Самый выразительный Декабрь

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2017/12/01/1884 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2018/01/14/9023 - Итоги конкурса

В 4 туре  конкурсной серии "Двенадцать месяцев" приняли участие 66 авторов. Члены жюри номинировали 36 произведений.

Требования к стихам этой серии повторять нет смысла: они уже многократно разъяснены и подкреплены примерами, опубликованными в моих статьях по первым трем турам - "Сентябрь", "Октябрь" и "Ноябрь".

Я принимаю на конкурс ВСЕ  подаваемые стихи, что вовсе не означает, что все они могут быть законно  номинированы, даже если уже где-то побеждали и имеют несомненные достоинства. В нашем конкурсе имеют право на отбор в шорт-лист только те стихи, где выполнены все три пункта конкурсного задания - кто их забыл, смотрите текст объявлений, под которыми вы оставлялете свою заявку!

Меня приятно порадовало, что к 4-ому туру большинство наших участников конкурсное задание наконец-то для себя уяснило: более, чем наполовину принятые произведения были действительно написаны в жанре пейзажной лирики, а единственной темой стихов был пейзаж, то есть поэтическое описание картинки природы в декабре. Стихи по другим темам или стихи, включающие в себя строфы на другие темы, номинации не подлежат, как бы хороши они ни были. По крайней мере,  именно этого  я прошу от жюри перед началом голосования.

Первый успех достигнут: участники начали  внимательно читать объявление, сознательно определять тему своих стихов и правильно (в соответствии с конкурсным заданием!) выбирать, какое стихотворение подавать на конкурс. Впереди достижение следующей задачи - овладеть точным и выразительным поэтическим языком описания пейзажа.

Рассмотрим выборку конкурсных  стихов, написанных по единственной теме - "пейзаж в декабре", выполненных  в жанре пейзажной поэзии, все строфы которых построены по единому образцу. Разумеется, выборку не всех стихов (их достаточно много!), а лишь тех, где это получилось наиболее удачно и представляет интерес для совместного изучения. 

************************************************************

2. Подарки декабря. Овчинникова Татьяна Сергеевна 

Наконец-то декабрь угостил НАС трескучим морозом,
А деревьям в саду подарил подвенечный наряд.
На дорогах за час появились сплошные заносы -
И машины стоят, будто вышли они на парад.

Наградил НАС декабрь замороженной сладкой рябиной
И алмазною крошкой засыпал и дворик, и сад.
За узорным окном он развесил такие картины,
От которых нельзя отвести НАМ восторженный взгляд.

Он детей угостил шоколадом,.. лыжнёй и катками,
Мандарины принёс и смолистую пышную ель.
И спешит Новый год, заметая тропинки снегами, -
И заносит следы прошлогодних печалей Метель...

Неплохие стихи, хотя автор совершенно напрасно построил описание, введя в него действующее лицо "мы". Автор не рисует картинку, а пересказывает ее нам, отсюда в тексте появляются не украшающие пейзаж многочисленные местоимения "нас" и "нам". Декабрь здесь олицетворен - о нем рассказывают, как о человеке (принес, развесил, угостил), жаль только, что используется слишком много сказуемых, пересказывающих действия, а не показываются сами действия очеловеченного  декабря.
 
4. Декабрь. Наталья Зарайская

Декабрь вернулся восвояси-
И ничего, что через год.
Морозный день лучист и ясен,
Звенит ветвями голый ясень.
Чист и прозрачен небосвод.

Зимы холодное начало
Лишь обозначилось слегка:
Осеннюю листву умчало...
Ей громко воронье кричало-
Потеря, мол, не велика.

На белоснежном покрывале
По тонким латкам земляным
Лежат остатками печали
Посланий осени скрижали
Рисунком тощим и больным.

На завтра вьюгу обещали,
Заносы. Будет кутерьма!
И теплые достали шали
Под шубы городские крали.
Для луж и рек опять тюрьма...

