Кн1. Гл4. ОмарХайям. Жизнь, портрет, творчество

Георгий Луначарский
Глава 4

            Жизнь его – любовь и творчество,
            Услада в ней и от вина.
            Не рубаи – его пророчества
            И мудрость трезвого, спьяна.
                Г.Л.

ОМАР ХАЙЯМ.
ЖИЗНЬ, ПОРТРЕТ, ТВОРЧЕСТВО


1. Жизнь Хайяма и его наследие

– Полное имя – Гияс ад-Дин Абу-л-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури;
– родился в городе Нишапуре, в 1048 году на востоке Ирана, в семье
  зажиточного ремесленника;
– по отцу он Омар ибн Ибрахим;
– по прозвищу Хайям, человек, шьющий палатки;
– имел сложный характер, на язык был несдержан, желчен до грубости;
– прославился своими рубаи – четверостишиями;
– по последним данным Омару Хайяму принадлежит авторство от 300 до 1500 рубаи;
– в библиотеке Кембриджского университета находится 293 рубаи;
– европейцам Омар Хайям стал известен с марта 1859 года, когда впервые были
  опубликованы 75 четверостиший в переводе Эдварда Фитцджеральда (1809-1883);
– внимание Фитцджеральда на стихи Омара Хайяма обратил его друг,
  профессор Койэлл летом 1856 года;
– книга, изданная Фитцджеральдом, пролежала более двух лет в одной из
  лондонских книжных лавок, пока Омар Хайям, наконец, не был оценен
  по достоинству;
– рукописное наследие Омара Хайяма весьма обширно:
  «Трактат о доказательствах задач алгебры и алмукабалы»;
  «Комментарии к трудностям во Введениях книги Евклоида»;
  «Проблемы арифметики» (Этот трактат до нас не дошел);
  «Рубайят» (множественное число рубаи по персидски)»
  «Весы мудростей, или Трактат об искусстве определения количества золота
  и серебра в состоящем из них теле»;
  «Трактат о необходимости, о мире и существовании»,
  «Малек-шахские астрономические таблицы», составленные Хайямом во время
  работы в обсерватории в Исфахане, названы по имени персидского шаха Малека;
  «Свет разума о предмете всеобщей науки»;
  «Трактат о бытии и должествовании».
  «Разъяснение темных мест в Книге о музыке». «Трактат о четверных нотах».
– умер Омар Хайям в том городе, где родился и по различным источникам
– либо в 1123, либо в 1131 году. Последняя дата более правдоподобна, поскольку
  именно ее назвал современник поэта и ученого Низами Арузи Самарканди,
  посетивший могилу Хайяма в Нишапуре в 1135 году. Зодиакальные данные,
  вычисленные ученым Бейхаки указывают на дату – 1132 г.
     На русский язык стихи Омара Хайяма переводились многими поэтами. Наиболее известными их них являются: В. Величко, З. Ворожейкина, *К. Бальмонт, К. Мазурин, *И. Тхоржевский, А. Шахвердов, А.Данилевский-Александров, И. Алиев, И. Умов,
*В. Державин, *Г. Плисецкий, *О. Румер, *Л. Некора, *Ц. Бану, *К. Арсеньева, *Н. Тенигина, *Г.Семенов, *Н. Стрижков, *И. Голубев, *А. Старостин, *И. Сельвинский, *И.Налбалдян, *Я. Часовая, *В. Зайцев, Л. Цеснек, Т. Лебединский, В. Мазуркевич, Н. Власов, А. Грузинский, А. Кушнер, Л. Пеньковский, А. Щербаков,К. Чайкин,
В. Тардов, С. Ботвинник, Н. Кононов, С. Липкин, С. Кашеваров,Н. Леонтьев,
Н. Гребнев, С. Северцев, Д. Седых, Т. Спендиарова, Е. Ильин,А. Янов,
Т. Зульфикаров, В. Микрюков, П. Порфиров, Х. Манувахов…
*Поэты, чьи переводы помещены в данной книге.
   Естественно, что каждый из этих поэтов по-своему видел и видит мир
великого перса и, исходя из своего понимания, они создавали и создают во многом из одних и тех же рубаи Хайяма маленькие шедевры,каждый из которых по-своему
свеж и интересен. Если сложить все рубаи Хайяма всех переводчиков, то их наберется несколько тысяч – драгоценных россыпей светящихся хрусталиков из жемчугов и алмазов восточной поэзии на русском языке. Это великое творческое богатство гениального персидского поэта, представленное русскому читателю,
вечно. Не поэтому ли Омар Хайям является одним из самых популярных поэтов во многих странах мира, в том числе и России.


2. Иран в эпоху Хайяма.

