Самый выразительный Январь

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2018/01/01/3619- Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2018/02/09/4377- Итоги конкурса

В данном туре участвовало только 58 произведений, из которых номинировано -35. 

Как мне показалось, подборка произведений о январе в целом была  слабее, чем декабрьская. И хотя большинство принятых стихов удовлетворяло заданным  теме и жанру, но  слишком  много встречалось  любительской поэзии - стихов  с лексическими недочетами и даже несуразностями смысла. Примеры их будут  во второй части этой статьи, а начну я, как обычно, с лучших стихов - тех, где авторы сумели создать наиболее выразительный поэтический пейзаж природы в январе.

********************************
 
     7. Зимняя прогулка. Овчинникова Татьяна Сергеевна

В королевство январь превращает простую деревню:
Из Лапландии к нам "белоснежные птицы" летят,
Опереньем своим прикрывая уснувшую землю,
Облачая деревья в ЖЕМЧУЖНО-ВЕНЧАЛЬНЫЙ наряд.

Дремлют  ели в тиши возле леса, у южного склона.
Озорной ветерок заметает дорожки в саду.
На верхушке сосны сладко дремлют подружки-вороны...
Я по белой тропе, замирая от счастья, иду.

Никогда не смогу променять я метельные ласки,
Звон морозного дня и хрустальных лесных галерей
На цветов круговерть, на чужие, заморские краски:
Ничего нет милее раздольных российских полей.

Здесь искусственно выглядит изобретение " жемчужно-венчальный" - лучше бы это же написать  через запятую двумя определениями. Последняя строфа хороша по смыслу и на ней держится все стихотворение, но для данного конкурса она лишняя, а если оставить только 2 первые строфы, то будет  слишком  мало авторских красок для написания пейзажа. И еще я бы не стала использовать кавычки для "белоснежные птицы" - это одна из самых интересных  здесь  метафор - зачем ее было портить?

    9. Шаги января. Вита Осенняя 

Длинней январский день и чище небо,
Спешит нагрянуть к Рождеству мороз.
Синички за окном канючат хлеба,
И мамы детям укрывают нос.

Зеркальный лёд катка, лыжня по парку
Воскресным днём сзывают детвору,
От беготни не страшен холод – жарко,
Пылают ярко щеки на ветру.

На окнах иней – роспись синей гжели,
Слепит глаза от снежной белизны.
Напевы колыбельные метели
Нам навевают благостные сны.

И словно звёзды, лёгкие снежинки
К земле летят с распахнутых небес,
Укрыв надёжной белой пелеринкой
Заснувший до весны ольховый лес.

Немного странный выбран ритм - на первый взгляд, это классика 5-стопного ямба, но хаотичная вставка в него  безударных стоп (00) делает звучание рубленым, что вряд ли улучшает достоинство стихов. Авторских образов немного -"иней - роспись синей гжели", "напевы колыбельные метели", "с распахнутых небес". Остальные тропы  знакомые и вполне ожидаемые, стихи -  не столько картинка, сколько рассказ о том, что наблюдает  автор. Хотя все выполнено  и по теме, и по жанру, и правильной речью...

     10. Зимний этюд. Светлана Салахова 

Дремлет лес могучим исполином,
Волшебством Рождественским объят.
И деревья в бусах снегириных
Как заворожённые стоят.

Иней на ветвях лежит, не тая,
Словно невесомая вуаль.
И лебяжьим пухом улетает
Рой снежинок в сказочную даль.

Здесь удачно  лишь " деревья в бусах снегириных" и " лебяжьим пухом улетает рой снежинок". А больше, к сожалению,   восхищенным читательским взглядом здесь не за что зацепиться. )))

     11. Осада января. Вера Шкодина

Ух, какой заметелил январь!
Раскосматился злой сединой.
Опустилась небесная хмарь,
Застелила луга пеленой.