Зато природы проявленьям
Ужасно рада детвора.
Предновогодние волненья...
Им в радость светопреставленье.
"Зима, зима пришла! Пора!"

                И я к окну припала лбом :
                Сквозь вихри снега , напролом,
                Летит огромной белой птицей
                Из детства  Снежная царица!
                А я на лыжах кувырком...
                И носом в снег лихим сурком!

Эти стихи снимают проблему предыдущих: здесь нет пересказчика, нет автора, как посредника, олицетворенная природа  действует  сама (декабрь вернулся, "воронье кричит... холодному началу зимы" и т.д.).  Стихи получились интереснее, чем предыдущее, хотя я бы (для данного конкурса!) ограничила их фрагментом - без последних двух строф. Нестандартная форма строфы (пятистрочник АбААб, 4 ст ямбом)  и отличные небанальные рифмы, будь эти стихи ограничены только первыми 5-ю строфами, существенно повысили бы их шансы на призовое место.   

5. Декабрь. Любовь Голейчук Коэн Белл 

Белой нитью дороги заштопаны
Наизнанку, и все – в узелках
Снежных груд.  Небеса тихим шёпотом
Наставляют снежинок неопытных
И роняют... На миг? На века?

На декабрь?  Новорожденным,  глупеньким,
Им паденье – забавный полёт.
А качаться на воздухе любят как,               
Рисовать в нём  спирали да бублики,
ПОка ветер к земле их несёт!

Дышит свежестью мир незапятнанный
На ладонях больших декабря.
Убирая деревья нарядами,
Пряча слякоть легко под заплатами,             
Зимний ветер шаманит не зря,               

Первой ёлкой фонарик любуется.
«Ах, позвольте влюбиться мне в Вас!» -
Шлёт морзянкой в окошко ей с улицы.
Всё исполнится, встретится, сбудется
Под снежинок нетающий вальс!

Здесь тоже пятистрочник АбААб, только написанный другим метром - 3 ст. анапестом  с дактилической рифмой - рифмой небанальной, интересной, хотя и не везде точной. По технике исполнения портит впечатление распад ритмического ударения из-за двух подряд фонетических ударений ("пОка вЕтер"). С содержанием чуть хуже: это лирическое стихотворение о снежинках, ветре, фонарике, передающее настроение автора, а описания конкретной картинки природы я не увидела.

10. На носу - январь... Ирина-Сова   
 
Белым войлоком,  да за окнами,
снегом стелется ночь-метелица,
тихим шёпотом сказку робко нам
спеть пытается   свет-красавица...

Ох, мороз трещит в стекла до морщин,
сединой трясет, постарел на год...
Постарел на век лихозимьем вех,
лихолетьем лет... не сдается дед...

А буранами - ветер, странный он...
То ли все-равно чем стучать в окно?
Снегом-листьями, влагой чистою,
вольной волюшкой, злою долюшкой...

Ставни тихий скрип... В будке Шарик спит...
На носу - январь... Новый календарь...
Вездесущий страж скажет дОбру весть -
"Хлеб насущный наш,  Боже,  даждь нам днесь."

Стихи решены в народном стиле с подходящей для этого стиля лексикой и ритмом, с диссонансными рифмами, где-то вообще - белым стихом. Сдвоенная строка 3-х стопного хорея (10 10 1 / 10 10 1) здесь очень подходит для выбранного стиля написания. Убедительно использован прием олицетворения природных стихий, благодаря которому создается картинка декабря. Нестандартные стихи.

14. Морозный и бесснежный декабрь. Вита Осенняя 

Обжигает трескучий мороз, жалит нежные щёки,
Но не лёг пышный снег в декабре, нипочём ему сроки,
Только иней в берёзе блестит, серебром отливая,
И калина дрожит на ветру, беззащитно нагая.

На дорогах природный каток – детворе развлеченье,
Словно небо упало на лёд – облаков отраженье.
В парках белочки шустро снуют, запасаясь кормами,
От мороза в короне луна - чем не светская дама?

