Этуаль

Ирина Белявская
                (Из жизни одной балерины)

                Жизнь на кончиках пуантов
                так воздушна и легка,
                как пастель - всегда послушна
                у художника Дега.

Вальяжный белолапый перс, любимец в прошлом одного семейства, стал приличным уличным котом – драчливым, зубастым и жестоким – грозой собратьев по двору и только иногда, по праздникам или под влиянием дразнящего луча, вдруг, заиграет в нем голубая кровь и, утоптав себе гамак из гибких жасминовых веток, он блаженно сибаритствует, подставив  мордашку солнечному дождику.

Аннушка выпорхнула сегодня из дома пораньше, чтобы было больше времени размяться перед репетицией. Три дня накануне были нещадно вычеркнуты внезапной хворью, пришлось проваляться, поглощая терафлю, чай с липой и приторным майским презентом пчел. Ее подруги грезили «буше» и тортиком «Le plaisir», потворствуя тайному  желанию запретного плода, Аннушка же сладкого не любила, воспринимая его как лекарство, впрочем это была не единственная черта, отличавшая ее от обычных людей.

Белое, будто умытое в серебряном ручье личико её, сияло, голубые с искринкой глаза весело поблескивали, веснушки лимонным конфетти забавно рассыпались по щекам,  придавая трогательное очарование хозяйке. Каштановые непослушные кудряшки были собраны бархатной резинкой в пучок, но несколько колечек выкатились все же на свободу, не желая томиться в неволе.

Театр, где вот уже пять лет танцевала Аннушка, выпускница «вагановки», находился недалеко от дома и этот короткий маршрут можно было легко преодолеть, каждый день наслаждаясь рождением нового дня: как не дрожит листва, стряхнув ночную влагу, как голуби плывут по парковым ручьям, где стайкой, где поодиночке выпрашивая крохи у гуляющих неспешно горожан и маленьким оркестром звенит весеннее утро.

Аннушка шла быстрым шагом, по привычке становясь в первую позицию. Облачко, гонимое ветром. Пуанты она наденет только в зале, но кажется - уже парит божественной Giselle.

Впорхнув в дубовые резные двери «оперного», она мысленно проигрывала первый акт, наслаждаясь чарующим звучанием шедевра Адана. Ей предстояло танцевать виллису -  нежную наивную и трогательную Жизель – девушку с грустной и трагической судьбой.

                Я буду тихо, с чувством любоваться
                прелестной, жизнерадостной Жизель,
                и обреченно - навсегда влюбляться
                в ее движений легких акварель…

Хрупкой нежной травести пришла Анюта в труппу. О, сколько синяков, сбитых в кровь пальцев, подвернутых лодыжек, растянутых сухожилий, слез, и пуд ночей бессонных пережила она за пять долгих лет трудов в corps de ballet. Она всей душой стремилась вырваться из массовки в «примы» – цель, к которой рвется каждая юная инженю. Сегодня ей танцевать партию Жизели, пока на подменах, но в скором времени ей не будет равных, в этом Анюта уверена, ведь училась она у самого Наго Дуато.

Влетев в гримерку - почувствовала себя в своей стихии. Вот импровизированный шкаф с костюмами, трико от Sansha, белоснежными пачками, атласными пуантами, летящими «шопенками», маленький «клондайк» из лент, страз и перьев, дорогая сердцу диадема - дизайн придумала сама, с удовольствием строя эскизы и рисунки, филигранная работа художника помогла превратить ее в настоящий шедевр – под стать будущей Приме.

Как хорошо здесь и душе и телу, с какой любовью выбирала все, к чему теперь приятно прикоснуться: туалетный столик из березы с овальным зеркалом, как много видело оно аннушкиных слез и радостей премьерных; лак, расческа, грим, тональный стик amoureux*; вот музыкальная шкатулка с балериной, крутящейся в прекрасном фуэте – презент  поклонника - из долгого турне.

                Что может предложить поэт,
                рисуя нежной балерины силуэт…
                Быть может орхидей признательный букет,
                поэмы строчку - преданного  чувства след.

И пудреница рядом свернулась змейкой золотой в углу стола и пуховка - котенок - для завершающего образы штриха. Аннушка с радостью уловила дивный хор ванили, ириса и фрезий во вступлении, лавра нотой сердца, и заключительный - смородины аккорд, любимые El Sensuous Nude.

Это не тот сладковатый запах канифоли, которым полируют смычки, не дым вереса и других благовоний, которыми пышет ложа, завораживая публику, это скорее аромат тайны, сокровенного чувства, которое хранится в затаенных уголках души богини танца. Как она тоскует на гастролях по обаятельной вуали балетных ароматов, жемчужине, закатившейся под столик (все не досуг достать) и бархату ковров, шагам несмелым,  букетам алых роз зимой.
   
Мама привела ее в балетную школу «юных сильфид», школу родительского тщеславия и честолюбивого стремления сделать из своего чада звезду. Поначалу Аннушка противилась учебе, - очень трудно было выдержать хрупкой растущей веточке непосильную ношу и не сломаться, но постепенно втянулась, полюбила балетную науку и любой, даже маленький выход на сцену, стал для нее праздником и ощущением необходимости служения чему-то высшему, кому-то кто глядит на тебя с небес и одобрительно кивает, улыбаясь твоим маленьким шажкам к успеху, и которого ой как не хочется разочаровывать.

Вчера еще крошка-бабочка в милом розовом хитончике,  прозрачная стрекозка долгой ночи…

Пролитых слез соленые озера…

Battement Jete, порывистые Brize и грациозные кошачьи Ра de chat. И не дай Бог разгневать Аполлона*, тогда и косточек Ахиллу не собрать.

                Меня мгновенно поразит однажды
                в торжественном финале Па-де-де,
                когда пленительное плавное Adagio
                подвижно - presto сменит Фуэте.
   
Танцевать Жизель как Шарлота Гризи* и Анна Павлова…

 -  Поднять глаза, дышать…

 -  Спину хорошо разогреть и ножки, похрустеть косточками, поработать со связками…

 - Тщательно обшить пятачки атласных туфелек, пришить к ним ленточки, побить молоточком, подержать над паром, потереть теркой для удачного приземления…

Маленький квадратик шоколада…

Прическа, грим и аромат фиалки, блестящие глаза и водопад любви…

Акт 1. Занавес.
Ноктюрн.

                Прелюдия, вступили музыканты,
                открылся занавес, луча аквамарин
                мгновенно осветил атласные пуанты,
                округлость маленького тела балерин,

                Волшебство сказки, живопись движения
                в момент застывшая фигурка - арабеск,
                замру и я на миг, останусь в изумлении
                от точности скольжения в гротеск...

            - Как только ножки «золушки» теснятся в балетных туфельках на  два размера меньше?

           - Но ведь без этого она никогда не выйдет замуж за прекрасного принца, которого любит всем сердцем.





* amoureux  - влюбленный (фр.)
* une etoile – звезда ( фр.)
*Ахиллес умирает из-за стрелы, пущенной Аполлоном именно в его пятку — ахиллесову пяту, травма ахиллесова сухожилия самая опасная для балерины
* Шарлота Гризи – первая исполнительница партии Жизели, в 1841 г.


4 февраля 2018.