Капитан, Циркуль и другие

Лилия Анна
          Давно хотела я встретиться с В. – прихожанкой нашего храма в «неофициальной» обстановке, так сказать, расспросить кое о чём. А то после службы все домой спешат. И вот удача – вижу, стоит она на углу, возле магазина с общей знакомой – беседует. Я к ним! Поздоровались, предложила встречу. Она руками машет: «Что ты, что ты, времени нет совсем! Внука по репетиторам вожу! Вот жду тут под подъездом с математики, веду на рисование, потом на английский, потом на природоведение!»
- Какие репетиторы? Он же у Вас только в первый класс ходит? – удивляюсь я.
- Да, уже нужно! Чтобы учился хорошо!
- А учителя зачем? Разве от хорошего учителя ученик идут к репетитору?
          Вопрос риторический, но я призадумалась… Вспомнились 80-е школьные годы, учителя… Но не все, а те, от которых не ходят к репетитору!

          Тамара Созонтова Капитан учила нас Русскому Языку и Литературе с большой буквы!  Педагог всегда безупречно выглядела: осанка, костюм, блузы, причёска – не хуже, чем у диктора Первого Канала Ангелины Вовк того времени. В её кабинете мы попадали в другой мир. Как в новой типовой панельной школе появился класс с домашним интерьером – для меня загадка до сих пор. Вскрытые лаком деревянные парты и панели, портреты литераторов, масса цветов на окнах и стенах в кашпо из макраме, глиняные вазочки-кувшинчики с цветами, листьями или сухоцветами – по сезону на каждой парте. И главное, дивная, домашняя атмосфера уроков в виде беседы, прослушивания звукозаписей и просмотр телевизионных фильмов и спектаклей!
          Я не помню, чтобы она нам читала что-то из учебника, диктовала определения. Весь материал преподносился нам в непринуждённой беседе и усваивался удивительным образом. Её уроки были единственными, сидя на которых мы боялись, чтобы прозвенел звонок! И даже самые отъявленные лоботрясы забывали болтать и шалить. А Лёнчик, посаженный со мной на исправление, не щекотал меня за коленку под партой и не рисовал в моих тетрадях. Это Тамара Созонтовна подняла меня однажды перед классом и сказала, что зря я написала сочинение после эпиграфа: «Твой эпиграф в стихотворной форме на 1,5 страницы и есть самостоятельное сочинение, раскрывшее тему!» И посоветовала мне поступать на журналистику. Но кто послушал мудрого Капитана?

          Селезнёва Валентина Александровна пришла к нам в школу уже в пенсионном возрасте, с поста директора соседней школы. Просто освободила место более молодому руководителю, но и оставаться «дамокловым мечом» в родной школе не стала. Пришла к нам рядовым географом, но каким! Не знать географию, не читать карту было просто стыдно. У «директорши» знали и читали все – авторитетная была тётка!

          Горбань Наталья Анатольевна была физиком. Молодая, красивая, спортивная женщина с короткой стрижкой и живыми глазами. Предмет читала не из лёгких, но умела так просто объяснять, что даже я, не освоившая тригонометрию, сдала выпускной по физике на отлично! Каждый урок начинался физическим диктантом-пятиминуткой. Не знать формулы с прошлого урока было просто невозможно. На входе в класс мы оставляли портфели и сумки, на партах нас ждали листы и ручки – ничего с собой! Сумасшедшая скорость диктанта не давала возможности списать – поэтому учили все! И горе тому, кто не справлялся. Его ждало страшное оскорбление: «Крокодил!», – припечатывала она звонким голоском. Консультировала по физике всех желающих и везде. Везде – это значит, что можно было остановить её просто в холле, коридоре, столовой и спросить о том, что непонятно… Наталья Анатольевна хватала тебя за руку и начинала расписывать ручкой тему на ладони… Потом на второй ладони… Потом на своей левой руке… Бывало, что хватала руку проходящего и ни в чём не повинного ученика. И только уверившись, что вдолбила в «крокодила» знания отпускала его с чистой совестью!

          Василенко Иван Михайлович, по кличке Циркуль, преподавал математику и черчение. Но прозвище ему дали не из-за этого. Это был высокий, худощавый мужчина средних лет. При ходьбе он делал большие шаги и практически не сгибал колени, чем походил на чертёжный инструмент. Скромный и отзывчивый мужчина, узнав, что я собираюсь поступать в ВУЗ учиться на архитектора, дал мне с десяток дополнительных уроков, так называемых «Мастер-классов», обеспечил дополнительной литературой. И всё это после уроков и совершенно безвозмездно. И поступила бы я сто процентов, но в тот год мою специальность прикрыли, так как архитекторов было выучено столько, что строили они в основном остановочные павильоны. Мониторили ситуацию со специалистами в СССР, не в пример нынешним временам, когда уборщицы в супермаркетах с высшим, а то и двумя образованием.

          Были ещё другие учителя, но эти – самые яркие! Спасибо Вам, дорогие! Больше 30 лет прошло, а не забылось… Так о чём это я? О репетиторах... Было! Ходили мои одноклассники к репетиторам по английскому языку! Но это потому, что наш класс был «немецким», а в ВУЗе точно нужен был английский язык. Вот такие вышли воспоминания из новой типовой панельной школы...

          ГРОШ ЦЕНА ТОМУ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ, ОТ КОТОРОГО ДЕТИ ИДУТ К РЕПЕТИТОРУ!

19.01.2018 г., г Донецк