Кощунства художников. Обнажённая богиня красоты

Георгий Родд
Она взорвала два тысячелетия
Своей неотразимой красотой,
Пройдя позор в годину лихолетия,
Но став, в итоге, для мужчин мечтой.

Великий Параскитель любовался
Красой неповторимых линий тела.
И образ Афродиты возвышался
Над тьмою критиков так величаво, смело.

Потом был суд. Да, как она посмела,
Порочной будучи, посметь Богиней стать.
И адвокат её, спасая деву,
Рискнул перед судом с неё одежду снять.

Суровые мужи ареопага,
Готовые её жестоко осудить,
Враз подобрели. Вдруг увидев правду.
Умели греки красоту ценить.

Прошло почти две тысячи лет.
Французский живописец Жан Жером
В легенде той увидел новый свет,
И божествами вдохновлённый, он пером

Воссоздал эту сцену обнажения.
Где Фрина лик стыдливо прикрывая,
Шагнула в миг в немое уважение.
И снова критики, свирепо завывая,

Художника готовы опозорить.
Не так, не то, он правду исказил.
И кары всякие давай ему пророчить.
Понять художника не доставало сил.

Но точку в споре том поставил русский критик,
Великий Стасов, чтимый во всём мире.
Так русские, далёкие от споров и политик,
Вослед за греками красу благословили.

     Все непонятные имена и слова расшифрованы в прилагаемой статье.

     Древнегреческий писатель Афиней писал, что скульптор Параскитель совершил кощунство - изобразив Богиню Афродиту обнажённой. Сам этот факт не укладывался в умы греков, а ко всему прочему позировала скульптору гетера Фрина, ведущая свободный образ жизни.
     Оратор Евфей, отверженный поклонник Фрины, обвинил гетеру в безбожии. Состоялся суд. Её адвокат - знаменитый оратор Гиперид, видя, что его речь не производит на суд особого впечатления, сдёрнул с Фрины одежды. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали. Ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь совершенное тело не может скрывать несовершенную душу.
     Именно этот сюжет в 1861 году написал французский художник Ж.Л. Жером.
В древней Греции критике подвергался поступок Праксителя, а в девятнадцатом веке Жерома. "Что мы можем говорить в отношении живописца, который представил Фрину перед ареопагом жалкой, стесняющейся девкой, закрывающей себя? Фрина не закрывала себя, потому что красота её была источником её силы. Жером не понимал этого и сделал свою живопись из - за недостатка понимания порнографической картиной".
Французский художник Эдгар Дега. Он был не одинок. Живописцы разделись за  и против.
     Точку в этом споре поставил русский критик В.В. Стасов "Нет, посмотрите ещё раз на Фрину Жерома, старую знакомку. Там и красота телесная, там и стыд в дрожащих коленках, ищущих одна другую, там даже пальцы на ногах, и те говорят,
нам стыдно, и стараются как - нибудь согнуться и спрятаться. Так и руки поднятые к лицу закрыли его. Вот это я называю художественное произведение, вот это я называю чувство и выражение, вот это я называю - художник".

      21 января 2018



.