из книги Прогулки по Риму пешком и в письмах

Олег Альбертович Ковальский
1.12.2017г К вопросу о конкретном балете

Современный балет в России имеет свои глубокие традиции.И сам по себе, и в европейской интеграции. И этот современный, российский балет развивается в глубоком уважении к интернациональной и национальной культуре. К исторической культуре. Русской многонациональной культуре и Западной культуре. Примеров этому не просто много, а не встретишь ни одного - вне этого уважения к человеку и его истории, судьбе трагической и светлой, со спокойными периодами и кризисными участками. И всегда, и в современных постановках, и в спектаклях далёких лет, всегда есть посыл, всегда есть свет этого уважения - с любовью, и пониманием ответственности, и ощущением культурной миссии российских, потом советских, потом опять российских постановок. В настоящей короткой заметке будут приведены несколькие - за которыми стоят традиции, народ, эпохи современного российского балета, классического балета. Среди которых - такие, например, как спектакли балета "Москва" - "Эдит" - о французской певице Эдит Пиаф. Или "Блюз для Хэма" "Нового балета" заслуженных артистов Аиды Черновой и Сергея Старухина. Да и все их современные балеты глубоко философичны, духовны, прописаны уважением к историческому материалу, культурам и народам , которые они представляют или к которым обращены... И на таком уважении, подтверждённом и литературными изысканиями, балет воспитывал и через зрителя - поколение за поколением свою историческую среду и культуру (балет и в России, и в Советском Союзе, потом опять в России). Всему же миру известно о том, что в России не только был, но и ЕСТЬ - Григорович и Петипа, и другие вечные классики (для своего времени и первый, и второй, и их великие ученики - бывшие основоположниками "современного балета" ). И их постановки (и по всему миру) и в ПЕРВЫХ МИРОВЫХ БАЛЕТНЫХ ТЕАТРАХ - "Мариинки" и "ГАБТ"а, "Михайловского" и "МаМт" им.Стан.и Н.-Д." - не только "планка", не только "Олимп", но и заслуженное право говорить и судить о судьбах всего мирового балета, и о российском в частности. И вот от имени одной из таких сцен - снискавших не только право ПРЕДСТАВЛЯТЬ "Олимп", но и приглашать всех, кто приял святые заповеди его развития, мы и увидели французскую постановку "Щелкунчика" 29.11.2017 года. На вечернем спектакле "Новой сцены" "ГАБТ". Конечно, балет "Щелкунчик" - это своя история. Эти и история жизни отдельно взятой державы культуры. И в более углублённой интерпретации - история Франции или России наверное. И тут, конечно, важно настрой мастера и всего коллектива. Как они видят и хотят переживать, и какой они любят "историю", в любой интерпретации - не обязательно же "Щелкунчика". И "Лебединое озеро" может подойти - как и кто посмотрит. Сквозь призму своего творчества. И полученного образования, личного опыта, и части прожитой жизни, ну и поставленной сверх - задачи (помните, как великий Леонид Броневой в роли Велюрова : "Творческие люди нуждаются в некотором руководстве" ). Ставили такие "задачи", наверное - не только в СССР. Или сверх - задачи... Ну и что же это было в "интерпретации" 29.11.2017 года, в "интерпретации" французского балета на классической сцене "ГАБТ", только на "Новой" его сцене... Начало было, как всем показалось, многообещающим. Технический уровень балета, конечно, сразу не был выдан, размыт сценарием. Ну - и мы не пришли тестировать "западные балеты" в лице очередного из них. А, как нам кажется, жить в этом творческом поле. Которое создавал и француз - Петипа, и русский Григорович, и великие их ученики. И семью - семь - всех наших поколений возмужавших и старящихся бок о бок с этим великим деянием. - История русского балета. И история французского балета. История их обоих в русско - европейской интеграции, которая то развивается интенсивно, то нет. Но всё равно - развивается. И один из тому примеров - приезд