедневных бессильных потуг,
Твоей и моей обывательской, творческой лужи?
Нет, милый читатель, мой критик слепой!
Есть в душе и у виртуального поэта,
И косы, и тучки, и век золотой,
Но вам непонятно всё это!
*****

P.S.: Самокритика, самобичевание и самоедство
(Гротеск! Сатирическая самосатира автора).
Стишки написал от возмущения и на эмоциях
под впечатлением от хамской критики молодого
человека, цитирую: «Твои писульки глупого,
старого маразматика не стоят выеденного яйца!
Закрывай твою страницу и не позорься!».
Он три мои публикации оценил таким образом
за три минуты (физически прочитать не возможно
страниц 20), и везде нажал кнопку «не нравится».
Настроение испортил, и я захожу на его страницу,
у него псевдоним, а у меня настоящая фамилия
и имя. Смотрю – у него 5 публикаций по 4-12 строк
и 1,5 тысячи просмотров за 2-3 года! Я ему пишу
рецензию: «Молодой человек, разве мы с Вами
на ты? Уважайте других и будут уважать Вас.
В отличие от Вас нажимаю зелёную кнопку
«нравится». Олег». За 3,5 года на СТИХИ.ру
я ни разу не нажал «без оценки» и «не нравится»!
Люди общаются, получают положительные эмоции,
многие одиноки, у каждого свои проблемы. Сервер
как отдушина для творческих людей в хаосе информации
о жестокости, равнодушии и цинизме. На СТИХИ.ру масса
людей с дефицитом общения находят виртуальных и
реальных друзей и даже женятся! Написала мне девушка,
что «мы поженились с (я его знаю как автора) и ждем
ребёнка». Вот так на почве творчества (стихи, живопись)
родилась семейная пара, а познакомились они на СТИХИ.ру!         
*****

К ДРУГУ СТИХОТВОРЦУ

Арист! и ты в толпе служителей Парнаса!
Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса;
За лаврами спешишь опасною стезей,
И с строгой критикой вступаешь смело в бой!
Арист, поверь ты мне, оставь перо, чернилы,
Забудь ручьи, леса, унылые могилы,
В холодных песенках любовью не пылай;
Чтоб не слететь с горы, скорее вниз ступай!
Довольно без тебя поэтов есть и будет;
Их напечатают – и целый свет забудет.

Быть может, и теперь, от шума удалясь
И с глупой музою навек соединясь,
Под сенью мирною Минервиной эгиды *
Сокрыт другой отец второй “Тилемахиды” **.
Страшися участи бессмысленных певцов,
Нас убивающих громадою стихов!
Потомков поздных дань поэтам справедлива;
На Пинде лавры есть, но есть там и крапива.
Страшись бесславия!- Что, если Аполлон,
Услышав, что и ты полез на Геликон,
С презреньем покачав кудрявой головою,
Твой гений наградит – спасительной лозою?
Но что? ты хмуришься и отвечать готов;
“Пожалуй,- скажешь мне,- не трать излишних слов;
Когда на что решусь, уж я не отступаю,
И знай, мой жребий пал, я лиру избираю.

Пусть судит обо мне как хочет целый свет,
Сердись, кричи, бранись,- а я таки поэт”.
Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет.
Хорошие стихи не так легко писать,
Как Витгенштеину французов побеждать.
Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов. ***
Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,
Питают здравый ум и вместе учат нас,
Сколь много гибнет книг, на свет едва родясь!
Творенья громкие Рифматова, Графова
С тяжелым Бибрусом **** гниют у Глазунова;
Никто не вспомнит их, не станет вздор читать,
И Фебова на них проклятия печать.

Положим, что, на Пинд взобравшися счастливо,
Поэтом можешь ты назваться справедливо:
Все с удовольствием тогда тебя прочтут.
Но мнишь ли, что к тебе рекой уже текут
За то, что ты поэт, несметные богатства,
Что ты уже берешь на откуп государства,
В железных сундуках червонцы хоронишь
И, лежа на боку, покойно ешь и спишь?
Не так, любезный друг, писатели богаты;
Судьбой им не даны ни мраморны палаты,
Ни чистым золотом набиты сундуки:
Лачужка под землей, высоки чердаки –
Вот пышны их дворцы, великолепны залы.

Поэтов – хвалят все, питают – лишь журналы;
Катится мимо их Фортуны колесо;
Родился наг и наг ступает в гроб Руссо; *****
Камоэнс с нищими постелю разделяет;
Костров на чердаке безвестно умирает,
Руками чуждыми могиле предан он:
Их жизнь – ряд горестей, гремяща слава – сон.
Ты, кажется, теперь задумался немного.
“Да что же,- говоришь,- судя о всех так строго,
Перебирая всё, как новый Ювенал,
Ты о поэзии со мною толковал;
А сам, поссорившись с парнасскими сестрами,
Мне проповедовать пришел сюда стихами?

