С уважением к минувшему

Веселов Виктор Романович
           (Материалы беседы В. Веселова с корреспондентом газеты
                « Костромские ведомости» С. Абакшиным 
                « К. В.», 27 ноября – 3 декабря 2012 г.)         
– Все мы родом из детства. Какое самое яркое воспоминание из детства осталось у вас в памяти на всю жизнь?

– Принадлежу к поколению «детей войны». У нас было особое детство и своя «яркость», совсем не похожая на радости современных ребятишек. Родился я в Орловском крае. В годы войны многие деревни здесь   были сожжены дотла. Люди жили в землянках. Страна не сразу выходила из окопов. Подаренная карамелька, новая книга в руках сродни были праздникам. Запомнилось надолго, как отец подарил мне красивую книгу сказок  А. Пушкина. Родители, сельские учителя, читали мне на сон грядущий, и я её выучил почти наизусть, не зная ещё грамоты.  Интернета, ТВ в те годы не ведали. Книги читали запоем, допоздна, при свете керосиновой лампы. Они становились нашими друзьями, наставниками, открывали окна в иной мир, звали в дальние страны…
     Детское сознание потрясла смерть Сталина и двуличие отдельных людей, в начале горько оплакивающих вождя, а затем истово проклинающих его. До сих пор считаю, что уважительное, хотя и критическое отношение к своему прошлому, есть важнейшая нравственная характеристика любого человека, тем более называющего себя интеллигентом.
   
– Накануне юбилея вышли в свет две Ваши книги: научно-историческая монография «Интеллигенция и культура российской провинции» и поэтический сборник «Благодарение». Профессиональный историк и поэт. Как сочетаются эти ипостаси? Что определило Ваш выбор?

– Порой приходит мысль, что мы мало что выбираем в жизни. Чаще всего нас выбирают. А потом уже начинаем придумывать, как мы спорили со своей судьбой, морщили лоб на развилке  путей: куда пойти и т. д.  С техникой, например, математикой, информатикой и многими иными сферами я до сих пор не в родстве. С детства меня опекали две музы, история и литература. С первой познакомил отец Роман Семёнович, который преподавал историю в послевоенной школе, воспитывал чувство гордости за свою Державу – победительницу, формировал интерес к её историческому прошлому. Со второй сдружила мама Галина Дмитриевна, заслуженная учительница, беззаветно влюблённая в русскую литературу. Затем были историко-филологический факультет Горьковского, а  потом Костромского пединститутов, армия, школа, приглашение на преподавательскую работу в педвуз им. Н.А. Некрасова, где тружусь свыше сорока лет без перерыва. Жизненные альтернативы есть всегда, но существует, видимо, некая предопределённость. Важно  услышать своё «я», почувствовать данное тебе предназначение. Одно время пытался сосредоточиться  на чём-то одном. Поступил в заочную аспирантуру по русской литературе  к академику А. Ревякину. Затем ушёл надолго в историю, опубликовал более двухсот работ, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. однако литература «догнала,» стала «качать свои права», требовать внимания. Пришлось снова покориться ей. Недавно издал шестую книгу стихов и, надеюсь, не последнюю. Член Союза писателей России, лауреат ряда литературных конкурсов, приверженец традиционного русского стиха. История и поэзия, как ангелы-хранители, хотя порой и спорят друг с другом, но помогают выстроить отношения с противоречивым миром, почувствовать способность жить себе в радость и другим не во вред.

– Кажется, Ключевский как-то заметил: «История ничему не учит. Но она строго спрашивает за невыученные уроки». Какой урок, на
          ваш взгляд, нам, россиянам никак не удаётся усвоить?

– Конечно, историю мерить школьными баллами рискованно, но в      
последнее время  мы больше похожи всё-таки на двоечников. Количество невыученных  уроков достигло «критической массы».Недалеко и до взрыва. Главная наша ошибка – неуважительное отношение к своему прошлому. Почти каждый новый правитель, садясь на трон, стремится перечеркнуть достижения своего предшественника. Малярных дел платные мастера стараются закрасить чёрной краской заказанные  им страницы истории. Толпа разбивает на осколки статуи былых идолов, которым она била вчера истово поклоны. Времена меняют лишь формы исторического нигилизма, но сущность его   остаётся  неизменной, и она тупикова, беспросветна. До сих пор не услышана мысль Василия Осиповича Ключевского, что история – это фонарь, который светит нам из прошлого в будущее. О нравственной составляющей исторического знания хорошо сказал Александр Сергеевич Пушкин: «Уважение  минувшего – вот черта, отделяющая образованность от дикости». Эта черта, к сожалению, размывается  сегодня более разрушительно, чем наши отечественные дороги от зимних дождей.
8
– Какие, по вашему мнению, три самых важных, ярких, судьбоносных события повлияли на ход  Российской истории?