французской труппы и это их выступление. "Щелкунчик"... Великий "Щелкунчик", так любимы всеми нами - и "сырами", и простыми зрителями. Так знакомый нам "Щелкунчик" - всем всем, даже если это - никогда не выехавший из любимой далёкой деревеньки - трудоголик. Потому что - давно есть интернет, и уже ооочень давно - телевизор. И все великие русские балеты показывают по несколько раз в год... Не так часто как народные "Ирония судьбы или с лёгким паром" или "Служебный роман", или "Бриллиантовая рука". Но тоже часто показывают. И все давно выучили, а кто не читает рецензий - почувствовали - "Щелкунчик" не случайно считается и самой русской из всех сказок, и самым интернациональным балетом одновременно. И именно в связи с этим все балетные постановки его очень осторожны в "вариации". Их просвечивает настоящая творческая мысль в купе с пониманием "высших человеческих ценностей" "Щелкунчика", общих для всех - вечных ценностей, которые не интерпретируются никакой "современной техникой", никаким "творческим новаторством", никаким "шоковым" "авангардным" "прозрением". ...Чего нельзя сказать о спектакле, который, как мы понимаем, от "лица французской культуры" был преподнесён так сказать. И, конечно, возникают вопросы, по мере того как "развивался" ТАКОЙ "Щелкунчик". Мы не все зададим. 1. - Почему "либретто" "нарезано" и перемешано как французский "винегрет"? 2. - Почему персонаж "волшебник", время от времени, почти срывается на "педофилическую глумливость" по отношении к, почти, главной героине - с русским именем "Маша". Что за этим нам хотят показать? 3. - Почему, поначалу, фигурирует два "Щелкунчика" - один в непонятном рубище (и что это означает) не похожий на героя, а другой - в форме офицера наполеоновской армии - похожий на "героя"? - Во всяком случае - таковы прозрачные намёки хореографии и полу-маскарада в сочетании с гримом и т.д.. 4. - почему этот "первый" - не похожий на героя, и как будто находящийся в современном зоопарке - пластикового контейнера, был, буквально завален орехами, и как ни щёлкал - щёлкал, но так и утонул в них, и по "французскому" сюжету больше не появлялся. 5. - Что это за трусливые "офицеры" в форме николаевской армии, которые боятся "мышей" и их, безуспешно, пытается вдохновить "французский" "морячок", да так ничего и не добившись от "трусов", сам "побеждает мышей"... 6. - что это за мизансцена "шабаша мышей" с масками, впервые продемонстрированными, в истории "Щелкунчика" с не характерно для мышей вогнутыми носиками ( а не, например, "выгнутыми"...). Которые, как бы обращаются к российскому залу, а не действу на сцене. А среди них - во время хореографической паузы - девица, делающая элемент из художественной гимнастики - тоже к залу, не по действу спектакля ( ни в каких других либретто такого героя не было). И так, чтобы это было понятно - , да, господа з-р-и-т-е-л-я - это гимнастика, художественная, с элементом, ну , наверное, - "полу-скорпион стоя"... 6. Почему исторически сложившиеся русские - характерный танец , казацкий гопак и некоторые другие танцуют "французские придворные"? Это что то виде санкций от культуры, вроде - "белого олимп-флага для России" в области спорта? И ещё много можно было слышать вопросов в антракте, не зависимо от собиравшихся за чашечкой кофе или французским коньяком групп. Обычных зрителей и редких на балете гостей (русским - балет существовал ещё тогда, когда Россию на "птице тройке" за три года с востока на запад не успеть было проехать) но уже тогда , специально на балет, приезжали, даже с Сахалина и Камчатки. Традиции... Но хотелось бы остановиться на 5-м вопросе подробней. Тем более в зале, тоже по русской традиции всегда присутствуют потомки почти всех поколений русских эмигрантов, предки которых, когда то вместе со всеми нашими, нынешних потомков - предками, создали империю культуры от края света до края света. А подробней остановиться, как нам кажется - это значит - начать