Семь моих последних Сонетов 2566-2572

Сергей Владимирович Евдокимов
=1=

«Хотели как лучше,
а получилось как всегда» -
это старинное Русское изречение
нередко приписывают
Виктору Степановичу Черномырдину


Сонет 2566. Для верного решения -
            необходимо -
            новое мышление!

По тьме средь слов-вещей - гать в облакА!
Шаг влево, вправо – вниз - на Землю тенью,
Где мысли «в хлам» ведут наверняка
К традиционному для всех мышлЕнью.

В таком мышлении всё будет – «как всегда»,
А чтоб по-новому, нам мыслить – не словами,
Ведь нас без слов Природа родилА,
Все мысли в детстве – только - образАми.

Сигнальною системою второй,
Мышление обузили - до слОва!
И нам не видно за такой горой,
Тот образ, что мышлЕнию – оснОва!

Слова из образа – есть верный труд,
Где верное мышление найдут.

*

На мой субъективный взгляд,
Человечеству для решения
неразрешимых сейчас задач –
необходимо перейти
к новому мышлению,
к образному,
то есть
к забытому "старому" мышлению,
которое имел каждый ребёнок,
а когда найдено решение,
то это мышление образами,
перевести - в словА
второй сигнальной системы.

Думаю,
это моё - ОТКРЫТИЕ,
которое лежало на поверхности
нашего быта.

*

25 января 2018 года

© Copyright: Сергей Владимирович Евдокимов, 2018
Свидетельство о публикации №118012511605


==

=2=

Сонет 2567. Здесь, Ленинград -
            навечно -
            защищали!

А якорь без цепИ, сильней - чем с цЕпью!
Ведь с цЕпью - поднимают много раз:
«ПерекатИ – так – поле» катит степью,
И попадают только «в бровь, не в глаз».

Но якорь без цепИ, бьёт - точно в цЕли!
Чтобы как крыса с бОрта не сбежать,
Пётр, в Герб Санкт-Петербурга, чтоб все зрЕли -
ГерАльдикой велел смысл отражать.

Тем, якорь без цепИ - всё в жизни значит,
Кто мыслит здесь остаться навсегда,
Кто нАсмерть защитит и даст тем сдачи,
Кто сУнется непрОшенный сюда!

Тот якорь, триста лет - не поднимали,
Здесь Ленинград – навечно - защищали!

*

В качестве комментария
к моему Сонету № 2567 –
мой Сонет № 0063
с моим комментарием.

*

Сонет № 0063

В воплощение Славных идей
ЯкорЯ бросил Пётр сюда -
В глубь Невы! Навсегда! Без цепей,
Чтобы их - не поднять никогда!

Чтобы город навечно стоял,
А Нева Белой ночью в веках,
Крепит шпилями в небе металл
Град столичный ещё - в облакАх!

Безо всяких подъёмных цепей
Здесь и Санкт-Петербург – на векА!
Петербург – порт для входа с морей.
Ленинград - не пустил здесь врага!

ЯкорЯ без цепей не поднять,
Так, и МАТУШКУ-РУСЬ не понять!

*

На Гербе Санкт-Петербурга
не только – Скипетр –
геральдический знак столицы России
(такого знака нет на Гербе
ни у одного города России, даже у Москвы),
но и якоря изображены без цепей,
что на языке геральдики означает:
без цепей якоря не поднять,
значит они брошены в Неву - навечно!

*

Сергей Владимирович Евдокимов,
Санкт-Петербург,
26 января 2018 года

PS

Подробнее о полном снятии
блокады Ленинграда –
в моём произведении
«Ленинград.
Окончание блокады
27 января 1944 года»
(http://stihi.ru/2018/01/24/12511)


© Copyright: Сергей Владимирович Евдокимов, 2018
Свидетельство о публикации №118012604286


==

=3=

Множество раз использованная мной
в качестве эпиграфа
до сих пор непонятая Человечеством
фраза Великого философа Ницше:
«Фактов нет, есть интерпретация»


Сонет 2568. В себе никак не разберёмся,
            но готовы -
            мир судить

В себе никак не разберёмся,
Но мы готовы – МИР судить,
Когда живём враньём от Холмса,
Где ФАКТЫ – Ариадны нить.

