Царь природы. Вторя Асадову

Валентина Паевская
Мы в ответе за всех на планете -
И за тех, кого приручили,
И за тех, кто не может ответить
Человеческой грубой силе.

"Homo sapiens", " царь природы"-
Как он сам себя величает...
Да, звучит сомозванно-гордо:
Нет хвоста, и - лицо - не морда,
Вертикальность ходьбы отличает

От всего живущего-прочего.
Вертикальность, без тени сомнения...
Каждый - знак восклицанья, не менее,
Средь ничтожного многоточия...

Вертикальность - не прямохождение
Чувств, намерений и поступков -
Ведь как часто страстям в угождение
Мы меняем свои убеждения,
Принуждая совесть к уступкам!...

Не всегда ведь во благо бывает
И ума, и силенок стечение -
Слишком часто он, "царь", забывает
Своё высшее предназначение.

И, пытаясь весь мир изучить -
Континенты и страны, народы,-
Он стремится себе подчинить
Неподвластность стихии природы.

А зверье - и помельче, и крупное,-
Мнит, дано ему в развлечение:
В зоопарке, для всех доступное,
Или в цирке - судьбою трудною
Обрекается на мучение.

Или - так: для азартной охоты -
Отыскать, изловить - и добыть
Как трофей. Но притом отчего-то
Это значит, что просто - убить...

Бурундук, медвежонок ли, тигры,
Иль домашние наши питомцы -
Достоянье планеты. И игры
Им нужнее на воле, под солнцем.

Стойте, граждане! Ведь не звери мы!
(Или хищники все-же лучше?..)
Прямо ходим? Умнее? Круче мы?
Не пора ль по такому случаю
" Нет!" насилью сказать уверенно.

Если "царь" - это вовсе не значит:
Подстрелить, изловить, уничтожить...
Умный царь разумеет иначе:
Он - хозяин. Его задача -
Сохранить. Возродить. Преумножить!