Потонула речонка в снегу,
Захлебнулся стремительный ход.
Ивы сгрудились на берегу,
Снежный ветер и крутит, и гнёт.

Торжествует владыка- тиран
Над закутанным в саван селом.
Но недолго  лютует буран,
Если теплится  свет за окном.

Только утром забрезжит заря,
Сняв осаду разорванных туч,
Засверкают снега января,
Вспыхнет вновь ослепительный луч.

Все чистенько, правильно, но особо интересных образов я не нашла, а рифмы и вовсе простые - скучные. Не поняла логики фразы: "Но недолго  лютует буран, если теплится  свет за окном". Как, впрочем,  и причинно-следственной связи в  построении предложения последней строфы -"...засверкают снега января, вспыхнет вновь ослепительный луч".   

     17. В райских кущах зимы. Нина Матрохина

В райских кущах зимы нет ни трав, ни цветов, ни плодов.
Там рисует январская стужа полотна узорные,
Там любуемся мы хрупким кружевом ДИВНЫХ садов,
Где на ветках хрустальных жар-птицы сидят ИЛЛЮЗОРНЫЕ.

Для просторов земли ткут метели холодный покров.
Свои вечные песни поют им ветра заунывные,
И сугробы легли будто странники дальних миров,
До весны не решаясь покинуть места эти ДИВНЫЕ.

В красках зимней зари мир прекрасен, но всё же суров!
Розовеют под утренним солнцем кусты придорожные,
И с ветвей снегири язычками горящих костров
О приходе поры НЕПРОСТОЙ шлют сигналы тревожные.

Здесь не совсем удачным показался повтор слова "дивные" (сады, места) и плохо вписывается в стилистику данных стихов  слово "иллюзорные". Заменить бы  чем-то более интересным скучное определение "пора НЕПРОСТАЯ". Больше всего понравился образ " снегири язычками горящих костров". Остальное - повторы знакомого и известного. Удачна здесь оригинальная форма - (стихи претендент на номинацию  формы):  5 стопный анапест аДаД  с чередованием дактилической рифмы  и мужской,  причем, мужская (-ов) - межстрофная рифма,  она проходит по всем строфам стихотворения.

     20. Ах, январь! Сиянье канители. Ольга Альтовская 
 
 АХ, январь! Сиянье канители
 С бирюзой небесных чистых окон,
 Без ветров, поземок и метелей,
 Без дымов и облачных волокон.

 В зареве холодного светила
 Дышит мне в лицо морозец хрупкий.
 Чуть земля под инеем пристыла.
 ЧУТЬ лесок присыпан белой крупкой.

 Светом обливает наши лица,
 Золотом – окошки и фасады.
 То ль зима? То ль выпало умыться
 Колкой родниковою прохладой?

Подкупает филигранная точность рифм. Чистая речь, уместные образы. Конечно, лучше бы от "ах" избавиться и второго "чуть". Но в целом, хорошо.

     22. Ну, что же ты, январь. Галина Добровская

Ну что же ты, январь, на самом деле?
Опять хандришь? Ну сколько можно плакать?
Где сизые кудлатые метели,
Где дым столбом над крышей? Хмарь и слякоть...

Где твой характер разудалый, русский,
Из баньки, да с парком, да в прорубь чтобы?
Вот лёд на полынье раздулся, хрустнул,
И лес поплыл оплавленным сугробом.

Где русские ядреные морозы?
Опять в миниатюре март: "Не ждали?
Я погощу..." Да как же так - белесый,
Январский снег в извилинах проталин!?

Где звонкие крещенские купели,
И лес заиндевелый с треском сучьев,
Где в завитках небесно-синей гжели
На стеклах кружевом мороз трескучий?

Ну хватит, наконец, уже лениться,
Ведь ты мужчина, поднимись с дивана.
Давай как раньше, помнишь: минус тридцать,
И в небо - вихрем снежного бурана!

