Приключения без конца - 6

Анатолий Цепин
     Вот, вроде бы пора и привыкнуть к тому, что каждый день с нами что-нибудь да случается. С одной стороны это, конечно, интересно и разнообразит жизнь, но с другой стороны эту жизнь и напрягает. Думаю, что все эти коллизии из-за полного отсутствия практики зарубежных путешествий. Это наше первое совместное зарубежное турне и сразу по трем странам, а каждая со своими обычаями и нравами, со своими общественными и жизненными устоями, со своей моралью и нормами поведения. Только-только, набив шишек, обвыкнешься в одном месте, как надо сниматься и следовать далее, и набивать новые шишки, и набираться нового опыта. Может, когда-нибудь это нам и пригодится, а иначе зачем?

     Вот и в Куала-Лумпур, получив уже трехмесячную тайскую визу (хотя и запрашивали только на шестьдесят дней), мы, вроде как, и успокоились, и решили просто погулять по городу, посмотреть не торопясь его достопримечательности. Но дочка настойчиво советовала нам съездить за город и познакомиться с индийской культурой, представленной в виде храмов в пещерах Бату. Это не так далеко от города, туда и автобусы ходят, и два вида поездов – обычный и экспресс, но мы так и не освоили столичную транспортную систему, а потому заказали такси к отелю, и с удобством добрались до места. По-хорошему, надо было бы походить вокруг, познакомиться с обстановкой, вжиться в ситуацию, но мы сразу же приступили к делу – осмотру главной достопримечательности – «Светлой», или «Храмовой» пещеры.

     От самого входа сразу резко бросалась в глаза гигантская 43-х метровая «золотая» (кстати, золотая краска была привезена из Таиланда) статуя младшего сына Вишну бога Муругана с копьем в руках, которое предназначено для охраны от демонов и всяческой нечисти. Кстати, обнаружил пещеры и поставил первую освященную статую бога Муругана торговец из Индии К. Тамбусами Пиллаи в XIX веке. Он же и решил построить у подножия первый храм. За спиной Муругана круто вверх тянутся три ряда каменной лестницы. Два левых (все-таки в стране левостороннее движение)  ряда для подъема, и правый для спуска. В это непраздничное время народу не много и никакой необходимости в регулировке движения нет, но, тем не менее, служители внизу его регулировали – правило есть правило, и во время праздничного нашествия это наверняка спасало от многих неприятностей. Лестница вела к «Светлой», или «Храмовой» пещере.

     Для Ларисы, конечно, этот подъем вылился в суровое испытание – 272 ступеньки это не шутка, но был и эмоциональный настрой от полчищ по-хорошему наглых обезьян. На площади перед лестницей их было особенно много – еще бы, здесь их подкармливали все любители острых ощущений. Многие мартышки брали еду прямо из рук, ловко орудуя сразу двумя передними конечностями. Были и взрослые обезьяны и малыши, и совсем малютки, которые висели на животах своих мамаш, обхватив их всеми четырьмя лапками, и крепко держась за шерсть на спине. Процессом руководил крупный взрослый самец, который подпускал к еде сначала мам с детенышами, потом «ребятишек», а потом и всех остальных, сам подходил в последнюю очередь и подбирал с земли оброненные куски пищи. За этим было весьма занятно наблюдать.

     На таком эмоциональном настрое мы все-таки одолели многочисленные ступеньки, и выбрались на верхнюю смотровую площадку, расположенную перед входом в пещеры. Отсюда открывался чудесный вид на Куала-Лумпур и его окрестности. Обезьян наверху уже не было, зато начались достопримечательности, ради осмотра которых, собственно говоря, мы и приехали сюда. Сама, главная пещера, безусловно, впечатляла. Гигантские сталактиты и сталагмиты, и далекое голубое небо над головой. Уступы и ниши были эффектно «оккупированы» лепными сценками и фигурками из индуистской мифологии. Одна из боковых стенок пещеры была отгорожена, и на этом месте возводился храм-новодел. Вернее, сам храм был уже сложен из больших серых кирпичей-блоков. Верхняя его часть была уже заштукатурена и украшена лепниной, а над средней и нижней частями  трудилась бригада мастеров. Конечно, и этот новодел, и разбросанные вокруг него строительные материалы существенно ухудшали впечатление от увиденного, заставляя предполагать, что и это увиденное тоже не может похвастаться древностью. Может поэтому не впечатлила и открытая с трех сторон площадка, уставленная церковными атрибутами, и с монахом, который с торжественным видом наставлял очередного босоногого прихожанина.

     Понятны были и лужи при открытом небе, и мусор при активной стройке, но неприятно резанули киоски с сувенирами по ценам гораздо выше, чем в городе. В общем, был определенный интерес, но не было чувства духовности и святости от увиденного. Лариса, и так уставшая от подъема, и не проникшаяся, а, скорее удрученная увиденным, совсем сникла, и запросилась вниз. Да и мне, собственно говоря, наверху было уже нечего делать, я ведь ради нее, уважающей индийскую культуру и индийские целебные практики, и затеял это мероприятие.

     Пока она медленно спускалась по крутым и многочисленным ступенькам, я успел сбегать в темные пещеры, вход в которые был на склоне горы неподалеку от основной лестницы. Собственно говоря, сбегал почти напрасно, поскольку посещение их требовало и значительного времени и наличия наличных – ни того, ни другого у меня, ни в мыслях, ни на руках не было. Но вкратце я могу поведать, что видел. Видел прилавочки с сувенирами и наглядными пособиями, где в стеклянных банках, в формалине были выставлены реальные паразиты, и кровопийцы с которыми посетители могли столкнуться при посещении пещер. И было этих «злодеев» много, и вида они были самого зловещего. А потому, в пещеры в одиночку никого не пускали – только группами из шести-восьми человек с инструктором и в специальных костюмах, в соответствующей обуви, при касках и фонарях. И стоило это удовольствие 35 ринггит с человека.