Что сделалось с тобой? В уме ли ты иль нет?”
Арист, без дальних слов, вот мой тебе ответ:
В деревне, помнится, с мирянами простыми,
Священник пожилой и с кудрями седыми,
В миру с соседями, в чести, довольстве жил
И первым мудрецом у всех издавна слыл.
Однажды, осушив бутылки и стаканы,
Со свадьбы, под вечер, он шел немного пьяный;
Попалися ему навстречу мужики.
“Послушай, батюшка,- сказали простяки,-
Настави грешных нас – ты пить ведь запрещаешь
Быть трезвым всякому всегда повелеваешь,
И верим мы тебе: да что ж сегодня сам…”
– “Послушайте,- сказал священник мужикам,-
Как в церкви вас учу, так вы и поступайте,
Живите хорошо, а мне – не подражайте”.

И мне то самое пришлося отвечать;
Я не хочу себя нимало оправдать:
Счастлив, кто, ко стихам не чувствуя охоты,
Проводит тихой век без горя, без заботы,
Своими одами журналы не тягчит,
И над экспромптами недели не сидит!
Не любит он гулять по высотам Парнаса,
Не ищет чистых муз, ни пылкого Пегаса,
Его с пером в руке Рамаков ****** не страшит;
Спокоен, весел он. Арист, он – не пиит.

Но полно рассуждать – боюсь тебе наскучить
И сатирическим пером тебя замучить.
Теперь, любезный друг, я дал тебе совет.
Оставишь ли свирель, умолкнешь или нет?..
Подумай обо всем и выбери любое:
Быть славным – хорошо, спокойным – лучше вдвое.
*****
• *- ссылки могу расшифровать или см. интернет.
*****

ДЕСЯТЬ ЛЮБОПЫТНЫХ И НЕ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ
ФАКТАХ О ЖИЗНИ «СОЛНЦА РУССКОЙ ПОЭЗИИ»

СОЧИНЯЛ, ЧТОБЫ РАСПЛАТИТЬСЯ С ДОЛГАМИ

Великий поэт очень увлекался игрой в карты на деньги. Если у него случались долги, он поступал своеобразно: садился за стол, в течение нескольких часов создавал очередное поэтическое произведение, на следующий день относил его в издательство, получал деньги и расплачивался с долгами. Именно так была написана поэма «Граф Нулин» - Пушкину потребовалось для этого два утра. Продав поэму в «Московский вестник», он немедленно возвратился к игре в карты.

ХОРОШО ВЛАДЕЛ ИНОСТРАННЫМИ ЯЗЫКАМИ

Современники отмечали необычайную начитанность Пушкина и его способность к языкам. В Лицее его звали Французом. Поэт отлично знал французский, немецкий, английский, итальянский, испанский, греческий и латынь, изучал славянские языки. Из трех с половиной тысяч томов в его личной библиотеке около трети книг была на русском, все остальные - на различных иностранных языках, и Пушкин много свободного времени посвящал чтению.

НОСИЛ ДЛИННЫЙ НОГОТЬ НА МИЗИНЦЕ

Знаменитый автопортрет Александра Пушкина смотрите в wikipedia. Пушкин являлся членом масонской ложи. Как того требует братство, он отрастил себе длинный ноготь на правом мизинце. А чтобы не повредить отличительный признак масонов, отправляясь в путешествия, поэт защищал его золотым наперстком.

УМЕЛ ОБХИТРИТЬ ЦАРЯ

Между поэтом и императором велась постоянная переписка. Николай I мог обсуждать с Пушкиным его произведения, а мог высказывать недовольство поведением поэта. При этом император писал на русском языке, Пушкин же отвечал ему исключительно по-французски, чтобы избежать общепринятых восхвалений государю, предусмотренных тогдашними правилами переписки.

НЕ ПОДХОДИЛ БЛИЗКО К ЖЕНЕ

Александр Сергеевич был невысокого роста - на 10 сантиметров ниже Натали, своей жены. Поэтому на балах поэт старался не находиться с ней рядом, чтобы не производить смешного впечатления на окружающих. Впрочем, ни маленький рост, ни своеобразная внешность не мешали Пушкину покорять дам - в его списке любовных побед было более сотни женских имен.