Пусть суров, беспощаден декабрь – волшебства он предтеча,
Золотистым сверкает дождём и огнями расцвечен,
В ожидающих чуда домах – мандариновый запах,
Жаль, что ёлки лесные стоят без одежды и шапок.

Нестандартная ритмика - сдвоенная строка из разностопных полустрок: 3 стопный  и 2 стопный анапест ( 001 001 001 / 001 001 0 ) без внутренних рифм. Описано выразительно, но, к сожалению, способом перечисления действий - кто что делает и как. Слишком большое внимание уделено сказуемым, перечислению действий, а не созданию живых образов - метафор, которые сами рисуют картинку, а не рассказывают нам о ней. Автор хоть и не употребляет местоимений "я" или "мы", но все равно является  участником рассказа, сообщает нам свое мнение, что чувствуется  в последней строфе. Это, конечно, тоже пейзаж, но не самая удачная его форма!

17. Встречая утро декабря. Светлана Салахова 

Предзимье. Ночь. Ноябрь. Туман.
Эскиз. Набросок карандашный.
Сквозь календарь бредёт зима
На ощупь – в зарослях бумажных.
Должна раздать своё «добро» –
Мешки снежинок разной  масти.
Штрихи  непройденных  дорог
Сотрёт её бесстрастный ластик.

То будет завтра. А пока
Царит ноябрьская тоска.

Зима не дремлет. Ей пора!
Плетёт всю ночь искристый  иней.
Невозмутимо, до утра
Внесёт в картину свежих линий:
Раскрасит небо голубым,
Стволы пушистой кистью тронет...
И серый  дым, осенний дым
Рассеется  в её ладонях!

Взойдёт  румяная заря,
Венчая утро декабря.

Структуру стихов можно рассматривать как две составных 10-и строчных строфы: (два катрена на 4 рифмы+плюс кода) - конкурсному условию такая форма удовлетворяет, потому что десятистрочник повторяется дважды. Здесь описание картинки природы полностью идет без авторского пересказа, оно дано непосредственно -  в начале стихотворения даже использован прием назывных предложений (назывных подлежащих). Получилось довольно выразительно и нестандартно. Прием олицетворения зимы получился интересным, все образы небанальны: очеловеченная зима то " бредёт ...на ощупь – в зарослях бумажных", то "плетёт всю ночь  искристый  иней", то "стволы пушистой кистью тронет".  Очень красивый  образ деятельной зимы! Хорошие стихи.

18. Декабрь мужским взглядом. Евгений Ермолин 

Декабрь – разгон и взлёт зимы,
Настырно, на форсаже;
Убогость света, прорва тьмы,
Зазимок* будто в саже.

Как самозваный экстрасенс,
Упрятал лето в кому,
Спасибо, что в сосняк не влез, –
Здесь лес вовсю зелёный.

Ему б крутить калейдоскоп,
Жонглируя цветами,
Да бело-серого нагрёб
Немытыми руками.

Земной пират стращает люд
ЛЕДЯНКАМИ дороги:
Друг дружку иномарки бьют –
Промятины в итоге.

Лишь тридцать первого числа
Декабрь смекнул: граница.
Отправил лучшего посла
На белой колеснице!

Зазимок – это первый снег, первый санный путь. А вот "ледянка" здесь - это уже изобретение  автора, который применил  это слово для обозначения образовавшегося ледяного  катка на участке дороги. Описание декабря весьма нестандартное - современным языком и с привлечением техногенных образов: форсаж, калейдоскоп, иномарки. Автор сам не вмешивается в описание, но его декабрь  и очеловечен, и осовременен: он и летчик, и "самозванный экстрасенс", и "земной пират", и правитель, имеющий собственного посла! Стихи получились оригинальными и выразительными.

21. По-над долом. Ольга Иванычева 

Хуторок среди лесов.
Крутосклоны,
Где семейства местных сов,
Да вороны...

