Советы Оптинских старцев-76

Борис Ефремов 2
СОВЕТЫ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

(Хроника духовной жизни)


ИЗ АНАТОЛИЯ СТАРШЕГО ОПТИНСКОГО

Учить я не запрещаю, это доброе дело — век живи,
век учись, но только начни-то с себя.

23.01.18 г.,
Святителя Феофана Затворника

(Продолжение )

К ПУШКИНСКОЙ ТРОПЕ!

(Конспект к завершающей главе исследования
антипоэзии на интернетских сайтах)

... 40. «Ну хорошо, — возразит читатель. — Добился я цели.
А остальные? Ведь такие невероятные трудности надо
преодолеть! Недаром неверующих гораздо больше, чем
верующих. А если с задачей нравственного возрождения
справятся лишь немногие, то как же нам решить проблему
выхода из безнравственности в пределах всей страны? Всей
лжепоэзии в интернете? А потом как быть с утверждением
апостола Иоанна о конце света? Зачем нужны старания наши,
если жизнь становится хуже и хуже? И что ни делай,
Апокалипсиса не избежать?»

На этих вопросах закончилась прошлая глава. Отвечу на них.
Они тем более кстати, что помогают расширить наше исследование
интернетской антипоэзии. И по очень важным проблемам.

41. По явно светским понятиям, читатель считает, что изменения в
стране происходят только тогда, когда участие в них примет бОльшая
часть населения. Но это далеко не так. Для разгрома татаро-монгольской
орды хватило войска, намного малочисленнее вражеского, но воинов
благословил великий святой земли Русской Сергий Радонежский и
до битвы и во время её непрерывно молился с братией за победу
русскую.

Крещение Руси произошло не оттого, что все славяне захотели
принять веру Христову, многие о ней и не слыхивали, но страстно
захотел этого будущий равноапостольный князь Владимир и
поддержали его управенцы Киева, киевляне и жители основных
городов языческой в ту пору страны.

Удача приходит тогда, когда народ перенесёт необходимую полноту
испытаний, посылаемых Богом, когда лушие люди достаточно долго
поскорбят в общем горе, когда горячими станут  молитвы святых за
прощение былых грехов. То есть когда Бог посчитает испытание
законченным, набравшим полноту, и прощение станет возможным.

Но в нашем случае, как мне подсказывает девятилетний опыт работы
(хотел написать пребывания) в интернете, борьба с антикультурой, с
безнравственностью еще не начиналась, хотя в российском обществе,
по точному предсказанию Серафима Саровского, возврат к православию,
а точнее — новый приход к вере Христовой, начался с 2003 года, спустя
100-летие после прославления святого. Видать, интернет самое удобное
место для бездуховности — виртуальность, невидимое, нечто сатанинское,
чего же ещё нужно для объединённых тёмных сил!

Само по себе ни одно явление не рождалось. Нужна предпосылка. Так вот,
у нас такая предпосылка — начало борьбы хотя бы одним человеком
(на себя такую роль я не беру; слабоват духом и постоянством, но кто-то
придти должен). Есть общечеловеческий закон, выраженный преподобным
Серафимом: спасётся один, вокруг него спасутся тысячи. Заразителен не
только плохой пример, но и хороший. Один добрый пример в интернете, на
антипоэтических сайтах, и вот вам заработала спасительная цепочка. Дойдёт
эта работа до нужной полноты (пусть и долёкой до всеобщности), и наступит
перелом треклятой безбожной антикультуры. Когда это будет — Богу известно.
Но это неистребимо будет!

А по предсказанию Богословом конца света, что ж, он никуда не денется,
случится в зависимости от состояния нашей веры в Христа. Но у меня
встречный вопрос к предполагаемому читателю. Неужели нам безразлично,
как жить, нам самим, сегодняшним? Неужели в дерьме по уши лучше, чем
на земле, сияющей чистотой и красотой, созданными Богом? Думаю,
большенству второго захочется. Кстати — достаточно много предсказаний
святых о возрождении православия в России и о том, что именно нашей
родной Руси суждено возглавить инстинную веру и повести за собой
современный языческий мир (языческий, потому что все веры далеки от
вечной Истины).

Тольско после этой последней светлой эры жизнь на земле пойдёт
к Апокалипсису. Но мы-то с вами давайте принудим себя к борьбе за
приближение последнего солнечного, благоухающего дня. Мы приблизим
УТРО этого дня. Но дети наши и внуки, светлым ДНЁМ, громче нашего
прославят Любовь Господню.