с того, что царя Николая - II - тоже не оскорбить словом "трус", и не осуждать, например, как за "трусость" - за отказ от Престола Русского. Мы же помним как это было. Николай II не хотел утопить в крови "демократические посылы", как это было во Французские кризисные участки истории. Николай II и его единомышленники помнили и кровавую бойню американского противостояния севера и юга. И русские элиты пытались её избежать. Так как думали не о "приоритетных потерях", а о народе. Так же как и многие "офицеры в Николаевской форме". Которые , во времена русской трагедии столетней давности, в том числе, чтобы избежать "красного" геноцида (общие потери в ходе гражданской войны, сопутствующих разрухи и голода составили 20 миллионов человек) эмигрировали, в том числе и во Францию, чему способствовало традиционное в России знание Западной культуры, французской культуры и французского языка. Франция же вела почти непрерывные колониальные войны по всему миру, в том числе и в Африке. Будучи прекрасными военными, русские, не находя себе другого применения (чему, возможно, создавались условия) попали на все эти войны. К сожалению, почти ничего не отражено из прекрасных, выдающихся и доблестных русских историй времён тех войн. А все, кто изучали их историю осведомлены о том, что Франция теряла свои колонии, одну за другой, отнюдь не по причине отсутствия героизма русских и французских военных. А вследствие появления двух глобальных игроков на этом поле - США и СССР. И новых условий экономического развития, в которых формировалась послевоенная Франция и в ходе первой и второй мировых войн. Балетное же "новаторство" в новой "редакции" французского "Щелкунчика" - просто поганит историческую память, как русскую, так и французскую. Ну а то, что , на протяжении всего спектакля (это подтвердят не только русские, российские балетоманы но и зрители из СНГ и Западной Европы) нарастали , как бы выразиться лаконично, не показавшись грубыми - руссофобские интерпретации - было очевидно. Мышиные маски - и те вписались в "подаваемую" версию. А "полу-скорпион стоя" , на фоне хореографической картины перед "Вальсом цветов " не оставлял сомнения в том - кому он адресован и в каком контексте. Всё определённей стали проявляться "черты" сегодняшних российских исторических героев. Беды большой нет - скажут редкие приверженцы в антракте - но слишком уж в унизительной форме для всех "персонажей". Совсем не соответствующей исторической парадигме ( как сказал академик N в одной из беседующих групп, причём - не руссофил и давно уже живущий на западе). Как и русское дворянство, погибшее (почти всё - надо сказать) за французские интересы, чуждые их истинному Отечеству - ни первые, ни вторые "изображённые" персонажи не заслужили такой "лести" в виде подобного "Щелкунчика", в первую очередь , от Франции. Да и от всей Европы тоже... Вообще, в балете, если о нём говорят специалисты - не бывает недосказанности. А тем более - не понятости каких то его не только классических, но и новаторских деталей. Но и в представленном, как мы, наверное, должны были считать, от Лика Франции "Щелкунчике" всё "лицедейство" легко угадывалось даже не видящей частью аудитории настоящего "Щелкунчика". Так же, как и легко прочиталось апогеем "кульминации неприкрытой, оголтелой руссофобии" - брошенной в зал как оскорбление - исполненная пародия на "русский балет". А обыграно это было "изящно"... - Почти две минуты вся французсская труппа - одну руку в бок - а другой в такт музыке прищелкивала пальцем - в упор разглядывая в зал, не шевелясь. Мол - ну давайте з-р-и-т-е-л-я, станцуйте нам.... - Нет? ну тогда мы вам - вас покажем. И понеслась... Хотя и до "понеслась", и - после - есть ещё десяток вопросов. И двадцать - после "Вальса цветов". Но довольно с "нас". Так как - ещё в первом антракте - у всех возник вопрос - а французский ли - т.