Мускулистые дубы
Частоколом.
Пять домов, да три избы
По-над долом...
С декабрём сошли сюда
С гор восточных
Хлопьев перистых стада
Белосочных,
Смяв косматое быльё
Косогорья.
Заневестилось моё
Лукоморье!
Погрозил уже мороз
Коготками,
И зашлись ветра всерьёз
В гулкой гамме.
Льнёт акация к окну,
Тяжелея
В серпантиновом плену
Снеговея...
Полюбуюсь видом сих
Мини-пьесок
Сквозь горошины моих
Занавесок...
Что ж, зима нам  - не напасть,
И с друзьями
Побездельничаем всласть
"За чаями".

Классический  способ изображения картинки - идет череда образов и картинок, наблюдаемых из окна. Автор не описывает что-то ВООБЩЕ о декабре, а очень конкретно ПОКАЗЫВАЕТ то, что наблюдает. При этом изобретаются  свои слова, которые и понятны, и уместны: "крутосклоны", "снеговея", "белосочный". Здесь есть и интересные, авторские находки образов: "серпантиновый плен", "сквозь горошины моих занавесок", "ветра зашлись в гулкой гамме", "мускулистые дубы частоколом". Это стихи, написанные языком поэзии, а не прозы, где картинку создают поэтические образы, а не авторские  объяснения.

22. Снежный линь. Ольга Королева
 
Вдоль пруда и леса тенью
Проплывает снежный линь.
От воздушного движенья
Лед звенит на ветках: дзинь!

Укололась, сидя с прялкой,
Ледяным веретеном
Поздней осенью русалка.
В пруд упав, уснула в нем.

Загрустила ель на взгорке
Без пухового платка.
Голы хвойные закорки
И широкие бока.

Серый дождик все закрапал.
Но пришел декабрь-царь –
На концах иголок капли
Заискрились, как хрусталь.

Месяц водит яркой спицей.
В темной проруби у дна
Просыпается девица,
Будто около окна.

Сбив хвостом каменьев сотню,
Линь ныряет отдохнуть.
Их на нить русалка плотно
Нижет, вешает на грудь.

И русалки ожерелье
Освещает изнутри
Отраженье темной ели
Аметистами зари.

Еще один интересный способ создания пейзажа - рассказ в стихах, где все персонажи - олицетворенные стихии природы в декабре. Если картинка считывается, если она зрима и выразительна, значит стихи получились!

24. Декабрь. Ирина Полесская 

ЗапорОшило белой нежностью,
Благодатью пронизан свет..
Как любовно зима и бережно
Расстелила свой мягкий плед!

Белый ангел взбивает облако,
Чтоб просыпался лёгкий пух..
-Ах, снежинки,- творенье Богово-
Улетаете? - в добрый путь!

Серебрится пыльца небесная
Так таинственно, не спеша..
-Слышишь, ангел поёт?.. ах, если бы..
Декабря ли звенит душа?..

Заколдованы, приворожены,
В палантинах из серебра
Дремлют ели в лесах нехоженых,
О волшебных забыв дарах..

Дремлют лестницы, крыши, улицы,
Удивлённые белизной,
И сугробами двор сутулится,-
Распрямится потом весной..

Залюбуешься тихим вечером:
Вот снежинки летят смелей,-
Светлячками кружАт застенчиво
Близ сияющих фонарей..

Казалось бы, мы слышим авторскую речь, но какая-то она не совсем авторская, дана не в прямом пересказе и толковании, а сама по себе - как настроение, как состояние природы: "Серебрится пыльца небесная так таинственно, не спеша..-Слышишь, ангел поёт?..ах, если бы.. Декабря ли звенит душа?.." Или: "Белый ангел взбивает облако, чтоб просыпался лёгкий пух.. -Ах, снежинки,- творенье Богово- улетаете? - в добрый путь!" Разве это автор вопрошает? Нет, это сам пейзаж передает нам такие размышления, это - наше состояние от видения, а не информация от сказанного... Очень легкое, изящное, образное  изображение природы в декабре. Точнее не могу пояснить, но, на мой взгляд, это отличные стихи. Если кого-то смутили ударения "кружАт" и "запорОшило" - они допустимы, оба слова имеют двоякое ударение в зависимости от оттенка смысла (проверяла в словарях), и здесь применены правильно.

