История города Тольятти

Нина Дмитриева 3
 
 Горькая поэма о городе на Волге
              Автозаводу 50 лет!

Был город –
Ставрополь-на Волге.
На волжских берегах,
Жизнь текла умеренно,
Соседа знали сзади, спереди,
Не восклицали ох, да ах.

У каждого хозяйство:
Двор да скот,
Не ведали зазнайства,
Имели для жизни огород,
Не соток шесть,
А двадцать;
Топили баню, пряли шерсть,
Под колокольный звон –
Ходили в церковь,
Как на праздник;

В святые дни –
Накрывали общий стол:
Соления, варения,
(капуста квасилась
в осиновой бочке
для её упругости и белизны),
Гуси, куры, хлеб, да соль;
Хлеб выпекали сами,
По праздникам – из пшенички,
«А вот матушка-рожь –
Кормилица всех дураков сплошь»
(мука готовилась в дубовой бочке
для ускорения брожения теста).
А какие щи в печи!
Из-под печи сверчки трещали.

Тяжела для всех была война,
Как везде, в Ставропольском краю,
Тракторы, лошади и мужики –
Всех мобилизовали,
Остались дети, бабы, да старики.
Пахали на коровах,
За работу получали трудодни,
А на них купишь – кукишь,
В городе хоть давали пайки,
А деревенским – голод.
Первая послевоенная весна –
Была маленькой надеждой,
Но засуха, бесснежная зима,
Не сортовые семена,
Да и на коровах много ли наездишь, –
Остались пустыми закрома.

Сейчас многое забылось,
Осталась горькая частушка:
"Вот и кончилась война,
И осталась я одна,
Я корова, я и бык,
Я и баба и мужик".
Хлеб вывозился в Чехию,
Францию, Польшу, –
Из колхозов «под метёлку»,
А закупался он за грошу.

Поэт Евтушенко рубит:
"никто, как русский,
не спасал других,
никто, как русский, /стойкий/
сам себя не губит".
Колхозы нищали.
Деревни пустели,–
Молодые вербовались на стройки.
               
В середине пятидесятых, –
Передавалось из уст в уста:
"Слыхали? – писали,
К нам роют котлован,
И большую воду –
Пустят в наши закрома".
Потом издали указ и твёрдый:
Перевезти своё хозяйство –
На высокий берег,
Хоть с неохотой,
Переселялись все –
Живые и мёртвые.

Мы, как коты у Лукоморья,
Привязаны к своим местам,
Здесь тебе река, как взморье,
Здесь жизнь течёт от рождения –
До рукотворного столба.
Старики, что не смогли,
Или не захотели –
Остались под высокой водой,
Дух их растворился, –
Забыт он новою волной.

Была река и бил родник,
Весной – лягушек звон,
Церковь и всё, что было
"Живым" когда-то, –
Остались под чёрною водой.

На новом месте дома собрали,
Прямые улицы стали называть:
Ставропольская, Советская… и вот –
Теперь не виден даже горизонт,
Поднялся новый город,
Под новым именем – Тольятти
(имя секретаря, в Италии, компартии,
по несчастью, умершего в тот год).

Площадку для завода выбрали не сразу, –
Рассматривали Киев, и много других.
Но край степей и ковыля,
С узлом железных дорог во все концы,
Водные и автомобильные пути к Чёрному морю, –
Решили всё: – быть ЗДЕСЬ автомобильному заводу!

Сюда, ударный труд привлёк молодых строителей, –
Со всего Советского Союза,
Все работали в едином ритме.
Корпуса возводились все сразу,
Как горячие пирожки,
По-новому, – с параллельным их проектированием.

Припомнился мне случай,
(работала я тогда на промплощадке
в группе согласования проектов)
Был такой денёк:
В короткое время,
Когда холодом скованы верхи деревьев,
А птица летит-летит, –
Затрепетав малЫм крылом,
Вдруг в воздухе повиснет,
И замёрзшая, камнем падает вниз.

