Звучащая свидетельница блокады

Марина Мотылек
Осенний вечер неласковый, тёмный...
Холодный колючий снег бьёт по лицу мелкой дробью, ветер дует за воротник и подгоняет вперёд. Унылая погода в ноябре... Что же так взволновало людей, которые, несмотря на такую сырость и пробирающий до костей мороз, пришли в Елабужский Дворец Культуры? Блокадная виолончель, которая звала всеми струнами на концерт, посвящённый блокаде Ленинграда.
И вот зал полон так, что сверху похож на бескрайнее море. Всё стихло. Свет выключен, и на экране появилась скорбная дата-8 сентября 1941 года. Рассказы очевидцев, кадры советских и немецких хроник, показывающие эти события, никого не могли оставить равнодушным, и сердце болезненным маленьким комочком сжималось в груди, а на глаза наворачивались слёзы, прожигающие лицо. Холод и голод в Ленинграде, обезлюдевшие улицы, разрушенные дома, люди, похожие на скелеты, обтянутые кожей, суровые и непроницаемые от горя лица наших военнопленных и... сытые немецкие солдаты, не знающие, куда деть лишние бутерброды, и бодрый голос комментатора за кадром, который говорит о наших военнопленных как о людях низшей расы. Хотелось прервать и КРИКНУТЬ: "Не сметь! Слышишь? НЕ СМЕТЬ!!!"
Несмотря ни на что город выстрадал, выстоял и победил, и сохранил память о той жестокой и бесчеловечной войне.
Экран потух, и, наконец, появилась главная героиня - блокадная виолончель. Ведущие концерта – гости из Санкт-Петербургского музея музыкальных инструментов поведали нам историю её создания. Создана она была в блокаду в 1941 году мастером скрипкостроения. Алексеем Александровичем Ушаковым. Очертания её гармоничны и изящны - ничего лишнего. Спинка и головка сделаны из клёна, а боковые части-из сосны. Но не дано было мастеру завершить в войну своё творение. В одну из атак осколки снаряда пробили днище и нижнюю деку. В память об этом событии мастер оставил запись о начале и окончании работы, в 1956 году. Из-за полученных на войне ран виолончель не смогла играть, и лишь спустя долгие десятилетия под руками опытных реставраторов музея, она ожила и вновь зазвучала. То с отчаяньем, то с яростью, с призывом к борьбе, пели её струны, то нежно и задушевно струилась песня о светлой мирной жизни. Порой казалось, что звуки летели как искры, высекаемые пальцами музыканта. Душа чутко отзывалась на звуки инструмента,–то взлетала под небесные своды, то камнем падала вниз – так завораживала музыка. Виолончель воскрешала былое, и зрители, среди которых было много очевидцев блокады, не могли сдержать слёзы.
После концерта в душе было ощущение невыразимой скорби и преклонение перед мужеством людей, переживших те годы, которые смогли не пасть духовно и сохранили для будущих поколений настоящее сокровище–город Санкт-Петербург. Слава искусству и той музыке, что затронула тончайшие струны в душах людей.