Евгений Евтушенко о Грушинском фестивале

Валерий Григорьев 2
 Я хочу, дорогие грушинцы,
Чтобы вы не впадали в печаль.
Чтоб не смог никогда он разрушиться
Нашей совести фестиваль

Я хочу, чтоб не просто чинариками,
А как совесть, чиста и добра,
Всей России светила фонариками
Ваша дышащая гора.

Е. Евтушенко, 2009,
из книги Б. Кейльмана Земная палуба,
Самара, ИД "Агни", 2011



***

Он пять раз на фестивале побывал*.
У Волги, Жигулей - на Грушинской поляне.
Свои стихи со сцены нам читал,
И недолго здесь мы стали поселяне.

Отсюда слово новое произошло -
Союз друзей  как ГРУШИНСТВО -
Синоним точно слова БРАТСТВО.
Как солнце утром, что взощло.

И стихи  сочинил про ГРУШИНСТВО**
По  дороге в Москву и  в кругу друзей.
И также снова  Грушинское братство
Собирает  близких по духу людей.

* В  2008, 2010, 2011, 2014 и 2016 гг.
** стихотворение "ГРУШИНСТВО"




***
Он был трибуном оттепели и поколения шестидесятников. С ним ушла целая эпоха, суть которой так определил Евгений Рейн:
«Я помню рифмы Евтушенки, расшатанные этажерки, что украшали по дешевке Хемингуэй и «Новый мир». Я брала интервью у Евгения Александровича в июле 2008 года, когда он был гостем 35-го Фестиваля имени Валерия Грушина на Федоровских лугах. В самом начале нашего разговора он сказал, что наша страна держится на женщинах-труженицах. Россия, конечно, должна держаться на литературе, но у нас, к сожалению, сейчас недостача литераторов. Мало великих писателей для страны с такими традициями. Я спросила его про поэзию — ведь когда-то плеяда из Политехнического музея: Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский — гремела на весь Советский Союз.

— Давным-давно у нас бесплеядие, — ответил Евгений Александрович. — Молодое поколение не выдвинуло ни одного очень талантливого поэта, за исключением Бродского. Хотя его нельзя причислить к национальным классикам, это человек со ставкой на маргинализм. Многие, кстати, вслед за Бродским сделали на него ставку. Только они не понимают: Нобелевскую премию им не дадут за дилетантство, за имитацию. Двух Бродских быть не может, как двух Маяковских, двух Евтушенко, двух Вознесенских.

— Не так давно я выступал в «Олимпийском». 12000 зрителей пришли на мое выступление. В Кремлевском дворце тоже был аншлаг. Знаете, я верю, что со временем у нас появятся хорошие поэты. У вас в Самаре живет замечательный поэт Миша Анищенко, просто суперкласса поэт. А что вы, журналисты, делаете, чтобы народ узнал о местных талантах? (Михаил Анищенко умер в ноябре 2012 года. — Прим. авт.)

Евтушенко признался мне, что с удовольствием в начале июля 2008 года гостил на Грушинском фестивале. Он бы и раньше мог приехать — просто никто не приглашал. Грушинский фестиваль, по мнению Евгения Александровича, доказывает: поэзия нужна людям, как необходимы им совесть, дружба, любовь. Поэзия как жанр уценке не подлежит.

Ольга Пимантьева, «Площадь Свободы»
oleangelina@yandex.ru,   www.augustnews.ru  06.04.2017