Здесь интересны не образы, а композиция  стихов:  они  построены на вопросах автора к олицетворенному январю: мы узнаем из текста  не столько о том, что находится вокруг, сколько о том, что там  должно быть!... ))) Из хороших образов можно отметить "сизые кудлатые метели", " лес поплыл оплавленным сугробом" и " лес заиндевелый с треском сучьев, где в завитках небесно-синей гжели...."

    24. Январь-студенец. Морозова Нина

Январь-студенец  рассыпает  снега –
Зиме – середина, а году – начало.
Метёт и метёт, завывая, пурга.
Растущих сугробов  белеют стога.
И злится мороз, чтобы сила крепчала.

Суровый идёт, оставляя следы:
Холодных кристаллов резная каёмка,
За ней непробудные, стылые льды,
Как будто навеки заснули пруды.
И вьётся шипящей змеёю позёмка.

Весь мир под засильем студёных оков,
И в скорую оттепель верится слабо.
Стоит, выставляя на вид широко 
Глазурь промороженных круглых боков,
Довольная, крепкая снежная баба.

Выразительная картина (именно картина, а не пересказ ее!). Интересно описан  мороз: "Суровый идёт, оставляя следы:/Холодных  кристаллов резная каёмка,/За ней  непробудные, стылые льды,/Как будто навеки заснули пруды." И еще: "Стоит,  выставляя на вид широко/ Глазурь промороженных  круглых боков,/ Довольная,   крепкая снежная баба". Интересны стихи и по форме: Пятистрочник аБааБ, логаэд 1-ямб, 3-анапест

         30. Январь. Лилия Белоконева 

На розовом закате серебром
Январь чеканит хитрые узоры.
Пред декабрем бахвалится добром,
Снегов пушистых наметая горы.
Год начался - с ворот снятЫ запоры!
Примчались вьюги В Ветряных санях,
ЧТОБ ВЫБЕЛИТЬ И ЗАСТЕЛИТЬ ПРОСТОРЫ
В заждавшихся зимы моих краях
ЖЕМЧУЖНОЮ ПАРЧЕЙ, сверкающей в огнях.

Январь двуличен - Януса дитя!
ЗАБОТИТ нас своим непостоянством:
Сугробы может растопить шутя,
Лишив округу зимнего убранства.
Опомнясь от подобного коварства,
Опять всю землю льдом скует мороз.
Зима вернет порядок и богатства,
Оставив капелькИ застывших слез
На спящих ветках, что полны весенних грез.

Написано редкой и оттого трудно воспринимаемой на слух спенсоровой строфой - девятистишной строфа с рифмовкой аБаББсБсс, где 1-8-я строки 5-стопный, 9-я 6-стопный ямб. Безусловно, претендент на номинацию по форме, но мне здесь  интереснее обсудить выразительные средства языка  стихотворения, наиболее интересные из которых: " вьюги В Ветряных санях" (к сожалению, здесь смыкание согласных В) и " капельки застывших слез на спящих ветках". И, пожалуй, это - всё, остальное, увы,  не ново! Зато есть отдельные технические недочеты: "с ворот снятЫ запоры" - все-таки "снЯты"!! "ЗАБОТИТ непостоянством" - это скорее разговорная, чем литературная фраза, для стихов она - не украшение. "Чтоб выбелить и застелить просторы" - нарушена логика действий , было бы понятнее  сначала " застелить", а уже потом "выбелить". Напрягла меня и "жемчужная парча" - можно, конечно, считать это эпитетом, но... не делают парчу из жемчуга, из серебра - еще куда ни шло... Здесь же сомнительное согласование парчи "сверкающей В ОГНЯХ": может быть, "сверкающей огнЯМИ"? И, наконец, выпадающая из ритмики строка " оставив капелькИ застывших слез", где слишком много стоящих подряд безударных слогов дают прочтение " остАвив капелькИ".

