Судьбу не выбирают. Гл. 28

Лилия Синцова1
О многом поговорили они в кабинете, Павел Иванович надавал кучу советов, бригадиры пообещали всячески помогать новоиспечённому председателю. Хорошо, хоть колхоз не такой большой, как раньше. Его разукрупнили на три небольших колхоза. Но и в одном колхозе работушки через край. Этому колхозу досталось от главного колхоза название, да куча забот и проблем и огромная нехватка рабочей силы. Теперь в нём три бригады, а бригадирам всем за шестьдесят.

 Наконец, ближе к полуночи, все разошлись.
Осталась Настасья одна в кабинете, а перед ней её первый документ: Протокол общего собрания колхоза от 25 марта 1942 года, где написано, что председателем колхоза «Красный Октябрь» избрали Вахрушеву Анастасию Кондратьевну. Обхватила жёнка голову руками: как же ей всё выдержать?

Характер у Насти Вахрушевой – кремень, что задумает, не отсту-пится, добьётся своего. «Не мытьем дак катаньем, – частенько говаривала про настырную внучку бабушка Марья. – Хвост и гриву оставлю, а на своём поставлю. И  в кого этакая уродиласе токо?» На что Настя неизменно отвечала бабке: «Не в мать не в отца, а в проезжего молодца, – и увидев, что та в каждый раз обиженно поджимает губы, девушка обнимала её и продолжала: – Ты ведь сама, бабушка, всегда говоришь, что не сравнял Бог лесу, а также и людей. Вот я такая уродилась, а ты у нас другая».
А вот любовь свою единственную Настя не удержала, сама отдала. Семнадцати годков задролилась молоденькая Настенька Вахрушева с Дёмкой Птицыным, которому недавно восемнадцать минуло. Высокий и красивый он завлёк девичье сердце напропалую. Полюбила девушка, в первый раз полюбила. И Дёмка всё шептал на ушко, что любит пуще жизни. Договорились, что после армии поженятся. Проводила его девушка в армию. Писали письма друг другу полные любви и нежности. Два года разлуки показались Насте вечностью.

Наконец они встретились. Ещё утром Настя почувствовала, что сегодня её Дёмушка домой приедет. Не утерпела и побежала на пристань встречать. Так и есть – приехал ненаглядный – возмужавший, а какой красивый! Настя даже глаза закрыла и потрясла головой – не сон ли это?
Опять стали молодые люди встречаться. Каждый вечер прибегала Настя под угор к одинокостоящей под угором лиственнице, где ждал её милый.  Разговоры о свадьбе вели, собирались заявление в сельсовет подавать идти, но тут Настю на два месяца отправили на курсы счетоводов. Со спокойным сердцем уезжала девушка на учёбу. Ждала же она его два года, теперь пусть он  месяц-другой подождёт.
Только Дёмка с отъездом подруги загулял напропалую. И прилипла к нему шустрая девчонка из соседней деревни Варька Лаптева курносая и смешливая, невысокого росточку, которая была сиротой и жила одна в родительском доме. Она давно и тайно была влюблена в красавца Демьяна.

С завистью смотрела, как он с Настей за ручку гуляют под угором вдоль речки. Узнав, что подруга у него уехала, она, намеренно подстроив встречу с ним, краснея и стесняясь, позвала парня отремонтировать ей крыльцо, у которого прохудились две ступеньки. К её огромной радости Демьян не отказал, и в тот же вечер пришёл с топором и ножовкой.

По окончании работы, Варька пригласила парня к столу, поставила на стол графинчик с водочкой. Что уж было окромя водочки в графинчике, одной Варьке известно, только Демьян быстро захмелел, и Варька уложила его на свою постель, но сама рядом не легла. Села у него в ногах да и так просидела всю ночь. Утром Демьян был удивлён не столько тем, что он в чужой постели, сколько тем, что Варька не посмела к нему даже прикоснуться. И взыграла в парне кровушка. Он рывком поднялся, схватил Варьку за руки и прижал к себе. А Варька и не сопротивлялась, обхватила парня за шею – не оторвать.