– Принятие христианства, ставшего духовной основой российской госу-
дарственности и культуры. Куликовская битва, в которой проявилась созидательная мощь национального единения, свободы и достоинства народа. Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., без нее не было бы сегодня суверенной России. Эти события, на мой взгляд, отражают глубинную закономерность нашей истории, что я попытался сформулировать стихами:
На трёх столпах во все века
Стояла матушка Россия,
Чтобы душа была красива,
Святая вера негасима,
Броня надёжна и крепка…
         
 –Года три назад один из центральных телеканалов провёл рейтинговый опрос с целью выявить самую выдающуюся историческую личность России. А как бы вы сформировали первую тройку?
– А здесь прямая связь с названными выше событиями: Владимир Креститель. Дмитрий Донской. Иосиф Сталин. Они смогли выполнить главный заказ своей эпохи, хотя сами были далеко не безгрешны.

– В советское время вы преподавали историю КПСС. Но в один момент вдруг оказалось, что эта дисциплина не нужна. И даже вредна. Как вы восприняли такую переоценку приоритетов?

– Было такое дело, не отпираюсь и с уважением отношусь к этому периоду моей профессиональной работы. История правящей партии являлась элитной дисциплиной, находящейся под особым контролем властных структур. Удельный вес дипломированных специалистов, кандидатов, докторов наук на обществоведческих кафедрах был самым высоким в вузах. По сути это был спецкурс  по отечественной истории XX века, посвящённый значимой проблеме – роли политической партии в обществе, её влиянию на исторический процесс. Подобная проблематика актуальна и сегодня по отношению к истории любой политической партии, в том числе и современных, формирующих систему государственного управления, классовых взаимоотношений. Другое дело, что эта дисциплина была предельно идеологизирована, перегружена догматическими постулатами, политическими установками, что подрывало её научный авторитет, объективность оценок, но не выводило за рамки исторического знания. Здесь тоже были свои подтексты, эзопов язык, индивидуальность, конкретность. Если чего и стыдиться, так это поворота на 180 градусов бывших «ленинцев», ставших в одночасье прорабами перестройки, разрушителями СССР и  одевших новые партийные мундиры. Ряд моих коллег и я вместе с ними в этом маскараде не были замечены. К тому же это есть часть нашего прошлого, противоречивого исторического опыта, к которому следует
     относиться критически, но с уважением.

– Вам, конечно же, известна байка о том, как историк Карамзин одним словом изложил суть  истории Российского государства императору Александру I – «Воруют-с». А как бы вы кратко определили суть новейшего этапа нашего исторического развития?

– Можно было бы повториться вслед за Николаем Михайловичем, оснований для этого предостаточно, но не будем заниматься тавтологией. Позвольте ответить стихами, посвящёнными А. Пушкину:

Звезда пленительного счастья
На русском небе не взошла.                На нём всё та же смута, мгла 
И вечный призрак самовластья…

– Не угасает ли интерес молодёжи к исторической науке? И каков уровень подготовки абитуриентов сегодня?

– Если всё время мы будем пинать свою историю, откуда возьмётся интерес к ней у наших детей и внуков. Пресловутая система ЕГЭ убивает живую мысль, приводит к натаскиванию, начётничеству. Последствия уже сказываются. Надо менять ситуацию.

– Не могу не задать вам вопрос на тему дня. В начале ноября стали известны результаты мониторинга, проведённого Министерством образования среди российских вузов. КГУ признан неэффективным. Как вы восприняли эту оценку?
– Благодарен редакции «Костромских ведомостей», одного из самых авторитетных изданий региональной периодики, что она сразу же откликнулась на это чудо-юдо, взволновавшее общественность. Разделяю во многом позицию профессора А.В. Зябликова, который дал чёткую критическую оценку «мониторинга дефективности». Образование должно всегда идти на опережение, подтягивая за собой другие сферы общественной жизни. Развитые страны переходят фактически к всеобщему высшему образованию. А нас приглашают в позапрошлые времена.   Игнорируется советский опыт формирования единой системы народного образования, её демократических, гуманистических приоритетов.  Вот и снова вспомнишь пушкинскую грань, отделяющую образованность от дикости…
                БЛИЦ:

Какое блюдо к праздничному столу вы можете приготовить собственными руками?
      Поставить цветы на стол, шампанское и коробку конфет. Жена – абсолютная владычица на кухне.

Какое качество в людях вы считаете самым отвратительным?   
        Стремление сделать подлость другим людям.
Что вас больше всего радует в этой жизни?
         Жизнь.
Что вас может вывести из равновесия?
          Многое.
Какой уголок Костромы вы любите больше всего?          Набережную Волги.

Если бы вам предстоял полёт на другую планету, то какие бы три книги вы обязательно взяли с собой?
            Новый Завет. Томик Пушкина. Неоконченную свою книгу…