       33. Январское утро. Сергей Суворов 60   

Бушевала неделю январская вьюга,
Грунтовала холсты небывалых картин.
Натянула река ледяную кольчугу,
Укрываясь от глаз средь холмов и равнин.

Поутру над селом, поднимаясь столбами,
Белокурых дымов - невесомый каприз.
А сугробы в полях, будто пилы зубцами,
Горизонт режут так - даже воздух искрит.

За околицей крыша пустого амбара,
Занесённая снегом, как белый курган.
Тащит сани с дровами коняга поджарый,
А извозчик, по всей вероятности, пьян.

Одно из лучших стихов по части небанальности, адекватности  и выразительности  выбранных образов. И картинку зримую стихи создают, и все тропы работают на смысл, а не просто строку заполняют: "вьюга, грунтовала холсты", река "натянула ледяную кольчугу", сугробы в полях "будто пилы зубцами, горизонт режут так - даже воздух искрит", крыша "как белый курган". Вот только чуть подкачало предложение: "Поутру над селом, поднимаясь столбами, белокурых дымов - невесомый каприз" - образ здесь дан замечательный, только подлежащее где-то потерялось, потому что в предыдущем предложении речь шла о реке, и явно, что  не река "поднималась столбами"!

         44. Январь. Гордей Майский
 
Снег на цыпочках крадётся.
С губ срывается парок.
Нам с тобой легко идётся
В этот дивный вечерок.

АХ, январь, ты нас балуешь:
ни морозом не трещишь,
ни метелью не целуешь,
ни пургою не шалишь.

Застеклил ледочком лужи, -
МИНУС СЛАБЫЙ, но взяло!
Забелил великодушно
всё, что в серое ушло.

Нет на горках суматохи,
не сыграть никак в снежки;
без работы лыжи сохнут,
без катка грустят коньки...

Новый Год отхороводил...
Мотыльками дни летят...
А зима всё где-то бродит
долгих шесть недель подряд.

Здесь две беды: язык - не язык пейзажной лирики, а народный, частушечный, не годятся для пейзажа такие, хоть и понятные, но не поэтические фразы, как "минус слабый ... забелил" и этот пустой заполнитель строки "ах".  Совсем другое дело образное "Мотыльками дни летят" и "Новый Год отхороводил", но все равно - не тот стиль речи! Да и конкретного пейзажа места здесь тоже нет (и это вторая беда - тема стихов). Стихи про январь есть, а пейзажа января нет, что типичная "болезнь" стихов многих участников, причем  не одного только этого тура  серии "Двенадцать месяцев"!

         49. Январь имеет запах волшебства. Елена Спиридонова 2   

Январь имеет ЗАПАХ волшебства
И детских грёз ОТТЕНОК СЛАДКОВАТЫЙ.
Лучатся тонким светом существа
Среди снегов плывущие куда-то.
Посланцы зимних сказочных миров.
Вокруг парят снежинок мириады.
Зима приносит множество даров.
Бодрят морозы. Нежат снегопады.
Искрится иней сахарных ветвей.
Сугробы сладкой ватой громоздятся.
Смеётся небо. Ветер – дуралей
Танцует джигу. Как не рассмеяться?!
Во взбитых сливках тучных облаков
Сияет солнце СВЕТОМ ЛЕДЕНЦОВЫМ.
На речке прорубь дышит глубоко.
Поёт водица голосом медовым:
– От всякой хвори мигом исцелю,
Нырни в огонь студёной благодати!
...Стекает капля дня по хрусталю
И алой искрой тает на закате.

Очень противоречивое у меня ощущение от этих стихов. С одной стороны, много красивых находок: леденцовый свет, взбитые сливки облаков", "сладкая вата сугробов", сахарные ветви" - казалось  бы, если взят на вооружение этот "десертный" ряд выразительных средств, то и решай в нем ВСЁ стихотворение! Но автор все время мечется в выборе сравнений: Запах января у него почему-то имеет оттенок сладковатого вкуса (см. начало), а "КАПЛЯ дня" почему-то "ТАЕТ" да еще и ... "ИСКРОЙ". А еще сразу после метаморфоз января в начале стихов идет загадочное предложение: " Лучатся тонким светом существа среди снегов плывущие куда-то". Это о чем? И почему свет солнца "леденцовый"? Образы-то  красивые, но как-то плохо дружащие с друг другом, а иногда и с логикой.

