Терроризм как социально политический феномен..

Евгения Папазян
 Беспрецедентный рост террористических актов, имеющий место в последнее десятилетие XX – начало XXI в., обуславливает необходимость всестороннего анализа феномена терроризма, превратившегося в одну из основных проблем для мирового сообщества в любых формах своего проявления. Современный международный терроризм политически мотивирован и носит трансграничный характер. С начала 90-х годов XX века терроризм стал прямой угрозой территориальной целостности, правовому и конституционному строю, а также национальным интересам различных государств. Оказался одним из основных дестабилизирующих факторов общественно-политической ситуации.
 В развитии терроризма в последние десятилетия XX века прослеживается ряд более или менее отчетливых тенденций, изучение которых имеет важное значение для понимания роли терроризма как глобальной угрозы человечеству.
во-первых, общий рост политического, религиозного, националистического и экономического экстремизма в большинстве регионов мира, распространение в мировой политике и внутриполитическом противоборстве практики применения насилия - вне форм вооруженной борьбы - для достижения политических целей. Следует помнить о том, что не всякий политический экстремизм может быть назван терроризмом, а лишь тот, который допускает (и реально применяет) политически мотивированное насилие против гражданского населения. Таким образом, терроризм является разновидностью политического экстремизма в его крайнем – насильственном – проявлении. Это узкое по своей социальной базе явление зарождается в замкнутой, конспиративной группе или может быть характерно даже для отдельного индивида.2
во-вторых, все более широкое применение особо опасных форм и методов политически мотивированного насилия и увеличение потенциала наиболее разрушительных средств осуществления террористических акций, к которым при определенных условиях могут обратиться экстремисты.
в-третьих, непрерывное изменение тактики террористических организаций различной идейно-политической направленности в сторону выбора в качестве объектов применения силы или угрозы ее применения граждан, не имеющих отношения к политическим противникам террористов.
Под терроризмом в современной политической практике понимается применение негосударственного насилия или угрозы насилия с целью вызвать панику в обществе, ослабить и даже свергнуть правительство и вызвать политические изменения в государстве.
 Анализ отечественных и зарубежных исследований международного терроризма свидетельствует о том, что общим для всех является стремление учитывать или напрямую связывать его с такими исходными понятиями, как «террор», «терроризм», «насилие», «экстремизм», «война», «агрессия» и т. д. Это и составляет собой сложную историко-философскую, политологическую, социологическую, специально-юридическую, а в отдельных случаях этимологическую панораму разработанности проблемы, степень которой усложняется, но все же далека от объективности.3
Во многих зарубежных и отечественных исследованиях по международному терроризму отмечается его противоречивая природа, требующая общего понимания причин появления, сущностных характеристик, выработки единого определения. Первое направление связано с исследованием терроризма как историко-политологической и международно-правовой категории политического характера, и было господствующим в отечественной литературе до начала 1990-х гг.
В настоящее время появляется все больше исследований, рассматривающих терроризм с исключительно уголовно-правовой и криминологической точек зрения. Согласно общему мнению правоведов, терроризм в любых своих формах является наиболее общественно опасным из всех преступлений, описываемых уголовным законодательством (в санкциях статей, предусматривающих уголовную ответственность за преступление террористического характера, должно быть самое суровое наказание, из всех видов наказаний предусмотренных уголовным законом).4
Третье направление носит в себе все больше новых понятий. Проблема приобретает глобальный характер и становится неотъемлемой частью множества международных процессов, таких как глобализация и регионализация. Теперь рассматриваются проблемы международных стандартов, и происходит сближение национального законодательства. Появляется необходимость сравнительного анализа антитеррористического законодательства различных государств. Возникают новые категории, а также концептуальные основы общегосударственной борьбы с терроризмом, который теперь неразрывно связан с приставкой «международный», где и как бы он не происходил. «Терроризм явился спутником глобализации, незаконнорожденным дитя этого феномена, направившим, как это ни парадоксально, свои усилия на его подрыв. Глобализация породила терроризм как глобальную угрозу и в то же время получила от него сокрушительный удар».5
Определение терроризма представляется непростой задачей. Формы и методы террористической деятельности существенно менялись со временем. Это явление имеет устойчивую негативную оценку, что порождает произвольное толкование. С одной стороны, существует тенденция неоправданно расширенной трактовки, когда некоторые политические силы без достаточных оснований называют террористами своих противников. С другой – неоправданного сужения.
Законодатели разных стран не пришли к единому определению терроризма. Исследуя и обобщая деяния и признаки составов преступлений террористической направленности, записанных в Уголовных кодексах государств – участников СНГ, В.П. Емельянов конструирует следующее определение терроризма: терроризм – это публично совершаемые общеопасные действия или угрозы таковыми, направленные на устрашение населения или социальных групп, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов.6
Террористический акт демонстрирует обществу бессилие власти, создает прецеденты активного неповиновения и силового противостояния власти, активизирует любые силы и настроения, оппозиционные власти, в том числе и дистанцирующиеся от тактики терроризма, подталкивает страну к радикализации политического курса, к авторитарным формам правления, ударяет по экономике, снижает инвестиционную привлекательность страны, ухудшает ее имидж, снижает поток международных туристов.
Обязательное условие терроризма – резонанс террористической акции в обществе. Терроризм принципиально декларативен. Широкое распространение информации о теракте, превращение его в наиболее обсуждаемое событие представляет собой ключевой элемент тактики терроризма. Оставшийся незамеченным или засекреченный теракт утрачивает всякий смысл.
Терроризм не относится к повсеместным явлениям. Использование этой тактики предполагает набор социокультурных и политических характеристик общества. Если эти характеристики отсутствуют, тактика терроризма реализована быть не может.