е. от имени французского ли народа этот "к-и-ч-н-у-к-л-е-Щ" был привезён на знаковую сцену России? Многим из нас, подписавшимся под этой статьёй приходилось бывать и в Европе, и по местам бывших французских колоний - и полетать, и проехать, и проплыть. Разговаривать и присматриваться к этому многоликому, во всех ликах красивому народу. Прилежному, трудолюбивому, доброму... В большинстве своём "историю" и "время" - мерящему периодами посевов и сборов урожаев, выходом в свет - слава Богу - она существует - прекрасной литературы. Мы общались с народом живущим не "руссофобией" - а школьными расписаниями детей, студенческими занятиями и временем отпусков. Посещением своих святынь - религиозных и культурных. Мы видели народ, который не знает и не любит вообще "фобий". А ценит трудолюбие и не симпатизирует бездельникам. Мы запомнили народ, который презирает преступление и порок. Видит красоту земную женскую - если говорить о мужчинах. И мы общались с прекрасными женщинами - живущими "вечными ценностями". И когда мы говорили с французским народом обо всём, в том числе и мировом балете - то поняли, что французы - все, или почти все - знали и любили "Щелкунчик". - Русский. А о "к-и-ч-н-у-к-л-е-Щ"-е и понятия не имели. И как нам кажется, а мы в этом уверены - предпочли бы - первый. А как бы они прочитали - второй, и пошли бы на него - мы думаем, что нет. Французская культура имеет СВОИ глубокие корни, самобытность, народную смекалку, ничего не имеющую общего с тем, что - под видом ЕГО КУЛЬТУРЫ - привезли в Россию с этим "к-и-ч-н-у-к-л-е-Щ"-ом... Потому что это - не Франция. А - великая Франция - это та, что построила Лувр и подарила великой России богатейшие живописные и скульптурные коллекции , которые сейчас в "Эрмитаже". И это великая Франция подарила Санкт-Петербургу Мариуса Петипа, других великих артистов, мастеров, учителей. Это вдохнуло жизнь во многие русские ипостаси и во всё развитие мировой балетной культуры. Ведь ни для кого не секрет, что в мире есть и анти-культура, и кич-культура, и "окна Овертона" и т.д. и т.п., и чего только в мире нет. Но есть в мире тенденции, как бы это точно выразиться - одного ряда и никак не связанные ни с одним из, общемирового контекста, цивилизационных проектов. Они разные. И - видимо - вроде бы никак не связаны один с другим. - И к таким , например относится "допинговый скандал" вокруг русских спортсменов, поддержка кровавого режима, пришедшего путём насильственного переворота, под названием "оранжевый Майдан". Выращивание "ИГИЛов" всех мастей. Или непонятные подводные взрывы у берегов Японии, повлекшие за собой ядерные аварии на береговых японских АЭС и цунами. Или "падение" башен близнецов в Нью-Йорке, после "атаки" "Бен Ладана" - бывшего друга семьи Бушей и т.д.. И какие то алгоритмы похожих "инициатив" здесь не перечисленных и показанный "к-и-ч-н-у-к-л-е-Щ" тоже - как, из неконструктивного, ряда событий. А у французского народа, в том числе и в менталитете - не было и не могло бы зародиться такого "проекта от французской культуры". Это что то, искусственно пристёгиваемое к нему. Этот "к-и-ч-н-у-к-л-е-Щ".. А накануне российских выборов 2018 года - это или в другое "время", которое, мы повторяем - французский талантливый и культурный, и трудолюбивый народ меряет - периодами посева и сбора урожаев, школьными занятиями и посещениями святынь, студенческой учёбой, созидательной работой, свадьбами, рождением детей и мирной жизнью... Или почём билеты на такие спектакли - больше 15 000 рублей или - на балконе - меньше, сколько бы они не стоили, конечно - тоже не показатель... Ведь Федеральные оперно-балетные театры (а их в России больше 35 - как ни у одной страны мира) имеют свой защищённый бюджет и призваны нести культуру в мир. А великие мировой балет и оперная школа - служить оружием против холодной, в том числе любой, в том числе мировой войны.
С уважением ко всем, А.Волог, И.Гревцев, Н.Позёмкин, И.Добр, Н.Косых, И.Иванов и другие. 1 декабря 2017 года.