       50. Крещенские этюды. Русаков Григорий

Снежный пух укутал ели.
Майну рубят для купели.
Разбегаются по льду,
Словно нити-паутинки
В серебристо сизой дымке
Сколы трещин на пруду.

Раздаётся эхом звонким,
Отражаясь от церквёнки,
Топориный ТОНКИЙ СТУК.
И БЫСТРЕЕ ШУСТРОЙ ЛАСКИ
Разгоняются салазки,
БУДТО МЧИТСЯ РУССКИЙ СТРУГ.               

Несмотря на все прогнозы,
ЖМУТ крещенские морозы.
Поднимаясь плавно вверх
По окну ползут узоры -
Дивный сад и странный город,
А над ними - белый стерх

Нам принёс благие вести...
И нащупав медный крестик,
Говорю негромко вслух:
"Отче наш, раба помилуй,
Огради водой и силой,
Исцели мой грешный дух..."

...Снег скрипучий на тропинке,
В полынье гнездятся льдинки
И зовёт парная стынь -
Окунуться, помолиться.
И душа сорвётся птицей.
Слава Господу! Аминь!

Тут частично - пейзаж, а частично - стихи о празднике Крещенья. Немного смутил "топориный ТОНКИЙ стук" - почему вдруг тонкий?  Почему морозы "жмут"? А еще на примере этого стихотворения хочу показать  часто встречающийся недочет - двойное сравнение, когда в одном предложении одно и то же слово сравнивается с разными предметами или явлениями: " И быстрее ШУСТРОЙ ЛАСКИ разгоняются салазки, будто мчится РУССКИЙ СТРУГ". Не стоит перенасыщать свои фразы двойными или даже тройными сравнениями, использованными для одного и того же объекта.

          52. Январь. Ирина Полесская 

Сияет день лазоревый
Над белыми просторами,
Искрится крепкий наст!
Изрезан снег полозьями..
Леса стоят колоссами,-
Сильна мороза власть!

Там ели спят суровые
Под мягкими уборами..
А ивы у реки
Белилами раскрашены,
И только карандашные
Черны ветвей штрихи..

В селенье за околицей-
Как тройка с колокольцами-
Летит-звенит пурга..
И вот уж вровень с крышами
Лежат холмами пышными
Жемчужные снега!

Бодрит, спешит ( не ленится!)
Румянить щёки девицам
Морозец молодой!
Детишкам сколько радости -
Лететь с горы, барахтаться
В перине снеговой!..

ВСЁ В БИСЕР НЕБО ВЫШИТО..
Дымки висят над крышами,
В безмолвии простор!
Янтарный МЕСЯЦ - СВЕЧКОЮ..
И сквозь тысячелетия
Спускается доверчиво
На землю Рождество..

Попытка создать нестандартную строфу - шестистрочник ААбААб 3 ст ямб с дактилической рифмой. А вот с лексикой не все хорошо: "сияет день лазоревый над белыми просторами" - может, не день сияет, а свет? Непонятна логика предложения: " Леса стоят колоссами - Сильна мороза власть!" - и колоссы леса удивили, и смысл тире, связавшего стояние леса с морозом. Смутила конструкция предложения: "Всё в бисер небо вышито". Фраза: "В безмолвии простор" - простор - это не то, что обычно создает звуки.... Напрягло и сравнение "месяц - свечкою" - все-таки не такая  форма у месяца! Словом, стихи хороши, но над более точным выбором слов здесь еще стоит подумать .