     При мне ушла очередная группа в белых касках, а ждать отправления следующей группы, у меня уже не было времени – Ларису надо было еще доставить в отель. Она ждала меня внизу совершенно измученная, и стало ясно, что дальнейший осмотр откладывается на неопределенное время – может на год, а может и навсегда. Оказалось, что мы не посмотрели две, или три нижних пещеры, в которых и находятся наиболее старые и наиболее интересные храмы. Недаром Алиса говорила, что за один день пещеры Бату не осмотреть, но у нас и так не было этого лишнего второго дня – значит, будет причина посетить Куала-Лумпур в необозримом будущем.

     У лотошника купили банановую «кисть», немного подкрепились, и стали выяснять, как же нам отсюда выбраться. Оказалось, что проще всего это сделать на поезде, благо железнодорожная станция находилась совсем рядом, и билет стоил всего два ринггита. Нас научили, как брать билеты, и мы взяли два желтеньких жетончика до станции «Kuala-Lumpur». Их надо было приложить к окошку турника и пройти на платформу. Поезд уже ожидал с открытыми дверями и включенными кондиционерами. Мне он напомнил наши поезда-электрички, которые, если приходят на платформу конечной станции, то выпускают пассажиров и тут же закрывают двери. Я сам как-то летом на страшной жаре вместе с остальными пассажирами, среди которых были и старики, и мамы с грудными детьми, ждал на платформе, изнывая от жары и обтекаясь потом у закрытых дверей электрички минут двадцать. И впустили нас всех в ее кондиционированное нутро только минут за пять до отправления. Так вот, этот поезд минут двадцать стоял с открытыми дверьми и включенными кондиционерами, создавая приятную прохладную атмосферу.

     Мы заняли два мягких места и отдыхали в прохладе, а когда поезд тронулся, то поняли, что не очень рассчитали с выбранными местами – не было рядом с нами окон, чтобы любоваться окрестностями. Пришлось перебираться на другие места, но все хорошие для обзора были уже заняты. Так мы и прошагали несколько вагонов пока не нашли два боковых места рядом с двумя средних лет пассажирами – мужчиной и женщиной. При подъезде к предместьям, мы начали оживленно обмениваться репликами. Соседи наши переглянулись и на чистом русском спросили, откуда мы. Услышав, что из Москвы, признались, что они из Краснодара. Вот, так бывает – в пригороде Куала-Лумпур, в электричке соседями оказались русские. Что ни говори, а наш огромный земной шар в настоящее время становится уже несколько тесноват для активных отдыхающих. Узнав, что мы до этого были в Дубае и Таиланде, и на днях в Таиланд же возвращаемся на два месяца, они похвалили нас за такую активность. Как оказалось, они уже успели побывать в Москве, потом в Китае, на Тибете, в Камбодже, Сингапуре, а теперь вот Малайзия.

     – Вообще, это 47-й наш рейс, – сказала женщина.

     Я не стал уточнять за какой срок, но сама цифра впечатлила. У нас с Ларисой, включая Крым, было всего семь полетов, и еще три предстояли, чтобы вернуться в столицу. Следующей была наша остановка «Kuala-Lumpur», и мы попрощались с попутчиками.

     Как оказалось, нам все же надо было выходить на следующей остановке «KL Sentral» – на центральном вокзале, где пересекаются все маршруты поездов, метро, монорельсов и автобусов. Но об этом надо было знать. Мы покинули станцию, скормив турникету два наших желтых жетончика, и оказались в совершенно незнакомом месте. Мы так надеялись, что на выходе хотя бы вдали увидим башни Петронас, но их не было и в помине. И куда теперь двигаться? Пробовали общаться с прохожими, но практически никто не говорил по-английски, да и мы сами не могли доходчиво донести, куда же нам надо.
 
     Правда, в конце концов, двое парней на байках, поняв, что нам надо к Петронас, тут же указали путь, сказали, что это близко, и умчались. Мы и пошли в надежде, что обойдя очередное высокое здание, увидим башни, но здание за зданием, а башен так и не было видно. Правда, мы прошли одну бензоколонку, а потом вторую, и на обоих было написано «Petronas» – так что ребята нас послали правильно – к ближайшей бензоколонке. Вроде бы и надежда пропала, но мы упрямо шли, добредя, в конце концов, до какого-то оживленного центра, куда стекалось несколько монорельсовых дорог, и над головой висели крытые пешеходные переходы, и было такое столпотворение авто, что голова кругом. Мы попробовали обратиться к таксистам, но те заломили такую цену, что до далекого аэропорта было дешевле добраться – говорят, что не близко и большие пробки, а дешево им ездить не выгодно.
 
     Наконец, кто-то сердобольный указал нам на один из эскалаторов и сказал «метро». Поднялись, и оказались в таком хитросплетении эскалаторов и переходов, что даже растерялись. Оказалось, что мы по поверхности в своих странствиях интуитивно добрались как раз туда, куда и надо было – до центрального вокзала «KL Sentral». Дальше было уже проще – нам помогли добраться до станции метро, на схеме я нашел станцию, ближайшую к отелю и нам помогли купить до нее билеты. Это была станция «Dang Wangi» – третья остановка от «KL Sentral», и через десять минут мы уже были в знакомых местах, а еще через пять и в отеле.
 
     Этим же вечером я не поленился и досконально изучил и транспортную систему города, и правила оплаты проезда, жаль только, что применить полученные знания мы уже вряд ли успеем – послезавтра, еще до восхода светила, мы уже улетим обратно в Таиланд – отгуливать на Пангане дни, честно полученные по визе.