Себе самим, мы ФАКТ - подбросив,
«Железной логикой» своей -
Весну выдЕлываем в Осень,
Высвечивая тьму идей.

Толкуют ФАКТЫ из подмЕнов,
Где юридический почИн –
Чтоб наших клеветАть спортсменов
Из политических причин.

Мысль Человечества – в ЗакОне,
Коль ФАКТ в мозгу у нас в загОне.

*

Строки из Интернета:
«МОК жестко унизил российскую сборную перед ОИ 2018 в Южной Корее |...
newsbox24.tv/novosti/sport/mok-zhes... копия
МОК жестко унизил российскую сборную перед ОИ 2018 в Южной Корее. Вопрос об участии в Играх отдельных спортсменов в нейтральном статусе будет рассмотрен...»

*

27 января 2018 года

© Copyright: Сергей Владимирович Евдокимов, 2018
Свидетельство о публикации №118012700059


==

=4=

«Если правды – оно –
Ну, хотя бы на треть,
Остаётся одно,
Только лечь – умереть!»
Из песни
Владимира Семёновича Высоцкого


Сонет 2569. Цветут
            мошенники -
            в фавОре!

Копили люди на квартиру
На протяженье долгих лет,
Но всей семьёй - пошли по мИру,
Когда Остап прислал – привет!

Пенсионер открыл сам двери,
Всё что на гроб себе копил,
Дал «соцработникам», поверил,
Ведь Бендер среди них был – мил!

Так, хлеб не тот пеклИ в Блокаду.
Кому - война, кому – барЫш!
Там смерть вносили Ленинграду,
Где показал Остап свой шиш.

Средь слёз обманутых, в их горе,
Цветут мошенники - в фавОре!

*

«Число мошенничеств в Петербурге
выросло за год на треть» -
из «бегущей строки»
по ТВ-78
в 20:15
30 января 2018 года.

На мой субъективный взгляд,
должно быть более трети,
поскольку мошенничество
с различными способами
«честного отъёма денег от граждан»
в Ленинграде культивируется
ещё со времён СССР,
когда о Великом мошеннике –
Литературном Герое –
Остапе Бендере
не только пишутся книги:
«Двенадцать стульев»,
«Золотой телёнок»,
но проводится
и множество экранизаций
этих любимых ленинградцами книг –
от ТВ постановок
до различных широкоэкранных версий
с популярнейшими актёрами.

А ведь это всё –
реклама мошенничества!

Так что же удивляться,
что мошенничество растёт?

В глазах горожан
Остап Бендер
настолько популярен,
что 25 июля 2000 года
на Итальянской улице
в Санкт-Петербурге
около дома Жако,
где размещался
ресторан «Золотой Остап» -
этому мошеннику
был установлен
реальный памятник.

Этот памятник –
стал одним из любимых памятников
не для Ленинградцев,
а для Петербуржцев.

А это,
опять-таки на мой субъективный взгляд -
и есть реальная романтизация
и воспитание
мошенничества!
 
Чему же удивляться,
если мошенничество
в нашем Великом городе,
бывшем Ленинграде –
за последний год выросло
на треть?!

*

30 января 2018 года

© Copyright: Сергей Владимирович Евдокимов, 2018
Свидетельство о публикации №118013010521


==

=5=

Сонет 2570. Наша
            человеческая
            Справедливость

Эмоцией, Актёр великий - жжёт!
Поэт великий, чувством - будоражит!
Философ нам великий, мысли - льёт,
В «Утопию» войти как в рЕку даже!

Страны такой пусть нету на Земле,
Но вечно жаждут люди – СПРАВЕДЛИВОСТЬ,
А СПРАВЕДЛИВОСТЬ – разная везде,
Со всякой Правдой в НЕЙ есть совместимость.