27. Зима пришла. Ольга Альтовская

 Осенний поезд уходил
 В дыму заката.
 Пришёл декабрь и подтвердил,
 Что нет возврата.

 И утро встретило зимой:
 Пушисты, топки
 Сады под снежной бахромой,
 Дворы и тропки.

 Я будто шла по зыби сна
 В покое этом -
 У приоткрытого окна
 Дышала светом.

 И холод шёл из облаков,
 Густел, белея,
 Свободной россыпью мазков
 Белил аллею.

 И падал снег, лежал, как пух.
 В ветвях несмело,
 Тональность пробуя на слух,
 Синица пела.

Тоже неплохо, и я даже не могу толком вам объяснить, почему в предыдущих стихах у меня возникла  поэтическая картинка с настроением, а здесь вижу только рассказ о том, что изображено на картинке, от которого настроения не случилось... Наверное, толково объяснять чужие стихи - это не менее сложно, чем их талантливо писать.

36. В снегах не видя брода. Нина Матрохина

Запишу эти стихи не в авторском формате, а в метрике: 10 строчник на 5 рифм аБаБссДееД  4 стопным ямбом.

Шуршит за окнами метель
озябшей белой мышкой
и стелет снежную постель.
А вдоль дорог вприпрыжку
с такой надеждой воробьи
на проявление любви
глядят прохожим в лица,
что так и хочется пойти
и что-то вкусное найти
да с ними поделиться.

Декабрь, засыпав все пути,
вершит свои законы...
И не проехать, не пройти
ни пешим и ни  конным
туда, где возле елей-свах
ждут в подвенечных кружевах
судьбу  свою  берёзы,
где их стволы теплом перин
метель как ножки балерин
укрыла от мороза.

Всё глубже снег, всё твёрже сталь
доспехов зимней стужи.
Плывут горбы сугробов вдаль -
их караван верблюжий
везёт туда, где край небес
с пейзажем слился и исчез,
в снегах не видя брода,
где всяк живущий видит сны,
дожить мечтая до весны,
и ждёт её прихода.

Отличные стихи, и судя по всему (пишу статью, еще не зная итогов голосования!), их включили в свои шорт-листы большинство судей. Здесь и форма интересна, и мелодия звучания радует слух, и картинка зрима. Мне понравились образы метели,"шуршащей за окнами озябшей белой мышкой", деревьев - "возле елей-свах ждут в подвенечных кружевах судьбу  свою  берёзы", стужи - "всё глубже снег, всё твёрже сталь доспехов зимней стужи", сугробов - "плывут горбы сугробов вдаль - их караван верблюжий..." .

Хочу обратить ваше внимание на то, что хороший образ в пейзажный стихах, это прежде всего адекватный описываемому явлению образ. Обычно он достаточно простой, но неожиданный, он одновременно и похож на описываемый предмет, и удивляет - как же я раньше не смотрел на это подобным образом?!  Всякие искусственные сравнения в стихах, придуманные для заполнения строки и для украшательства, часто выглядят дико и смешно, лучше уж совсем обойтись без таких "изюминок", чем вставить в строку надуманный, не раскрытый  и неестественный образ, после которого хочется спросить  автора: "Почему именно такое сравнение? Ничто не предвещало и ничего не раскрылось далее..." Хорош тот троп, который почти незаметен, не бросается в глаза, но мгновенно передает читателю нужную картинку того, о чем хочет сказать автор. Как в данных стихах.   

37. Солнцеворот. Галина Ленкова 2

    Владения окинул белый месяц
    ночной порою - светел, серебрист.
    К морозу крепкому - от звёзд небесных
    таинственный, волшебный свет струит.