***

«Чистая поэзия на чистом воздухе»:
Грушинский фестиваль - 2008

Первым днем работы фестиваля Грушинский клуб называл 3 июля. Но уже накануне на Федоровских лугах звучали песни. На фестивальной поляне жила «палаточная страна», город
Грушинский. Песни были повсюду – и на «обмикрофоненных» площадках, и у костров. Вообще, поэтическая составляющая оказалась очень высокой. Может быть, ожидание приезда Евгения
Евтушенко так тонизировало поэтический процесс на фестивале… Или уж так совпало? Концерты на Федоровских лугах проходили один за другим – разные программы, не похожие друг на друга авторы, исполнители, ансамбли. Чего не было здесь, так это тишины - не за тем собрались здесь жители «палаточной страны»: певцы, поэты и их благодарные слушатели. После многолетнего перерыва Грушинский посетили Н. Тихонова-Визбор, Н.Высоцкий, Е.Евтушенко.
Как успеть везде? Вот сцена «Зазеркалье». Таинственные зеркала с патиной паутины…. Солнце, сияющее сквозь кроны деревьев, средневековый прозрачный замок на заднике сцены – он будто приснился неведомому художнику… Не зря так тянуло сюда поэтов, желающих прочесть свои стихи. «Зазеркалье» – это была первая площадка, на которой побывал Е Евтушенко. Он тотчас же оказался в царстве стихов, казалось, даже зеркала слушают знаменитого поэта и сияют от счастья и сопереживания. За время, проведенное в «Зазеркалье», Евтушенко успел отметить нескольких авторов. И, чтобы подобрать стихи для антологии «Строфы века», он попросил рукописи их стихотворений и экземпляр книги «Поэты Зазеркалья». Надеемся, что в следующем году сбудется желание Евтушенко провести на фестивале литературную мастерскую.
На площадке «Зазеркалье» каждые 30 минут начинался новый концерт, иной раз кому-то из поющих выпадал час. Достойных этой самой романтичной и сказочной фестивальной сцены было много, ведь многим хотелось поделиться своим творчеством с друзьями....

… Уже после фестиваля Евгений Евтушенко сказал, что увиденное и услышанное здесь надо целиком снимать для телевидения и в Новогоднюю ночь показывать всей стране, и это будет лучшим подарком нашему народу.
 
В.В.Мельник, методист НБ УлГТУ
www.lib.ulstu.ru      3state.pdf


***

О Грушинском

…Я абсолютно уверен: если бы какой-то один канал заснял весь Грушинский фестиваль и просто показал  бы его полностью, это был бы огромный подарок нашему народу!  В этой идее не видят того, к чему привыкли: отката больших денег, связанных с рекламой.

Этот откатизм превращается в антикультурную агрессию против собственного народа. Отдают все время ТВ в руки определенной группки людей, делающей на этом миллионные заработки. А что они представляют в роли духовных воспитателей молодежи?

Я видел очень много концертов на своем веку, прощальный концерт Эдит Пиаф, и меня очень трудно чем-то удивить. Но такое ощущение чистоты исходит от Грушинского фестиваля! Общее ощущение чистоты, искренности, человеческой доброты… оно настолько захватывает… Одно из немногих мероприятий в России, где нравственно объединяются люди разных возрастов.
Грушинский фестиваль возвращает нам вот это драгоценное чувство Родины.

…Почему так тянусь я
ко Грушинской свойской палаточности?
Потому, что так хочется,
ну хоть маленько порядочности.
Вы порядка хотите
в построенном вами парадничаньи?
Настоящий порядок, по-моему,
просто в порядочности.
2010 г.

  7.04.2017


***
ГРУШИНСКОЕ БРАТСТВО

Россия наша не разрушится,
пока в ней вечный Пушкин есть,
и песни русские, и Грушинство,
и правит в ней не лесть, а честь!
2010

***

ГРУШИНСТВО
Руслану Ширяеву

Поезд у нас не фирменный.
Пахнет он, став старичком,
больше палёнкой, кефирами,
чем дорогим коньячком.

Бегают дети по тамбурам,
по коридорам визжат.
Жизнь продолжает быть табором
даже при чьих-то вожжах.

Всё же к чему-то, да тянется,
вновь упований полна,
наша страна – чемоданница,
сумчатая страна.

Что помогло нам сблизиться,
сбиться по-братски в купе –
людям не бизнеса –
жизнеса,
не растворимым в толпе?

Кто мы? Мы с празднества Грушинского
все налегке как бомжи.
Грушинство – это сгруженность
мелкой тусовочной лжи.