       57. Январь в последнюю неделю. Нина Цурикова 

Январь в последнюю неделю
Нежданно оттепель принёс.
Всё было: иней, снег, мороз,
Ветра жестокие, метели
И пляски вьюги оголтелой,
Лишь не хватало зимних слёз!

Но вот ветра, свернув на запад,
Свои крыла сложили вдруг
Среди уснувших в снеге вьюг.
Зима расплакалась внезапно,
И след потёк ручьями санный,
И погрустнело всё вокруг.

Как будто бы, истратив силы
И от жестокости устав,
За резкий и суровый нрав
Зима прощения просила!
И мы, конечно же, простили.
Не плачь, зима! Январь был прав.

Он был, твой сын, началом года.
Дай позабавиться ему!
Ему всегда была к лицу
Наверно, всякая погода.
Но наломал он дров к концу
И воспротивилась природа!

Но ты не плачь. Его проделки
Уже закончились. Как встарь
Звенит сосульками звонарь
Пускай последнюю недельку!
А впереди - твой сын февраль
На зиму переводит стрелки.

Стихи скорее о погоде, чем описание картинки природы. Мощно использован прием олицетворения "расплакавшейся зимы" и ее утешения автором. Неплохие стихи, хотя и немного не о том, и не в том жанре.

**************************************************
А теперь список авторов - претендентов на номинацию "За самую интересную организацию строфы":

4. Зимний рай. Владимир Николаевич Тюрин    (Пятистрочник АбССб, где А - межстрофная рифма, 4 ст.ямб)

17. В райских кущах зимы. Нина Матрохина (Катрен аДаД, 5 ст анапест, где рифма а - межстрофная)
               
24. Январь-студенец. Морозова Нина (Пятистрочник аБааБ, логаэд 1- ямб, 3-анапест)

30. Январь Лилия Белоконева  (Спенсорова строфа аБаББсБсс, 1-8-я строки 5-ст ямб, 9-я - 6-ст. ямб).

52. Январь. Ирина Полесская (Шестистрочник ААбААб, 3 ст ямб с дактилической рифмой)

55. Серебряный январь. Николай Сыромятников (Восьмистрочник АБАВГБГВ с нарушением правила скрещения рифмических цепей, акцентный стих).

56. Отснял январь морозный клип. Елена Долгих  (Пятистрочник ааббб, 4 ст. ямб)

57. Январь в последнюю неделю. Нина Цурикова  ( Шестистрочник АббААб, 4 ст ямб )

58. Январь. Елена Александровна Коровина  (Шестистрочник абабсс, 4 ст ямб)

Победителя этой номинации я выбираю по наибольшему количеству очков, полученных произведением  в результате голосования, исключая призеров первой пятерки мест,  которые и так уже получают  дипломы призеров конкурса.

Теперь, когда мне уже известны итоги голосования, сообщаю вам, что победителем номинации "За самую  интересную организации строфы" стало  произведение:

           56. Отснял январь морозный клип. Елена Долгих 

На ветки, стёкла иней лёг,
Сплошным кристаллом всюду лёд.
Трещит, беснуется мороз,
По улице пройти без слёз
Нельзя и, даже дым…замёрз…

Подвалы, пасти затворив,
Тихонько дремлют до зари,
И слышится протяжный скрип
Дверей в домах – подъезд охрип.

...отснял январь морозный клип.

По структуре строфы - это пятистрочник ааббб, 4 ст. ямбом, написанный  на две мужские рифмы, причем не разнесенные, а идущие подряд, что усложняет для автора  подбор точной рифмы (любая разность звучания здесь сразу  слышна!). И пейзаж стихов получился выразительный - небольшой фрагмент, а картинка морозного дня запоминается, она зрима.

На этом, все.

Продолжение  статьи (анонимная подборка лексических ляпов участников) см. http://www.stihi.ru/2018/02/10/2363

С уважением, Ваша АлКора, 09.02.18