    Царица ночи года на вершине
    объявит, наконец, солнцеворот.
    Поскачет к лету скоком воробьиным -
    секунд, минут стремительный черёд.

    Пленительны лучистые мгновенья:
    лесных красот хрустальных и не счесть.
    Встречаю, перед ёлками, немея,
    снежок пушистый, как благую весть.

Меня очень радует этот автор (я помню ее первые стихи на сайте!):  с каждым новым конкурсом ее стихи все лучше, вот уже и с техникой исполнения нет проблем, и содержание все больше и больше наполняется  поэзией. Радует, что человек работает над своими стихами, читает разборы чужих ошибок и избавляется от своих. В пейзаже из всех характеристик  декабря здесь взята одна - время солнцеворота, что, конечно же, является важной особенностью этого месяца: "поскачет к лету скоком воробьиным - секунд, минут стремительный черёд". В целом, получилась неплохая зарисовка, только хочется больше внимания к естественному (без инверсий) построению предложений. Например, в концовке: "Встречаю, перед ёлками, немея,  снежок пушистый, как благую весть" - мысль мне нравится, но по структуре не понятно, перед чем же "немеет" автор: перед елками или все же перед снежком?  Хочется, чтобы ключевые слова во фразе "встречаю, как благую весть" не оказались   бы разнесены в разные концы предложения.

38. Белоснежное. Алина Анатольевна Коптева 

Сегодня, мой юный художник, не нужно
О мрачности зимней, о хмурости неба.
Давай, мой дружочек, о чистом, о белом,
В палитру добавим обычную вьюжность.
     Ты видишь, здесь ночью сменили убранство,
     Последние рыжики падали в снежность.
     На лапах еловых лежат безмятежно
     Зефира кусочки в расцвете жеманства.
Кокосовой стружкой присыпаны ветки,
Над ними безмолвия слезы застыли.
А запах! Ты слышишь? Подснежники или
Он ягодно-сочный,  щекочуще-терпкий.
     Ах, снег! Да, пожалуй, зернисто-творожный
     Смешаем с жемчужным, льняным и миндальным,
     Без всяких пропорций, без правил, ментально.
     Декабрь внутривенно, отчасти подкожно.
Две пригоршни света из теплых ладошек
На эти березки, что в белом с рожденья,
Чуть темное просится в тени-мигрени,
И птичьи следы нежно-серым накрОшим.
    Смеркается. Ты собери по крупицам
    Все то, что увидел, чем душу наполнил.
    Вся жизнь - это сгустки из грома и молний,
    А творчество грусть заставляет искриться…

Интересные стихи. Формально можно предположить, что они написаны не как пейзаж: автор все время влезает со своим советами и подсказками ("давай, мой дружочек", "ты видишь", "ты собери по крупицам" и т.д.), но несмотря на это, перед моими глазами возникает именно картина (а не рассказ) декабрьского леса, снега, птичьих следов на нем, запахов... И как все это сделано вкусно, выразительно, радостно: "А запах! Ты слышишь? Подснежники или он ягодно-сочный, щекочуще-терпкий", "Ах, снег! Да, пожалуй, зернисто-творожный смешаем с жемчужным, льняным и миндальным". Или: "На эти березки, что в белом с рожденья, чуть темное просится в тени-мигрени, и  птичьи следы нежно-серым накрОшим". Не знаю, как вам, но мне показалось, что написано здорово!

41. На мягких лапках по-кошачьи. Елена Спиридонова 2   
 
На мягких лапах по-кошачьи
Зима шагнула в мир подлунный.
Морозен, свеж, полупрозрачен
Декабрьский воздух. Месяц юный
Дорогу высветил до дома.
Пушистый снег в полете кружит.
Тиха, спокойна, невесома
Кошачья поступь зимней стужи.
Земля в снегах похорошела.
Деревья видят сны о лете.
Рябина гроздью переспелой
Качая, в сон вгоняет ветер.
Зима зевнула, потянулась,
О млечный путь потёрлась спинкой.
Хвостом заснеженным махнула,
Слегка вонзая когти-льдинки,
По крышам вволю потопталась.
В клубок свернулась. Щурит очи.
Надолго здесь обосновалась.
Длинны декабрьские ночи.