Есть ли у меня хоть маленький повод для подобного бодрого вывода?
Есть, да еще и не малый вовсе. Во-первых, предвидения святых, а такие
пророчества ложными не бывают, всегда сбываются. И во-вторых, оживающая
церковь. Когда я стал ходить в храм Иннокентия Московского, открывшийся
рядом с нашим домом как будто специально для меня (совпало это и
с крещением, и с отчаянным решением погрузиться в интернетскую
топь), его посещало два-три человека, батюшка Александр днями ходил
по нему один-одинёшенек. А теперь посмотрел бы вы — сколько
воспрянувшего духом люду приходит в Дом Божий, как благодатно
совершаются крещения, исповеди, причащения, другие службы. Иной раз,
опоздав, приходится кое-как пристариваться где-нибудь с краю, притиснуто,
бочком.

Но мне хочется поговорить не о нашем храме, а в целом о Православной
Церкви, тем более, я уже пообещался чуть выше.

42. Роль Христовой Церкви в нашей жизни, а особенно в её улучшении,
очищении, одухотворении, наполнении светом высокой нравственности
— дейстивтельно особая, уникальная. Мы ничего не можем сделать без
помощи Божьей, без его благодати, могучей живой силы, которой Господь
радует нас по Своему усморению, Своему Промыслу. Радует, когда мы
что-то делаем, совместимое с Его волей, когда в молитвах просим об этом,
но чаще всего — когда мы в храмах, церквах причащаемся после исповедей.
То есть можно сказать: без благодати Бога не до порога.

Вот почему Господь подсказал избранному народу, как строить скинии
(прообразы церквей) и как молиться в них, с предельной святостью.
А в новую эру Бог, через Иисуса Христа, так же заповедал нам церковные
деяния (смотрите Библию — Тайная ВЕчеря), совершив с учениками главную
службу — причащение. После вознесения Христа апостолы исполнили волю
Его, содействовали внедрению в церкви предтечу нынешней богослужебной
жизни в Дома Божьих.

Хочу спросить у ярых противников Церкви: где же подтверждения их наглой
лжи о том, что попы придумали церковь и церковную жизнь с целью наживы
на глупых верующих? Или такой же глупой лжи: дескать, заветы Христа были
исковерканы и заменены выдуманными попами службами. Ведь все службы,
в соответствии с учениями Спасителя, были «придуманы» гениями святости —
Василием Великим, Григорием Нисским, Ефремом Сириным и другими
отмеченными Богом последователями Учения?

Да еще и это напомню — все подтверждено документально, слово в слово,
и тексты Библии, и труды святых, и тексты всех служб, с их даполнениями,
сделанными в связи с более полным познанием Истины — всё это сохранено
и оберегается до сих пор.

Легко болтать глупости, не принуждая себя к труду познавательному,
аналитическому. Изучающий подлинную историю Церкви (а она ничуть не
беднее, а гораздо богаче светской истории) никогда не позволит себе
домыслов, не усомнится в истинности нынешней Христовой веры,
несколько прояснённой единственно по случаю закономерного
расширения в понимании учений Христа. Такое расширение было
всегда, ничуть не нарушая неизменной Истины, со временем
приоткрывающей нам свои не прояснённые грани.

Истинно верующий не позволит себе глупых подозрений, потому что
знает о церковной святости (мелкие попытки её загрязнения не в счёт, они
Цервовью же, поместными и Вселенскими Соборами и устраняются);
знают, потому что Господь по-прежнему даёт православным чудодейственную
благодать. В порочном месте Он её не даст, как не зажжёт
Вечный огонь в Иерусалимском храме, если он чем-то
опорочит себя.

Думаю, роль Церкви в нашей жизни и в нашем только-только начавшемся
движении к сильно порушенной нравственности мы выявили, реальность
это выявление подтверждает и некоторые изменения, несмотря ни на что,
пробившиеся в закиснувшее и загнившее болото интернета, тоже дают
повод не падать духом.

ПРИМЕЧАНИЕ. Перед тем, как приступить к безусловно светлой части
нашего эссе, хотел сделать завершающее обобщение ранее сказанному,
но подумалось, и вполне резонно, что и содержание последней главки
надо будет знать тем, кто переломит своё нынешнее безразличие и крепкое
недопонимание гибельности антикультуры и антипоэзии для страны и каждого
из нас — и решится, понудит себя на честное служение Истине, которая ждёт,
давно уже ждёт нашего пробуждения, нашего пусть пока в небольшом
количестве и с небольшим размахом, но откровенного, открытого
противостояния злу под маской массовой антикультуры и массовой
антипоэзии.  Бог даст, дело дайдёт и до общего вывода — оно за нами.
Но и за вами, читатель! Шибко мал ваш интерес к острейшей проблеме
современной Руси. Вот тоже показатель вызревшей проблемы...

(Продолжение следует)