Теракт требует общенациональной, а в идеале глобальной аудитории. Из этого следует первое условие возникновения терроризма – формирование информационного общества.7 По мере того, как привычка читать газеты и журналы дополняется привычкой слушать радио, смотреть телевизор, «сидеть» в Интернете, растет поле потенциального воздействия терроризма на общество, ширятся его возможности. Здесь значимы как технологические, так и политические предпосылки.
Одно из важнейших условий возникновения терроризма реальные проблемы, возникающие в ходе исторического развития. Они могут иметь самое разное измерение – политическое, культурное, социальное. В благополучной стране возможны одиночные акты психически неуравновешенных маргиналов, но терроризм как явление слабо выражен. Самые частые основания терроризма – сепаратизм и национально освободительные движения, а также религиозные, этнические, идеологические конфликты. Терроризм – явление, присущее кризисным этапам модернизационного перехода. Характерно, что завершение модернизационных преобразований снимает основания для терроризма.
Терроризм возникает на границах культур и эпох исторического развития. Самый яркий пример этого – ситуация в Израиле и Палестинской автономии, где исламский мир сталкивается с выдвинутым вглубь Азии форпостом европейской цивилизации, и глубоко традиционное палестинское общество соприкасается с модернизированным обществом Израиля. Культурно и стадиально однородные общества (Голландия, Швейцария) более защищены от терроризма.
Терроризма нет, и не может быть в тоталитарных и авторитарных обществах. Здесь нет условий его возникновения, а любые проявления антигосударственной деятельности чреваты террором против целых регионов, народов, конфессий или социальных категорий. В равной степени, терроризм не эффективен в распадающихся странах, где власть рассыпалась и не контролирует общество – таких как Сомали или Афганистан.
Терроризм является индикатором кризисных процессов. Это – аварийный канал обратной связи между обществом и властью, между отдельной частью общества и обществом в целом. Страны наиболее пострадавшие от терроризма в период с 1994 по 2008 гг. – Россия, США, Ирландия, Индия, Израиль, Иран, Палестина, Колумбия, Ирак, Алжир, Пакистан, Уганда, Шри-Ланка.8 Как видно из перечисленного списка стран – борьба с терроризмом имеет мировое значение. Необходимо стабилизировать экономическое и политическое положение в странах, укрепить демократические принципы в общественно-политической жизни. Важно сформировать нормальное гражданское общество, в котором резко сузится социальная база терроризма. Для вытеснения терроризма из жизни необходима выработка высокой политической и правовой культуры в обществе, четкое установление правовых санкций за террористические действия.
Необходимо создать благоприятные условия для нормального равномерного развития различных этносов и обеспечить реализацию их интересов, чтоб предотвратить конфликты на национальной почве. Задача государств заключается в формировании у всех проживающих в данной стране этносов такого самосознания, при котором чувство принадлежности к своему государству имело бы приоритет перед фактором этнической принадлежности в процессе самоидентификации граждан.9
Конфликтологи из ООН рекомендуют в борьбе с массовым терроризмом руководствоваться следующими принципами: никакой капитуляции перед террористами, полная решимость победить терроризм в рамках закона и демократического процесса, никаких сделок с террористами, никаких уступок, даже перед лицом серьезнейшей угрозы или шантажа; должны быть приложены максимальные усилия для того, чтобы дела по обвинению террористов дошли до суда, и был вынесен законный приговор; должны быть приняты жесткие меры наказания в отношении государств-спонсоров терроризма, которые предоставляют террористическим движениям безопасное убежище, взрывчатые вещества, деньги, а также моральную и дипломатическую поддержку; государство должно решительно пресекать попытки террористов блокировать или подорвать международные дипломатические усилия по разрешению важнейших политических кризисов. Терроризм стал главной угрозой миру и стабильности, и его подавление, таким образом, является общим делом всего международного сообщества.
Одним из важнейших направлений деятельности глав государств должно стать совместное взаимодействие по предупреждению, локализации и прекращению региональных всплесков экстремизма, так как отдельные конфликты, вызванные террористами, могут стать причиной дестабилизации в других государствах.10
Приоритетными направлениями политики противодействия терроризму являются: выявление и предупреждение террористических актов, минимизация последствий воздействия на общество, выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.11 Президент США Барак Обама в своем обращении к американским гражданам 08.01.2009 г. среди мер по борьбе с терроризмом отметил: более активный обмен информацией между службами, расширение списка подозреваемых лиц, усиление контроля за авиапассажирами и интенсивная работа сканеров в аэропортах, пересмотр процедуры обмена и выдачи виз. Это наглядный пример того, как государство стремится оградить своих граждан от постоянно растущей террористической угрозы.
Важнейшим инструментом антитеррористической политики является осведомленность, то есть – знание и готовность к действиям в чрезвычайной ситуации. Но главное – сдерживать общественные эмоции. Политики и масс-медиа обязаны сдерживать свои эмоции. Террор – ужасен; жертвы мирного населения – трагедия; террористы – преступники. Но, во-первых, террор навязан конкретными людьми, а не той или иной национальностью или концессией. Во-вторых, это не война, а особый вид преступности. В-третьих, чем больше общество будет обсуждать акты террора, тем сильнее оно "заведется".
И, наконец, общая рекомендация всех специалистов по антитеррору и разрешению конфликтов – государство в своей борьбе с терроризмом должно, по крайней мере, публично, делать все в рамках собственных законов. Для эффективного противодействия международному терроризму необходима разработка и реализация комплексной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, специальный и другие аспекты. В ней непременно должны быть учтены интересы населения, проблемы и конфликтогенный потенциал терроризма во всем мире. Нужны также взаимодействие и координация всех сил общества, заинтересованных в решении этой актуальной проблемы.


«По ветвям можно судить о корнях»
(арабская поговорка)