И потому притягивает нас,
Когда своё в НЕЙ видим отраженье,
И разная ОНА для разных глаз,
Нет объективных волн в НЕЙ для сужденья.

Актёр, Поэт, Философ – если с НЕЙ,
Нам в резонанс, в НЕЙ - маяки огней!

*

На мой субъективный взгляд,
если Правда у всех своя,
то и Справедливость своя,
где видим
наше отражение о Справедливости,
а если
в это лучистое отражение входит
в резонанс
с вОлнами излучения
эмоций Актёра,
чувств Поэта,
мыслей Философа,
то
наша субъективная Справедливость
в нашем сознании
приобретает
чёткие
формы.

*

3 февраля 2018 года

© Copyright: Сергей Владимирович Евдокимов, 2018
Свидетельство о публикации №118020307388


==

=6=

«Ты у меня одна,
Словно в ночи луна,
Словно в степи сосна,
Словно в году весна» -
из известнейшей песни
Юрия Иосифовича Визбора


Сонет 2571. Глубина
            текстов песен -
            Визбора!

Кто, в песен Визбора - пронИкся глубину,
Кто, погрузился - в мыслей сочетанья,
Где даже штрих, напоминает - старину,
В тех: в ДНК – языческие знанья.

Простор у автора для песни – небольшой,
Минуты две - чтоб темы суть озвучить:
Морозом, в коже и в спине с душой -
На крОхотном плацдАрме стрОки мучить!

Чтоб в пене тёплых слов, шипела и виднА
Идея: шаг – от горя и до счастья,
Чтоб содрогнулся мир: «Ты у меня – одна!»
В Язычестве: в степи, Сосна – несчастья!

Где, до крещения РусИ - всегда там шли -
ПомИнки чудом повстречАвшейся души!
 
*

Помню,
в начале 60-х годов,
один приятель мне сказал с возмущением
о строках песни Визбора:
«Ты у меня одна,
Словно в степи сосна...»,
что эту глупость Визбор написал для рифмы,
мол, в степи сосен не бывает.

Тогда я подумал,
что наверняка,
хоть и очень редко,
но может расти и в степи одинокая сосна,
что Визбор этим хотел сказать -
встретившаяся ему возлюбленная
настолько единственная,
настолько редкая,
как сосна в степи.

Время от времени,
анализируя тексты Визбора,
я понял,
что Визбор не позволял себе
ни вставлять слова для рифмы,
ни допускать сомнительные сравнения.

Позднее, в 21 веке,
слушая лекции Великой фольклористки
Софьи Залмановны Агранович
для студентов-психологов,
я понял,
что Визбор хотел сказать словами,
ты у меня одна, словно в степи сосна!

Когда на Русь пришла иная Вера
и Русь подвергалась Крещению,
то стало считаться страшным грехом,
если собираются люди,
как теперь говорят «на шашлыки» -
на берегу реки
или на перекрёстке дорог,
или на холме,
или у одиноко растущего высокого дерева.

Например,
у сосны в степи,
поскольку язычники в таких местах
не просто праздновали,
а воссоединялись с мёртвыми,
что недопустимо христианами.

Теперь понятны и слова Пушкина,
когда Александр Сергеевич,
вспоминая Русское Язычество,
описывает такое воссоединение с мёртвыми:
«Князь Игорь и Ольга на хОлме сидят;
Дружина пирует у брЕга;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они»,
именно поминают, а не вспоминают,
поскольку на Русском языческом пире
обязательно присутствовали
и живые и мёртвые.

Так и у Визбора –
словно в степи сосна –
языческое представление о роковой женщине,
которую невозможно забыть,
но с которой предстоит расстаться...

То есть,
это - поэтический образ,
подобно музыке,
этот образ возможно только прочувствовать,
но не описать
словами!

