Её прозвали, Фрау Чёрная смерть

Георгий Родд
           Посвящается полковнику,
           Завалий Евдокии Николаевне


Она очнулась ничего не понимая,
Закат над страшным полем догорал.
Фашист, под нос чего - то напевая,
Стонавших раненых спокойно добивал.

Чтоб жить, ей надо мёртвой притвориться,
Да так, чтоб просто мимо он шагнул.
Не дрогнула в ней ни одна частица,
Когда он ногу ей штыком проткнул.

Её жалели, жизнь не улыбнулась,
Салют из ружей давши над могилой.
А через месяц в часть она вернулась,
К боям готовой и, как прежде, милой.

Её прозвали немцы, Фрау Смерть.
Ей стал родным десантника бушлат.
И страшно на неё было смотреть,
Когда в атаку шёл её отряд.

За голову её, живой, иль мёртвой,
Была назначена огромная цена.
На что она, калачик жизнью тёртый,
Смеялась, ну фашист, сошёл с ума.

Морской десант, элита войск по флоту,
Хоть полон суеверий и примет,
Ей отдал под команду свою роту.
Тогда ей было восемнадцать лет.

Она вернулась с фронта, повторяя,
Мои орлы, не всех я сохранила.
Почти - что всех взяла Судьбина злая.
Она их, как сыночков, хоронила.

А что сама? Сама, считай здорова.
Подумаешь, три раза умирала.
Стоит в восторге у родного крова,
И кажется, что в сказке воевала.

     Евдокия Завалий родилась в 1926 году. Перед войной кончила семь классов и собиралась поступать в медицинское училище. Но началась война и она отправилась в военкомат. Где ей сказали естественное, - Детей на фронт не берём. Но война сама пришла к ней. 25 июля немцы бомбили её посёлок Новый Буг. И она у себя в саду нашла раненого красноармейца. Т.к. она готовилась стать медиком, она кое - что знала и грамотно перевязала. По просьбе офицера она оказала помощь ещё нескольким солдатам. И командир взял её с собой. Провожала родная бабушка, которая ей предсказала "Девочка моя. Четыре раза будешь истекать коровью, но домой тебя принесут белые гуси".
     Часть, с которой она ушла на войну была 96 кавалерийским полком, 5 кавалерийской дивизии, 5 кавалерийской армии. Свой возраст она скрыла, сказав что ей скоро будет 18.
     Первое тяжёлое ранение и перевод в запасной отряд. Куда прибыл капитан, набиравший солдат на передовую. Запись в книге была, - Старший сержант Завалий Евдок. Он переспросил, - Евдоким?. Она подтвердила. Так она стала солдатом 6-ой десантной бригады, воевавшей на Кавказе. Целых 8 месяцев все знали её как "своего парня". После того, когда она под Моздоком взяла в плен немецкого офицера, её назначили командиром взвода разведки. Осенью 1942 года ей удалось доставить отрезанному под Горячими Ключами отряду продукты и боеприпасы, которые она похитила у фашистов, на самодельном сделанном из снарядных ящиков плоту.
      Во время одного из боёв на Кубани был убит командир роты и рота попала в окружение. Тогда старшина Евдоким поднялся и закричал, - Рота слушать меня! Вперёд! За мной! и они вырвались. Но Евдоким был тяжело ранен. В госпитале и открылась правда о Евдокии, но никто, нисколько не удивился.
      В феврале 1943 года её направили на курсы младших лейтенантов. И её назначили командиром взвода отдельной роты автоматчиков 38 бригады морской пехоты. Ей тогда было неполных 18 лет. В начале, о них с иронией говорили, - "Дуськин взвод", но очень скоро это ехидное сменилось на уважительное "Дуськины орлы". Завоевать уважение этих сорви голов было очень трудно. Но они её признали как командира. Как только немцы узнали, что ненавистными им "чёрными бушлатами" командует женщина, они прозвали её "Фрау чёрная смерть" и объявили на неё охоту. За её голову живую или мёртвую была назначена заметная сумма. Этой охотой занимались и специальные снайперы, и даже засланные агенты.
      Из 55 автоматчиков с войны вернулось 15, но она помнит каждого. Предсказание бабушки исполнилось. Она 4 раза была тяжело ранена, 2 раза серьёзно  контужена. Её трижды хоронили. Первый раз это был слух для селян. Второй раз, во время форсирования Днестровского лимана её сильно контузило. Когда очнулась увидела, как два немца ходят и добивают раненых. Но когда они подошли к ней ей удалось притвориться мёртвой  и не сделать ни одного движения, когда немец проткнул ей ногу штыком. Её обнаружили местные жители, но в штабе 83 её сочли погибшей и на братской могиле написали её имя. Третий раз её "похороны" были в Боснии, но она и в этот раз обманула смерть.
     Жизнь Евдокии Завалий завершилась 5 мая 2010 года. Ей было 84 года.

         24 января 2018