Коммунизм и религия

Игорь Ерошенко
КОММУНИЗМ И РЕЛИГИЯ

«Помолимся же, братия, за милосердие Божие к грешной душе сеньора де Тули. Он был злым и жестоким человеком, поэтому милосердие Божие его душе очень понадобится, без него гореть ей в геенне огненной…»
                Жан Мелье

[https://ru.wikipedia.org/wiki/,_]

««Коммунистическая идеология — очень сродни христианству, на самом деле. Свобода, братство, равенство, справедливость — это же все заложено в Священном писании, это все там есть», — убежден президент...»
              [ https://www.gazeta.ru/politics/2018/01/14_a_11612042.shtml]



      Интерес к этой проблеме, т.е. проблеме взаимодействия религии и коммунистической идеологии  вновь вспыхнул в последние дни в связи с появившимися в СМИ высказываниями Президента России о родстве коммунизма и христианства. Общность учений о коммунизме и христианства – неоспоримый факт. Авторы «теории научного коммунизма» никогда не скрывали того, что одним из источником их учения являются учения утопических социалистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн), предшественниками, которых были в свою очередь авторы более ранних утопических произведений о коммунизме, Среди них: Кампанелла был монахом, Мелье – священником, а Т. Мор вообще признан святым в Римской католической церкви.
        Если бы президент вспомнил в этот момент о менее популярных в нашей стране идеологиях либерализма и консерватизма, то и о них мог бы сказать тоже. Указал бы, несомненно, на их идейную связь с течениями христианства в Европе.
      В.И. Ленин, один из талантливых пропагандистов теории коммунизма  (реального гуманизма), подчёркивал, что идеи коммунизма  построены из суммы знаний представляемых развитием «мировой человеческой цивилизацией».  История мировых религий внесла свой вклад в развитие учений о обществе социальной справедливости. Религиями была задана цель.
 
Итак, ныне из основных идеологий в России, которые  включены так или иначе в политический процесс, а следовательно и в избирательный тоже, более или менее выделяются европейские по происхождению: либерализм, консерватизм и коммунизм. Конечно, их носители сильно отличаются от своих предшественников действовавших на заре  возникновения этих идеологических течений, так, что, встань они на время из могил, то возвопили бы: «Нет, это не мы».
      
       Кроме того, в России существуют идеологические коктейли, в которые заметно добавлены ингредиенты из  некоторых религиозных учений. По большому счёту  все идеологические учения  имеют родство с теми или иными религиями независимо от того, как они относятся к самой религии. Сторонники идеологии русского умеренного консерватизма опираются на догматы православия, которое продолжает тысячелетнюю свою традицию преданности государственной власти. Подпольный ваххабизм использует некоторые  положения ислама. Либерализм, его младший брат консерватизм (неоконсерватизм) и коммунизм - духовные дети христианства. 
      
      С исторической  точки зрения основные европейские идеологии представляют последовательные  этапы развёртывания идей свободы личности и социального равенства. В христианстве свобода выступает как обязанность или  даже бремя, провозглашается равенство всех людей перед Богом. 
      
      В либерализме основной акцент делается на свободу личности от государства. Объём свободы определяется объёмом частной собственности – материального богатства. Либерализм провозглашает формальное равенство всех перед законом. Консерватизм как правая реакция на негативные последствия буржуазных революций укоряет либералов в том, что безграничная свобода разрушительна, свобода ограничена обязанностями перед  Богом, обществом, семьёй.  Коммунизм, как левая реакция на последствия буржуазных революций, принимает от своих предшественников эстафету ценностей «свободы» и «социального равенства». Коммунизм провозглашает право человека на свободу, ограниченную, однако, его обязанностями перед обществом (жить в обществе и быть свободным от общества нельзя).  Коммунизм  также признаёт, что для обеспечения реального, а не фальшивого, видимого только, социального равенства необходимо признать все средства производства общественными. Равное отношение всех людей к средствам производства является объективной основой социального равенства.
      Главной ценностью в коммунизме провозглашается личность человека. Целью общества определяется всесторонне развитие человека, развёртывание его сущностных личностных свойств. Коммунизм не признаёт всех людей одинаковыми и не стремится сделать их всех таковыми. Каждый человек имеет право на развёртывание своих уникальных способностей…
       Опыт созидания реального коммунизма в России, действительно, был незрелым, и этим, казалось, всё сказано, что незрело, то обречено. Тем более, что, большевики, де факто, как революционеры выполняли попутно и работу буржуазных революционеров: Кромвеля, Вашингтона, Марата, Робеспьера т. д. Сейчас принято не вспоминать, что капиталистический строй в ведущих странах Запада утверждался, как правило, в весьма кровопролитных  гражданских войнах. А революция в России началась в обстановке развязанной же мировым капитализмом всепланетной войне. Обвинять большевиков в исключительной кровожадности, забывая об истории прошлых революций, нечестный приём.
      Неполнота знания о коммунизме как развивающегося учения обусловила ошибки большевиков в политике по отношению к религии. В годы Великой Отечественной войны Сталин попытался кое-что поправить. Пока практика научного познания подтверждает, что заменить собой и полностью вытеснить религиозную форму восприятия мира, как это предполагали большевики, современная наука не в состоянии. Она, наука, сама нуждается во вненаучном ориентирующем её гуманизирующем нравственно-моральном факторе, которыми  выступают заимствованные из религиозных текстов кодексы. Религиозная формам сознания будет развиваться, изменяться, но вряд ли исчезнет. Атеизм как и религии не нуждается в научном обосновании или религиозном опровержении и имеет право на тот же самый статус, который даётся общепризнанным религиям.