*

4 февраля 2018 года

© Copyright: Сергей Владимирович Евдокимов, 2018
Свидетельство о публикации №118020411238

*

СПРАВКА
к Сонету 2571.
Песня Визбора Ты у меня одна

Не для Читателей-разоблачителей,
которые любят разоблачать разные Мифы,
на мой субъективный взгляд –
недостойное занятие,
а для любознательных Читателей,
в силу возможно возникшего вопроса:
«Откуда мой приятель
мог знать об этих строках песни
в начале 60-х годов,
когда фильм ТЫ У МЕНЯ ОДНА
вышел намного позже?»

Очень просто,
это было традицией
Советского кинематографа:
так поступали
с первыми звуковыми фильмами
конца 30-х годов,
когда песни из кинофильма
звучали по Радио
задолго до появления фильма
на экранах кинотеатров.

Можно считать это
неумышленной рекламой
будущего фильма,
когда зритель
шёл на премьерный просмотр
новой киноленты,
зная наизусть песни,
которые в них будут звучать,
загадывая,
при каких обстоятельствах
кино-герои
будут петь эти песни.

Так продолжалось и после войны.

Например,
песню «Где-то на белом свете,
там, где всегда мороз...»
многократно звучащую по Радио
пела уже вся Советская страна
задолго до выхода на экраны
кинокомедии «Кавказская пленница
или новые приключения Шурика».

Тем более так было
с самодеятельными авторами-исполнителями:
Высоцким, Визбором, ...

Песни этих авторов
фанаты поэзии 
многократно переписывали
с одной магнитной плёнки на другую
и сквозь жуткое шипение и хрип записи,
затаив дыхание, с трудом разбирая слова,
запоминали эти песни.

А потом возмущались,
а почем такая-то песня Высоцкого,
в таком-то фильме не звучит,
оказывается,
эту песню вырезали,
а идущие на фильм,
знали текст вырезанной песни
наизусть.

Так и песня
«Ты у меня одна»
была записана в зале
на магнитную ленту
задолго до выхода фильма
«Июльский дождь»
на экраны кинотеатров в 1966 году,
позднее,
в 1993 году эта песня звучала
и в фильме «Ты у меня одна».

Такая судьба у Великих песен,
песня «Ты у меня одна» -
звуковая эмблема многих фестивалей
авторской песни
и «Нам не дано предугадать»
как песня эта отзовётся в будущем...


© Copyright: Сергей Владимирович Евдокимов, 2018
Свидетельство о публикации №118020412284


==

=7=

В качестве эпиграфа к Сонету 2572
«Драка Максима Шевченко и Николая Сванидзе в эфире - YouTube
youtube.com/watch?v=KQzIE1kcs3s копия
Драка Максима Шевченко и Николая Сванидзе в эфире. "Комсомольская правда" после жарких дискуссий о роли Сталина в ВОВ произошла стычка между…» -
из сообщения в Интернете.


Сонет 2572. За Сталина,
            будут -
            драться!

За СТАЛИНА, будут - драться
Жёстко: сейчас и потОм.
ОН смог не пачкать стараться
Свою жизнь – личным рублём.

Всех оккупантов тарАня,
СерпОм и мОлотом гнал –
ОН взвил над Рейхстагом Знамя,
И день ПОБЕДЫ – настал!

ОН столько Родине строил
Что враг, до сих пор дрожит:
Нам, от Советского строя
Оставил – ядерный щит!

Спираль, в ДНК есть нашем,
«Братья и сёстры!» - с НИМ скажем.

*

«Братья и сёстры» -
из обращения к Советскому народу
Иосифа Виссарионовича Сталина
по Радио 3 июля 1941 года

*

В качестве комментария к Сонету 2572 –
мой Сонет номер 0099 с моим комментарием:

---------------------------------


Мой Сонет номер 0099

«Мы не рабы» – читали. наши предки.
«Рабы не мы»  – учились так писать.
Но и сейчас встречается, но редко
Тот, кто способен «Я - не Раб!» - сказать.

Со школы нам твердят на переменах,
Чем глубже – лучше, будь же карасём...
Зависимость раба у нас и в генах,
И в сердце, и в поступках, и во всём!