Струны – (вновь петь истомились они!) –
то зазвенят, то замрут.
Дарят и песню о милостыне
или романс «Изумруд».

Будто фонарики шалые,
всем нам ожить помогли
песни Булата Шалвовича
вставшей по струнке Горы.

Мы, как в рисунки наскальные,
верили столько лет
в мифы о Ленине, Сталине.
Где же конечный ответ?

Веря в плакаты и вырезки,
высвободиться не смогли,
Остров Свободы выискав
лишь от России вдали.

Грушинцы, всё не поздно вам,
вера всегда не поздна –
может стать этим островом
собственная страна!

И вновь, на Гитару качающуюся
над разинской буйной водой,
взойду,
никогда не отчаивающийся,
по-грушински молодой.

Поезд № 65 Тольятти-Москва
4 – 5 июля 2010 г.

***

Я вам скажу одну вещь – в прошлом году (2010) я выступал на самарском фестивале. Это такой Грушинский фестиваль, вы слышали о нем? Знаете, сколько человек слушало мои стихи? 42 тысячи молодежи. Это вообще замечательный фестиваль, это просто оазис. Когда я закончил, стихотворенье одно читал… Ночью. Так красиво, сцена как гитара, а после меня должен был выступать один бард. Такой был подъем! Я читал стихи о футбольном матче «СССР-ФРГ», когда все думали, что там будет побоище, сразу после войны, а там наоборот было братание футболистов. Такую вещь нельзя придумать. Там инвалиды приехали на платформах с подшипниками, а на грудях у них висели плакаты «Смерть немцам!». Футболисты понимали всю ответственность. И когда наш игрок забил первый гол, он упал, а немецкий игрок его поднял по-братски. А потом они вместе пошли к центру поля, обнявшись. Знаете, это такой был сигнал. Я вообще после того, как я это увидел, я стал совсем другим человеком. Это одно из лучших впечатлений в моей жизни. Я написал об этом стихи. Я читал их в Сенате США, я читал их в Латинской Америке, я читал их и у вас в Чехословакии. Вы знаете, что творилось? За мной шел молодой бард, он должен был свою песню петь. Там была огромная гора – была полночь. Люди сидели на горе и сигнализировали фонариками. И вдруг эта гора – в первый раз за 38 лет существования фестиваля – она встала вся после этого стихотворения:

Вдруг вспомнились трупы по снежным полям,
бомбежки и взорванные кариатиды.
Матч с немцами. Кассы ломают. Бедлам.
Простившие родине все их обиды,
катили болеть за нее инвалиды –
войною разрезанные пополам,
еще не сосланные на Валаам,
историей выброшенные в хлам, –
и мрачно цедили: «У, фрицы! У, гниды!
За нами Москва! Проиграть – это срам!».
...

Фриц Вальтер, вы где?
Что ж мы пиво пьем розно?
Я с этого матча усвоил серьезно –
дать руку кому-то не может быть поздно.
А счет стал 3:2.
В нашу все-таки пользу.
Но выигрыш общий неразделим.
Вы знаете, немцы, кто лучшие гиды?
Кто соединил две Германии вам?
Вернитесь в тот матч и увидите там:
кончаются войны не жестом Фемиды,
а только, когда, забывая обиды,
войну убивают в себе инвалиды,
войною разрезанные пополам.