   Эпоха Хайяма совпала с апогеем власти, зрелости и могущества Сельжукской династии в Иране. Время жизни Хайяма пришлось в основном на годы правления сельжукского султана Маликшаха (правил 1072-1092г.г.) Именно этот правитель вознес до невиданных вершин власть иранской сельжукской династии – «Великие Сельджуки». Эта династия занимает срединное место между династиями Газневидов и Хорезмшахов. Свое название династия получила по имени Сельджука ибн Даккака,
отца четырех эмиров области Газз. Начало сельджукскому государству в Иране было положено в последние годы правления султана Масуда, сына Махмуда Газневида, основателя одноименной династии. В сражении с сельджукскими правителями Масуд потерпел поражение и большая часть его территории перешла к сельджукам со столицей города Нишапур, где родился в 1048 году Омар Хайям. Основатель династии сельджуков Тогрулбек правил государством с 1038 по 1063 годы, после чего власть за 10 лет сменили три правителя, последний из которых Джалаеддин Малекшах правил 20 лет и достиг наибольшего могущества и процветания сельджукской династии.
В годы его правления наука и искусство достигли наибольшего расцвета. Среди любимцев Малекшаха был и его придворный молодой ученый – математик, астролог и астроном Омар Хайям. Вовремя правления Малекшаха столицей государства стал город Исфахан,куда переехал весь двор, в том числе ученые, поэты, различные деятели
государства. Родившись в Нишапуре, лучшие свои годы Омар Хайям провел в новой столице Сельджуков в Исфахане, где прожил до конца правления Малекшаха. В эти годы он участвовал в создании одной из лучших абсерваторий Востока, написал несколько научных трактатов по математике, философии и теологии, входил в состав ученых, работающих над созданием нового календаря. И конечно же – писал свои бессмертные рубаи. Трактаты писал он на арабском языке, стихи – на фарси. Кроме
того Омар Хайям серьезно занимался музыкой, хотя неизвестно, играл ли он на каком либо музыкальном инструменте. Но две короткие и емкие теоретические работы о музыке в те времена имели авторитетное значение в теории этого вида искусства.


3. Омар Хайям – поэт.

   Доктор Али Акбар Велаяти, современный иранский литератор, написавший книгу «Мудрец Омар Хайям» со знанием дела ответственно написал о том, что в первую тройку великих иранских поэтов входит и Омар Хайям, который по его же мнению поэзию считал для себя второстепенным делом. Хайям писал короткие рубаи, да и
то время от времени, в основном в свободное время от науки или по случаю,
когда возникают сиюмоментные ситуации и необходимо что-то сказать ко времени и
к месту. Считается, что Хайям написал за много лет от 300 до 1500 четверостиший на различные темы, в первую очередь о сущности человеческой – его бытии, вере и любви. Феномен Хайяма в том, что его стихи актуальны и востребованы во все времена, ибо сущность человеческая неизменна. Рубаи – своеобразные эпиграммы с философским содержанием и обобщением, которые в эпоху Хайяма были широко
распространены. Но поэтический и интеллектуальный уровень автора был настолько высок, что качество этих четверостиший оказалось сравнимым с гениальными произведениями крупной формы блистательной литературы средневекового Ирана. Если бы Хайям считал себя поэтом, то написал бы несколько героических поэм, как Фирдоуси или тысячи газелей, как Саади или Хафиз… Однако, прежде всего он считал себя математиком, философом, астрономом, теологом…
   В связи с тем, что Омар Хайям был математиком, ученым энциклопедистом, мудрецом, то само собой возникают различные мысли о том,что его рубаи не могут иметь только поэтическую душу, иронию, сарказм, бытовое философское рассуждение. Есть аналитики, которые видят в мудрых катренах Хайяма математическую подоплеку и системный подход многолетнего труда в написании всех своих четверостиший.
Другие аналитики нашли в рубаях зашифрованные мистические картины с потаенным смыслом не всегда доступным обычному человеческому восприятию. Не поэтический образный катрен, а загадочный ребус, разгадка которого со всеми подробностями каждого из рубаи разъясняется на нескольких страницах книги.
   Поэтический образ Омара Хайяма, его сокровенные мысли и чаяния нам известны по его рубаям и в какой-то степени по научно-философской деятельности, не более того.
   Вся аналитика его творчества в настоящее время – чаще всего это гипотезы современников, индивидуальное мнение и изложение своих мыслей и доводов, влюбленных в Хайяма людей, которых по-своему видят поэтическую россыпь четверостиший гениального перса. И каждый из них имеет право на свое видение и толкование творчества поэта, которое завораживает людей своей актуальностью и точностью, достоверно и остро характеризующие знакомую повседневную обстановку
нашего современника и всего общества. Это и есть причина и неоспоримое доказательство такого феномена, именуемого Омаром Хайямом.