С этого дня и зачастил к ней Демьян Птицын. Серьёзных намерений у парня не было, а Варька прилипла, ну чисто банный лист к одному месту. Она не просто прилипла, она ещё крепче влюбилась в этого шебутного парня. Девушка была уверена, что у Демьяна к ней тоже чувства имеются. Но накануне приезда Насти, он сказал Варваре, что больше к ней не придёт и встречи с ним искать не надо. Варька горько заплакала, а он равнодушно отвернулся к стене и заснул.
Утром парень молча, собрался и ушёл. Через неделю Демьян заслал сватов к Насте. Родители дали согласие, молодые через три дня собрались зарегистрировать брак в сельсовете, и  собрать небольшое свадебное застолье.

А вечером пришла к Вахрушевым домой зарёванная Варька.
– Настя, я к тебе, – с порога объявила она. – Пойдём на крылечко, поговорить с тобой надо.
Настя вышла с ней.
– Замуж выходишь? – спросила Варька.
– Выхожу, – ответила сияющая Настя.
– Только ведь на чужих слезах много ли счастья урвёшь?
– На каких это слезах? – оторопела Настя. – Я никого не обидела.
– Не ты обидела, а Дёмка.
– Как это – Дёмка?

И горько рыдая, Варька поведала новоиспечённой невесте историю своей с Демьяном любви. После она добавила:
– Настя, я ведь беременна от него. Другой уж месяц пошёл. Что мне делать-то? Робёночка без батька  сколотком на деревне звать будут.
Варька опять залилась слезами.
– Так, успокойся, не реви, – сказала сопернице ошеломлённая Настя. – Пошли со мной.
– А куда?
– Сейчас узнаешь

Когда они подошли к дому Демьяна Птицына Варька заупиралась:
– Не пойду я к нему, Настя.
– Пойдёшь, – и потянула её за рукав.
Дёмка сидел за столом и с удовольствием хлебал мамкины щи. Увидев вошедших девушек, он поперхнулся. По спине пополз противный холодок. Не теряя самообладания, он вышел из-за стола и с приветливой улыбкой произнёс:
– Сколько гостей, да со всех волостей. Проходите, девушки, при-саживайтесь на лавку. С чем пожаловали?
Он, как мог, оттягивал неприятный разговор.
– Некогда нам лясы точить, Демьян Васильевич, – ответила Настя. – Вот привела жену тебе. Прошу любить и жаловать.
– Ты что, Настя, ополоумела? На что мне она? Я на тебе женюсь.
– Нет, Демьян Васильевич, ты на ней женишься. Она от тебя ребёночка ждёт. А я, – она осеклась. – А я вся одна и не беременна!

Женился Демьян на Варваре, а Настя в день свадьбы все губы в кровь искусала, чтобы не завыть раненой волчицей. Ушёл он жить в дом к молодой жене. Слыхала Настя, что поколачивал  Демьян Варвару. Трое детей у них было, когда забрали Демьяна на войну. Горько выла Варвара, провожая мужа. Он разнял её руки, поцеловал детей, а потом на глазах у всей деревни подошёл к Настасье и тихо сказал:
– Прости меня, Настя.
И ушёл. Через месяц пришла на Демьяна похоронка.

 А Настя так и не смогла никого полюбить. Закаменело её сердце.  Она с головой ушла в работу. Стала передовой дояркой, её фотография была в районной газете. А потом повысили в должности, и молодая женщина пять лет работала бригадиром в третьей бригаде. А теперь опять вот повысили – выше некуда: весь колхоз взвалили на её плечи. Тридцать пять лет в сентяре исполнилось, а в косе появились первые тоненькие серебриночки.
Очнулась Натасья Кондратьевна от воспоминаний. Надо жить и работать. А вот как!?

Закрутилась жёнка, словно белка в колесе. И отдохнуть  ей толком нет времени. Одна радость, что умеет с детских лет сидеть в седле. Попросила  Ивана Гагарина объездить молодого жеребчика, которого ещё не успели забрать на войну, и вот уже месяц Настасья Кондратьевна с утра и до вечера объезжает поля и луга своего колхоза. Заскочит в контору на часок, иногда на два – там бумаги подписать, в район по-звонить, выслушать от районного руководства нарекания в свой адрес, и опять жёнка в седле.

Ох и нелёгок председательский груз. Надо было выполнять план по поставкам государству молока, мяса, зерна, шерсти, яиц, обеспечить сбор меда. А еще и выделить людей на лесозаготовки. А из кого выделять, если вся рабочая сила – жёнки, дети  малые, да и старики немощные. К ним и шла председатель на поклон,  убеждала с искренней верой в сердце, что придет победа, обязательно придет, только надо ей помогать.

Продолжение следует...