А снег хрустит, блестит,
Как от дождя, стоят белёсыми.
На обед в столовую я вышла,
На заборе орал громадный кот,
Через сугроб с трудом сняла его,
В нём шерсти – целый стог!
Внесла его в фойе погреться,
А там была собака,
Вы представляете, что было!
От потасовки, на скорости большой
Кот снёс дверь лбом –
И умчался в снежную пучину.
Наверное, это был степной, последний кот.

Когда построили завод,
Машины Лада, Жигули
Выезжали – из ворот.
Город поделили на «Старый», «Новый».
Самыми тяжёлыми постройками были:
Дом техники «ВАЗ» и
Торговый центр «Русь», –
Их в бетон одели серый,
Не в гранит.
Теперь-то «Русь» – в стекле.
А эстакада для чего? –
Просто глыбою висит.

В Новом городе –
Материализованы проекты.
Летели через город –
Огромные проспекты,
В «Старом»
Про ливнёвку – не забыли,
Посчитали – не нужна,
Экономно – премиалку получили,
Отрастили бороду,
Потом пришлось нарезать Её –
По живому городу.

И лёгкими строфами:
Из прошлого – пора
Вернуться в это Лето,
Город и жара –
В «обычное» одеты:
Аптеки, магазины,
Распивочные пива,
Худые кошельки,
«Середним» не до жира.

Лукавит Моногород, –
Высотками он вырос,
Он был когда-то молод,
Теперь живёт на вырост.
На старенький балкон
(нет дедушки Мазая),
Глядит большой «Магнит»,
Как коршун, воздух сотрясая,
И красным – верх его облит.

Вернуть бы Ставрополь – на Волгу,
Душа степей тогда б отволгла,
Скучает Ставрополь – по Волге,
По Ставрополю скучает – Волга.
И не было чтоб горько,
И чтобы знали все окрест,
Тольятти в "настоящем" дали
Имя – «Ставрополь-Святой Крест».


Использованная литература: 1. В.А. Овсянников Ставрополь – Тольятти.
Страницы истории. Часть 1, часть 2  Тольятти 1996.
                2. Моё участие в проектировании бытовых объектов Волжского Автомобильного Завода, временных построек с полным электро-водо-тепло снабжением (ничего нет постояннее, чем «временное»).

Значение В.Н.Татищева в основании города «Ставрополь-на Волге»: Татищев 5 августа 1737 прибыл в Самару и становится первым лицом в огромном крае, охватывающем Заволжье, Южный Урал и Зауралье с Самарой. В 1738 построен на левом берегу Волги город-крепость Ставрополь (по-гречески – город Святого Креста). Татищев был основательным и осторожным и укреплял оборону государства – с Юга.
Теперь на берегу водохранилища стоит памятник – Василию Татищеву (Татищев никогда не гарцевал на лошади)

1955 год – в ложе водохранилища начала накапливаться вода – затоплена
волжская пойма, где нерестилась рыба.
1952 – готовили город к переносу.
28 августа 1964 – Ставрополь переименован в Тольятти.
22 июля 1966 принято решение о строительстве автозавода.
Технический Проект разработан итальянским концерном ФИАТ с участием
Куйбышевского института ПромСтройПроект. Использовалось параллельное
проектирование и строительство завода.
1967 – строительство завода объявлено Всесоюзной Ударной Стройкой.
1969 – начался массовый монтаж и наладка оборудования, эксплуатация
энергетических систем и объектов введённых цехов.
19 апреля 1970 – с главного конвейера сошли первые 6 автомобилей «ВАЗ-2001».
21 декабря 1973 – выпущено 1 млн автомобилей. Госкомиссия приняла весь
Комплекс ВАЗа мощностью 660 тысяч автомобилей в год с оценкой – «отлично».
 
Поэма начата в июле 2016, обработана – в октябре 2016. История представлена коротко белым стихом, – хотелось донести историю.
                Октябрь 2016