к 125-летию ввода ж.д. участка Ромоданово - Шихраны
Государев указ - будто обухом в лоб
и тянулись чиновники "в струнку",
через пашни - леса, через топи болот
проложить непременно "чугунку" !
Кто построит её ? Да вестимо - народ
и его, "заморочить" пора бы,
мужиков от сохи - и юнцов без бород,
зазывали по сёлам прорабы.
Вот и батюшка, царский указ окропил -
благодать на строителей пала !
По лесам - топоров "перекличка" и пил,
на подводах - и щебень, и шпалы.
Ромодановский люд* и ардатовских - тьма,
одежонка - прорехи, заплаты
и болели вповал (лютовала зима),
ладил мост над Сурою - Алатырь,
Шли повозки упрямо - в мороз и ветра,
доставляя и рельсы, и сваи,
грохотали кувалды в Ибресях с утра -
костыли до упора вбивая.
А людей полегло - от болезней и ран ...
Только близок торжественный выезд -
загудел паровоз, уходя из Шихран**,
в декабре подзабытом - впервые.
Мост упругий - под ним ощутимо дрожал,
чуть тревожа заснувшую реку,
а почтенный министр - он руку пожал
в тот же час, Николаю фон Мекку***.
И бежали крестьяне взахлёб - от путей,
там, где дым извергался и пламя,
укрывая по избам - ревущих детей,
трепеща от испуга телами.
Предвещали кликуши - приход Сатаны,
бормоча о затмении скором,
а иконы, глядели на них со стены
с молчаливо - привычным укором.
Улеглась понемногу вокруг суета,
привыкали сельчане - до святок
и ходили, сердито фырча - поезда,
паровоз и вагонов десяток.
Высочайшая воля - основа всему,
не испортят кликуши обедни.
Он, стальной колеёю - рассеивал тьму,
Александр****, государь предпоследний ...
1893 год, протяженность 240 км.
* - р/п.Ромоданово, ныне объединён со ст.Красный Узел
** - п.Шихраны, ныне г.Канаш, где находится узловая станция
*** - Николай Карлович фон Мекк, возглавлял Мск.-Казанскую ж.д.
**** - Александр Третий, в годы его правления активно строились и развивались железные дороги
29.01.18 г. 23:53