Как вы, наверное, уже догадались, мне здесь больше всего понравилось единство выбранных образов: за основу ряда выбрана кошка и около нее - ее качеств, особенностей - строятся все остальные сравнения и метафоры, описывающие декабрь. "На мягких лапах по-кошачьи зима шагнула...", "Тиха, спокойна, невесома кошачья поступь зимней стужи", "Зима зевнула, потянулась, о млечный путь потёрлась спинкой", "Хвостом заснеженным махнула, слегка вонзая когти-льдинки, по крышам вволю потопталась", "В клубок свернулась. Щурит очи..." -  Отличная работа!

P.S. Мне только что подсказали,что эти стихи нельзя назвать отличными из-за последней строки, где использован  фонетический слог: "Длинны декабЫрьские ночи". Согласна: таких просчетов всегда лучше избегать. Ошибка есть, но мне она не кажется столь грубой, что стихи не могут быть номинированы. Просто давайте возьмем этот случай себе на заметку и будем (это и ко мне относится!) далее внимательны. А за подсказку спасибо члену жюри конкурса - Ольге Зайтц!

42. А хочешь, расскажу о декабре... Николай Майский 
 
А хочешь, расскажу о декабре,
Растёт пока, но все же нарисую,
Картину льдистую на вечной бересте,
Хоть пальцы отморозить я рискую.
 
На ветке одинокий лист седой.
Рябиной гордою играет стылый ветер.
Согрею грозди тёплою рукой.
Пусть будет мир красив и многоцветен.

Краткость - сестра таланта. Совершенно не обязательно для данного конкурса писать длинные стихи:  подробные описания природы читать утомительно!! Иногда важнее дать два-три удачных образа, чтобы стихи запомнились. Вот как здесь: "Нарисую, картину льдистую на вечной бересте, хоть пальцы отморозить я рискую". "На ветке одинокий лист седой. Рябиной гордою играет стылый ветер". Всего два, штриха - мимоходом! - а образ декабря получился  узнаваемый!

43. Белая метелица. Надежда Воронина 

Запуржило за окном,
скоро не развеется -
крутит снег веретеном
белая метелица.

Дело зная, не спешит,
с толком и сноровкой
веселится от души,
шьет наряды ловко.

Рукава из облаков,
по подолу кружево.
Управляется легко:
к ночи все завьюжено.

Запахнула две полы,
кушачок приладила,
все неровные углы
утюжком пригладила.

Кружит блестки декабря
у стекла оконного
в тусклом свете фонаря-
сторожа балконного.

Разъезжает на санях,
тройкой правит весело,
колокольчики звенят,
на просторе песенном.

Еще одни стихи, написанные в народном стиле (сравните №10). И язык, и форма строфы, и мелодия - песенные, простые. А картинка декабря получилась зримая и яркая. Что особенно хорошо, так это прием очеловечивания метелицы, которая "шьет наряды ловко", "Рукава из облаков, по подолу кружево. Управляется легко: к ночи все завьюжено". Дается олицетворение метелицы и тут же, рядом, упоминается  то явление, которое описано человеческим действием. И человек, и природа здесь выступают как одно целое, как одна русская душа, у которой "колокольчики звенят, на просторе песенном".

46. Вчера внезапно выпал снег. Марина Москвичева Белова 

Вчера внезапно выпал снег...
Хотя унылая природа,
Устав от серого исхода,
Давно ждала его набег,
Вчера внезапно выпал снег...

На дом, на яблоневый сад
Спустилось ночью достоянье -
Зимы сусальной одеянье.
Снежинки властные летят
На дом, на яблоневый сад...

Замёрз осенних дней букет.
В смешном пуху его ресницы.
Согнулись веточки-косицы
Под грузом убежавших лет.
Замёрз осенних дней букет...