Март 2009
Талса, Оклахома 

https://gryzlov.livejournal.com/136238.html
www.gorodok.cz/kultura/prepodavateli-sovesti

***

Уникальным событием фестиваля (XL - 2013)  стало совместное творчество Е. Евтушенко и театра на Таганке.
Настоящим подарком стала постановка «Нет Лет».Именно сцене Таганки Юрий Любимов дал жизнь новому жанру – «поэтическое представление». Евгений Евтушенко – живой классик русской поэзии ХХ века и верный спутник «Золотого века Таганки». У музыкально-поэтического спектакля «Нет лет» - внятное эхо голосов тех, кто лидировал в легендарных премьерах: В. Высоцкого, В. Золотухина, З. Славиной, Б. Хмельницкого, Л. Филатова, А. Васильева, В. Смехова, А. Демидовой…Спектакль режиссера Вениамина Смехова «Нет лет» посвящен памяти Валерия Золотухина и продолжает лучшие традиции театра на Таганке – театра Поэзии. «Нет лет!» утверждают молодые актеры и актрисы любимовской Таганки, им вторят ветераны сцены. Одна из важных тем представления - в строчках Евтушенко: «Уходят друзья, кореша, однолетки…» И – нет забвения памяти об ушедших людях и спектаклях.
2013

***

Евгений Евтушенко на Грушинском фестивале в июле 2014г.

 Около двух месяцев Евгений Евтушенко гостил в России. Он успел дать пресс-конференцию в московской «Комсомолке», открыть музей в Переделкине, побывать на Грушинском фестивале, на котором поэт поговорил с нашими корреспондентами. Публикуем самые интересные мысли Евгения Александровича.
 
Видео с выступления Евгения Евтушенко на Грушинском фестивале 06.07.2014г.
https://www.youtube.com/watch?v=Qo6S5uQMsDI
 
Про фестиваль
«Я всегда стою на том, чтобы люди находили общий язык. И если многие люди находят язык, даже живущие в разных странах, то очень часто даже внутри собственной семьи не находят. И возникает ненависть, очаги ненависти. Моя самая великая мечта, если говорить о Пушкине, который писал: «…когда народы распри позабыв, в единую семью соединятся» - это самая великая мечта человечества вне зависимости от религии, национальности. Очень хорошо, когда люди договариваются о чем-то, а уж с собственными согражданами - сам Бог велел. Но, если договариваются о сотрудничестве и братстве, чтобы это не превращалось, не возникали, не возрождались прежние тенденции вражды. Они пришли к соглашению не ради собственных взаимоотношений, не только. А во-первых, ради всех тех, кто любит поэзию».

«У меня не было более счастливее момента в моей жизни, хотя я проехал 96 стран и разные были случаи, когда 4 года назад, а я уже тогда себя чувствовал очень неважно, и мне было трудно всходить на Гитару, покачивающуюся. Прихрамывая, но я через боль зашел туда и когда вдруг начали вспыхивать вот эти замечательные, волшебные «фонарики будущего», как я называю их, этих стенько-размнских холмов. Я почувствовал, что я должен прочитать. После меня должен был выступать Андрей Пономаренко, который должен был петь свою песню хорошую, за которую получил премию. Но там вдруг произошло, то, что Боря Кейльман и все мои дорогие друзья здешние, рассказывали, что этого никогда не происходило. Вдруг вся эта гора с фонариками, с фонариками глаз - она встала после того, как я прочел стихотворение о бывших врагах, которые пожали друг другу руки во время футбольного сражения, когда-то команда СССР и ФРГ, не встречавшиеся подали руки. Я, честно говоря, не ожидал такой реакции, но это попало совершенно в точку. Потому что люди думали о многом, и о междоусобицах внутренних, интернациональных, которые тоже тогда заварились не с такой силой, как сейчас. И вдруг люди почувствовали это. И все спели хором песню Окуджавы. Это был величайший момент моей жизни, который мне еще раз подтвердил, что такое поэзия и как она может величественно и магически объединять людей, и я хотел, чтобы каждый Грушинский фестиваль подтверждал это и не уставал это подтверждать для всех будущих поколений.
Александра ЛУКЬЯНОВА. Комсомольская правда
http://samara.kp.ru/daily/26255/3135456/