Зависимость от боли – груз ужасный!
Зависимости вяжут по рукам.
И Человек идёт как Раб несчастный
Во все тысячелетья по векАм.

Творец дал выбор Рабства иль Свободы!
Коль ты не раб, ответить можешь: «Кто ты?!»

*

Уинстон Черчилль,
ненавидящий всё коммунистическое,
поверг в шок Английский парламент
в 1959 году
своей речью о Сталине:

«Большим счастьем для России было то, что в годы тяжелых испытаний ее возглавлял такой гений и непоколебимый полководец, как Иосиф Сталин. Он был выдающейся личностью, вполне соответствовавшей жестокому периоду истории, в котором протекала его жизнь.
Сталин был человеком необыкновенной энергии, эрудиции и несгибаемой воли,
резким, жестким, беспощадным как в деле, так и в беседе, которому даже я, воспитанный в английском парламенте, не мог ничего противопоставить.
Сталин обладал большим чувством юмора и сарказма, а также способностью точно выражать свои мысли. Статьи и речи Сталин всегда писал сам, и в его произведениях звучала исполинская сила. Эта сила настолько велика в Сталине, что он казался неповторимым среди руководителей государств всех времен и народов.
Сталин производил на нас неизгладимое впечатление. Его влияние на людей было неотразимо. Когда он входил в зал ялтинской конференции, все мы, словно по команде, вставали и, странное дело, почему-то держали руки по швам.
Он обладал глубокой мудростью и чуждой всякой панике логикой. Сталин был непревзойденным мастером находить в трудные минуты пути - выходы из самого безысходного положения.
В самые трагические моменты, как и в дни торжества, Сталин был одинаково сдержан, никогда не поддавался иллюзиям. Он был необычайно сложной личностью.
Сталин создал и подчинил себе огромную империю. Он был человеком, который своего врага уничтожал руками своих врагов, заставив даже нас, которых открыто называл империалистами, воевать против империалистов.
Сталин был величайшим, не имеющим себе равных в мире, диктатором. Он принял Россию с сохой, а оставил оснащенной атомным оружием...»

Действительно, Царский режим,
где Дворянство нещадно эксплуатировала
крестьян России,
продавала зерно России за границу,
а крестьяне России
видели хлеб на своём столе
только по праздникам,
где даже рабочие России
зачастую расписывались
при получении заработной платы
КРЕСТИКОМ,
поскольку большинство граждан России -
не умела даже читать,
Советская власть провела программу
ЛИКБЕЗ –
Ликвидацию Безграмотности,
в результате которой
СССР была самой читающей страной
на Земном шаре!
В избах-читальнях
первые тексты Советской власти,
которые читали
старики, взрослые и дети были такими:
«Мы не рабы. Рабы не мы...»

О тяжёлой жизни крестьян в Царское время
поэт Исаковский, потомственный крестьянин,
приветствовавший создания Сталиным Колхозов,
благодаря которым Красная Армия
одержала победу в Великой Отечественной войне,
так вот Исаковский так писал в 1941 году
в произведении «Я вырос в захолустной стороне»
о своём детстве в Царской России:

«Я вырос там, где мой отец и дед
Бродили робко у чужих поместий,
Где в каждой хате – может, тыщу лет –
Нужда сидела на почётном месте»,

а в стихотворении опубликованном в 1951 году
«Дума о Ленине» дополнил о своей жизни
в Царской России:

«И мы, что родИлись в избе, при лучине,
И что умирали на грудах тряпья,-
От Ленина право на жизнь получили –
Все тысячи тысяч таких же, как я»!

© Copyright: Сергей Владимирович Евдокимов, 2018
Свидетельство о публикации №118013105023


---------------------------------

*
 
5 февраля 2018 года

© Copyright: Сергей Владимирович Евдокимов, 2018
Свидетельство о публикации №118020502991


==

*

Санкт-Петербург, 2018 год