Снег скатертью прилёг на стол,
Где яблоки оставил кто-то.
В пушистый шарф уже замотан
Рассвет, скамейка, вишни ствол.
Снег скатертью прилёг на стол...

Вчера нежданно выпал снег.
Шесть соток в свадебном наряде,
И мир так ясен и понятен.
Земля чиста... чиста для всех:
Вчера во благо выпал снег...

Интересное построение строф - 5 строчник аББаа  4 ст ямбом, где последняя строфа - это  частичный рефрен для всех строф стихотворения. Очень красиво передан и сад, на который выпал снег, и яблоки, оставленные на столе, и не срезанные с осени цветы. Пейзаж не только зрим, но и передает настроение: " Шесть соток в свадебном наряде, и мир так ясен и понятен. Земля чиста... чиста для всех"

**********************************************
Пожалуй, это все стихи из пакета, которые мне запомнились и впечатлением о которых показалось полезным поделиться  с вами. Во второй части этой статьи я дам анонимные фрагменты стихов наших конкурсантов, содержащие лексические неточности -  многие участники предыдущего о тура посчитали подобную публикацию полезной для себя.

Осталось выявить победителя номинации  "За самую интересную организацию строфы.  Претендентами на ее получение в этот раз стало довольно много нестандартно написанных стихотворений (пусть даже и не удовлетворяющих другим условиям номинации). А именно:

4. Декабрь. Наталья Зарайская (пятистрочник АбААб, 4 ст ямб)

10. На носу - январь... Ирина-Сова.  ( фольклорная лексика, сдвоенная строка  АБАБ - дактилическими рифмами,   3-ст хорей (10 10 1 / 10 10 1)    

14. Морозный и бесснежный декабрь. Вита Осенняя  (сдвоенная строка, катрен ААББ из разностопных полустрок без внутренних рифм: 3 стопный  и 2 стопный  анапест: 001 001 001 / 001 001 0)

15. Декабрь. Николай Сыромятников (шестистрочник АБАСБС с женскими окончаниями,
грязный логаэд анапест-ямб)

17. Встречая утро декабря. Светлана Салахова  (две составных 10 строчных строфы: два катрена на 4 рифмы+плюс кода,  4 ст ямбом)

21. По-над долом. Ольга Иванычева  (катрен аБаБ, разностопный хорей 4-2)

27. Зима пришла. Ольга Альтовская (катрен аБаБ, разностопный ямб 4-2)

36. В снегах не видя брода. Нина Матрохина (10 строчник на 5 рифм аБаБссДееД, 4 ст ямбом)

46. Вчера внезапно выпал снег. Марина Москвичева Белова (5 строчник аББаа, 4 ст ямб, где последняя строфа - частично рефренная для всех строф).

50. Под снегом пушистым. Алла Константиновская  (шестистрочник аБаБаБ, 5 ст амфибрахий)

54. Зимние сказки. Русаков Григорий (катрен АБАБ,  логаэд: 2 пеон3 -1 амфибрахий 0010 0010 010)

59. Сегодня подобрел, задекабрел  колючий парк... Огурцова Татьяна  (пятистрочник  аББаа   5 ст ямб, с доп. строкой  в посл. строфе: аББааБ)

Победителя этой номинации я выбираю по наибольшему количеству очков, полученных произведением  в результате голосования, исключая призеров первой пятерки мест,  которые и так уже получают  дипломы призеров конкурса.

Теперь, когда мне уже известны итоги голосования, сообщаю вам, что победителем номинации "За самую  интересную организации строфы" становится произведение, занявшее 8 место в конкурсе:

46. "Вчера внезапно выпал снег". Марина Москвичева Белова (5 строчник аББаа, 4 ст ямб, где последняя строфа - частично рефренная для всех строф).

Его текст и мои комментарии к нему - опубликованы  выше.


С уважением, Ваша Алкора, 15.01.18

Продолжение (анонимная подборка лексических ляпов участников) см. http://www.stihi.ru/2018/01/15/8642