Подозревать наличие глупости, в той или иной форме и объеме, должен в себе каждый человек. Тем более, человек думающий.
Некоторые признаки вездесущей и всепроникающей глупости:
1. Признак 1: слепая вера. Большинство людей во что-то верит. Не знает, не видело собственными глазами, не доказало себе и другим и не убедилось, но именно верит. Например, верит в Бога или его подобие. Христа, Аллаха, Будду… Исповедует православие, католицизм, протестантизм, суннизм, шиизм, иудаизм, индуизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм, язычество… С одной стороны верит — с другой уверено. Уверено в том, что его вера — научный факт и даже больше. Как раньше верило и исповедовало: атонизм (Древний Египет), ашуризм (Ассирия), митраизм (Персия), ведизм (Индия), фетишизм, тотеизм, религии Древней Греции и Римской империи и т. д. Как сегодня исповедует новые религии вроде саентологии, неоязычества, неоиндуизм, бурханизма и т. д. И при этом еще и считает, что настоящая именно «его» религия. А завтра будет верить еще во что-нибудь, сплавленное из прежних религий с современной позолотой, конечно же забыв и отринув прежние религии, как это уже было много раз.
2. Признак 2: отношение к государству. Большинство одновременно любит и ненавидит Государство (такая вот, почти сексуальная дуальность). С одной стороны всячески его ругает и порицает (за низкие зарплаты, коррупцию и воровство чиновников, за «плохого царя», плохое здравоохранение и образование, за воинскую повинность, нечестные выборы), с другой всячески его защищает (перед американцами, европейцами, когда они уже отслужили и теперь должны отслужит и другие, гордится национальной, государственной символикой, победами разных войнах, спорте и т. п.). И к тому же катастрофически не умет видеть разницу между родиной и государством и властью.
3. Признак 3: страсть ко всему новому и модному. Большинство завтра купит хоть черта в мешке и назовет его братом, если ему преподнесут, что это модно и круто. Смартфоны и айфоны, «Маки» и планшеты, айпэды и айподы — одним словом, все модные гаджеты и девайсы. Бритые на лысо головы и отращенные бороды к ним, барбершопы, спа-процедуры и велнесс-салоны. Аутсорсинги, ниашоринги, стартапы, лофты, коворкинги, краудфандинги, трешеры, вейперы, хипстеры, хайп, лабутены, слипоны, веганы, хейтеры, дауншифтеры и т. д. Большинство помоложе будет обожать, большинство постарше будет презирать.
4. Признак 4: обожание своего великого прошлого. Например, подробное изучение своей истории и уверенность в том, что все так и было. Так и было, как написали историки на зарплате у нынешней власти в учебниках истории вчера или пересмотрели-дополнили сегодня. Как показали по телевизору, как напечатали в газетах. Так — как чаще повторяется и из самых популярных уст. И хотя само большинство не было свидетелем тех исторических событий, оно, большинство будет свято верить, что именно так и было. А именно — славно, героически, победоносно. И, например, слова Вольтера, что «история это ложь, с которой все согласны», а также многократное переписывание истории в свою пользу прямо на глазах этого самого большинства тоже ничему его не учит и ничего не доказывает. Все, что не славно и не победоносно — не его история, все же, что льстит самолюбию большинства — часто и есть его история.
5. Признак 5: вера в светлое будущее. Большинство неспособно на какой-либо более-менее независимый анализ и выводы из произошедшего, если ему не делаются подсказки. Тот факт, например, что почти все революции и перевороты заканчивались большими трудностями для народа, а самим героическим революционерам отрезались головы другими революционерами, ничему не учат. То, что благими намерениями выстлана дорога прямиком в ад и что после революций, переворотов, майданов, свержения тиранов и диктаторов может быть и лучше, но скорее только хуже, не верится. Большинство всегда тяготится настоящим, будучи уверенным в том, что завтра непременно будет лучше.