***
Да, я очень люблю его (Грушинский фестиваль) и считаю, что это самый лучший фестиваль.

Я поражаюсь, почему до сих пор с каким-то непонятным для меня упрямством, несмотря на всенародную и интернациональную славу этого фестиваля, его упорно не показывает наше телевидение. С моей точки зрения, вместо того, чтобы показывать одних и тех же королей нашей попсы почти по всем каналам, например во время Нового года, почему бы однажды не заснять просто один из праздников на этом замечательном, могучем берегу Волги. Где холмы, которые помнят Стеньку Разина, образуют такой замечательный природный рельеф, позволяющий 150 тысячам зрителей устраиваться на этих холмах и слушать самодеятельные песни. Самое главное на Грушинском фестивале: на него съезжаются люди разных возрастов, бывшие шестидесятники не только со своими детьми, но и с внуками. Они съезжаются из самых разных уголков нашей страны. И даже из-за границы. Многие наши уехавшие, но тоскующие по своей родине приезжают туда, чтобы хлебнуть воздуха настоящей России, смешанного, как всегда в нашей истории, с песнями, прославляющими свободу, любовь и абсолютно лишенными какой-либо вульгарности. Так что для меня огромное счастье – каждый раз возвращаться на Грушинку.

Кстати, там в прошлом году выступал театр на Таганке со спектаклем «Нет лет», поставленным по моим стихам Вениамином Смеховым. И почти 12 тысяч человек, как мне говорили (я, к сожалению, там в прошлом году не смог побывать), присутствовали на этом зрелище на открытом воздухе. И хотя Любимов не участвовал в создании этого спектакля, чувствовался дух настоящего раннего Любимова, усвоенный Смеховым, одним из ведущих актеров Таганки, а сейчас уже вышедшим, как говорится, на вольные хлеба, но несущим дух Таганки везде, где он преподает или ставит.

"Новые Известия", 18 июля 2014,
Земная палуба Бориса Кейльмана

«Искренне рад чести представить книгу человека – легенды Бориса Кейльмана, исходившего столько таежных и горных троп, прошедшего столько опаснейших рек, но самое главное – давшего новую духовную жизнь берегам нашей национальной матери – реки Волги.Его имя настолько неотделимо от Грушинского фестиваля, что он заслужил метафору: человек-фестиваль. Пора признать, что это фестиваль №1 нашей страны и что его создатель и вдохновитель Борис Кейльман заслуживает Государственной премии». Такими словами поэта Евгения Евтушенко начинается предисловие книги «Земная палуба». Книги, которую Борис Кейльман посвятил своим друзьям и в которой написано «об удивительной и прекрасной атмосфере Грушинского фестиваля.Книги, прочитав которую хочется вновь взять в руки и открыть что-то новое в ее героях и в самом авторе, чтобы понять, почему вот уже несколько десятилетий в первые выходные июля тысячи людей со всех уголков России, из многих стран мира приезжают на фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина.

Самарские судьбы (www.samsud.ru)

***

За день до выступления поэт написал свое посвящение фестивалю. Сегодня эти стихи уже разлетелись на цитаты, их повторяют, возможно, кто-то положил на мелодию. А тогда Евтушенко попросил губернатора прочитать "Нашу "Грушу" на гала-концерте, на знаменитой "Гитаре", и Николай Иванович (Меркушкин) просьбу поэта выполнил:
 
НАША «ГРУША»

Морем песен мы сделали сушу.
И построили нашу «Грушу»,
как палаточную певушу!
Наша «Груша» душой волжанка,
но парижестей, чем парижанка.
Так что, слушая наши шансоны,
подпевают машин клаксоны.
Здесь поют даже дети нам в уши.
Нет юней стариков, чем на «Груше».
Здесь Высоцкий и Окуджава,
и бессмертная их держава!
июль 2016

ВолгаНьюс.рф  www. HYPERLINK "http://www.volganews.ru/"

***

«Грушинский — это явление, неотделимое от всего лучшего, что есть в шестидесятничестве. Это спасение общества, возвращение к свободолюбивым корням русской интеллигенции!» — сказал о нём знаменитый поэт Евгений Евтушенко.


20 декабря 2017 г. - 31 января 2018 г.,  Самара

Фото из Интернета