ПРИЗНАВАЛ, ЧТО «КОНЕК-ГОРБУНОК»
ЕРШОВА ЛУЧШЕ, ЧЕМ ЕГО СКАЗКИ

Все знают сказки Александра Пушкина с самого раннего детства. Но, как уверяют биографы, Пушкин перестал сочинять сказки после того, как прочитал «Конька-Горбунка» Петра Ершова. Он был восхищен этим произведением и признал, что ничего лучше в этом жанре написать невозможно. Более того - он решил никогда больше не писать сказок и сдержал слово. «Сказка о золотом петушке» стала последней. Кстати, находились литературоведы, которые приписывали «Конька» перу самого Пушкина.

БЫЛ ОТЧАЯННЫМ, НО ГУМАННЫМ ДУЭЛЯНТОМ

Обладая вспыльчивым характером, Пушкин за свою жизнь более 20 раз стрелялся на дуэли, иногда даже со своими близкими друзьями. Еще в Лицее сильно доставалось от Пушкина его товарищу, нескладному Вилли Кюхельбеккеру, который писал такие же нескладные, с точки зрения Пушкина, стихи. Однажды на балу Пушкин «запустил» эпиграмму, кончавшуюся словами «И было мне, мои друзья, и кюхельбеккерно, и тошно». Вильгельм немедленно вызвал друга на дуэль. Но пистолеты зарядили клюквой, друзья выстрелили друг в друга, после чего сразу помирились.
Однажды Пушкин пришел на дуэль с неким офицером с фуражкой, полной черешен, и бросался в противника косточками. Потом этот эпизод был обыгран в повести «Выстрел».

ПУШКИН НЕ ЯВЛЯЛСЯ ФОРМАЛЬНЫМ
ИНИЦИАТОРОМ ДУЭЛИ С ДАНТЕСОМ

В Петербурге охотно сплетничали о красавице Натали Пушкиной и молодом французе Жорже Дантесе. Затем Пушкин получил анонимное и очень грязное по содержанию письмо, авторство которого до сих пор не доказано. Но вспыльчивый Пушкин решил, что его написал приемный отец Дантеса, и вызвал Жоржа на дуэль. Она не состоялась: во-первых, Дантес сделал предложение сестре Натали - Екатерине, а во-вторых, ситуацию постарались замять друзья поэта.

Однако брак Дантеса и Екатерины сделал положение в семье Пушкина с точки зрения светского общества еще более щекотливым. Грубые намеки не прекращались, и взбешенный Пушкин написал отцу своего недруга оскорбительное послание, в котором назвал его сына сифилитиком. Жорж Дантес тут же вызвал поэта на вторую роковую дуэль.

СТАЛ НАЦИОНАЛЬНЫМ ДОСТОЯНИЕМ ЭФИОПИИ

Мы привыкли думать, что Александр Сергеевич Пушкин - «наше все» и «солнце русской поэзии». А вот эфиопы считают его своим национальным достоянием: в столице страны, Аддис-Абебе, установлен бронзовый памятник Пушкину с надписью: «Нашему поэту». Ничего удивительного, если вспомнить, что предки Александра Сергеевича произошли именно оттуда.

Вообще же Пушкину установлено более 270 памятников, 200 из которых находятся в городах России, а остальные - в Армении, Турции, Словакии, Греции, Бельгии, Китае, Мексике, Канаде и других странах.

САМОЛЁТ «АЛЕКСАНДР ПУШКИН»
СБИВАЛ ФАШИСТСКИЕ САМОЛЕТЫ

Во время Великой Отечественной войны в нашей стране был построен боевой самолет, который назвали «Александр Пушкин». Советские летчики сбили на нем девять фашистских самолетов. Именем поэта названа одна из планет, а также кратер на Меркурии.

ТАЙНА КАРТИНЫ «ДУЭЛЬ ПУШКИНА С ДАНТЕСОМ»

"...Была картина в спальне матери - "Дуэль".
Снег, черные прутья деревец, двое черных людей проводят третьего, под мышки, к саням - а еще один, другой, спиной отходит. Уводимый - Пушкин, отходящий - Дантес".
Так вспоминала Марина Цветаева известную картину художника Алексея Наумова "Дуэль Пушкина с Дантесом", написанную в 1884 году.

Не знаю, обращал ли кто-нибудь внимание на поразительное сходство композиции этой картины с другим, не менее известным, произведением - "Дуэль после маскарада" (1859) французского художника-академиста Жана-Леона Жерома.

Мне кажется несомненным, что Жером вдохновил Наумова. В глубине картины французского художника также просматривается карета, ожидающая раненного участника дуэли, а справа - еще одна, к которой идет победитель в костюме Арлекина. Детализация композиции 1:1…
                ***

P.S.: Эксклюзивная интернет репродукция картины;
Файл: 0_eb3e8_936a78d6_orig
*****