6. Признак 4: стереотипное мышление и верность традициям. Большинству очень сложно выйти из рамок стереотипного мышления. Для этого надо сделать значительное мозговое усилие, на которое у большинства, как правило, нет ни времени, ни сил, так как их оно тратит на перманентное добывание цивилизованных благ, в которых видит смысл своего существования. Например, если в племени тумба-юмба было принято резать головы своим врагам, а потом вывешивать их высушенными у себя у входа в хижину, как свои, дикарские медали и ордена, то этой традиции и придерживалось большинство племени и считало ее до конца жизни единственно верной. Если у нас, например, принято вывешивать блестящие кусочки металла за боевые и трудовые заслуги у себя на груди, то и этой традиции будут следовать до конца жизни те, кого на этом воспитали. И любое инакомыслие здесь — кощунство для большинства. Как кощунством было у дикарей племени тумба-юмба усомниться в нужности своей традиции вывешивать сушеные головы у себя на заборах. Если не красный — значит белый, если не интересуют женщины — значит голубой, если хвалит Запад — значит не любит Россию и т. д. Ригидность и стереотипичность мышления, а также так называемые принципы и верность им — другой признак глупости.
7. Признак 5: стадный инстинкт и общественное мнение. Для большинства право всегда большинство, потому что большинство неправым быть не может априори (отсюда почти у всех нас такое инстинктивное стремление заручиться поддержкой других, оказаться в большинстве). Если большинство черное в буквальном смысле назовет белым, вероятность того, что остальные приверженцы большинства сделают то же самое 99%. Побеждает тот, кто в большинстве. Этот принцип действует и на государственном уровне при разного рода голосованиях, референдумах, выборах, когда у малограмотного и малоразбирающегося плебса якобы интересуются его мнением, аккуратно подталкивая к нужной урне, бюллетеню, кандидатуре. Другая популярная глупость большинства, в которой большинство еще не успело разочароваться — это вера в демократию. Якобы демократия, правление народа, большинства обеспечит всем равные права, социальную справедливость и, вообще, счастье на земле. То, что правление непрофессионального и малоподготовленного к такой роли большинства, когда и кухарка сможет управлять государством и когда будет по принципу «взять и поделить» — принесет еще больше, чем правление любого монарха, диктатора или тирана, большинству пока невдомек.
8. Признак 8: общительность и страх перед одиночеством. Большинство, как правило, очень любит общение. Желательно светское, small talk, ни о чем. Корпоративы, вечеринки, светские рауты… Также у большинства популярна мысль, что одиночество — это плохо. Наказание, проклятие, удел несчастных. Тот факт, что именно в одиночестве в голову приходят какие-то мысли, а в толпе эти мысли разлетаются, как испуганная стая ворон, тоже редко посещают головы большинства.
9. Признак 9: переоценивание своих сил. Эффект Даннинга-Крюгера гласит, что люди с более низким интеллектом склонны переоценивать свои силы и способности, примерно также как люди с более развитым интеллектом склонны их недооценивать. Иными словами, «я знаю лишь то, что я ничего не знаю», или глупцы уверены и самоуверенны, а умные люди часто в себе и окружающих сомневаются. Но для большинства сомнение в своих силах, а также в чем-либо — это явная слабость, а уверенность — это, наоборот, сила. А сила для большинства важнее ума. И здесь, кстати, большинство право. Просто сила и ум примерно настолько же совместимы, насколько слабость и глупость.
10. Признак 10: Наличие убеждений и принципов. Средний человек убежден, что наличие незыблемых принципов — это признак добропорядочного и честного человека. Добропорядочного и честного — может. Но думающего — вряд ли.
11. Признак 11, 12, 13… вера признанным авторитетам, восхищение современными шедеврами музыки и искусства, когда нет нужного образования и понимания их, вера в сверхъестественное и мистическое с признаками знания, глубокомысленные рассуждения о политике, экономике, как надо сделать, чтобы стало лучше и т. д.
Список можно продолжить…