Экспертный обзор. Владимир Гавс. Декабрь-2017

Большой Литературный Клуб
ВЛАДИМИР ПУЧКОВ «Трава густа и стынущие реки…»
http://www.stihi.ru/2010/01/10/928 номинатор Вадим Забабашкин

Трава густа и стынущие реки
Напомнили о киселе и млеке,
Но связан взор величиной угла,
И залетевшей бабочке вовеки
Не выбраться из плоскости стекла.

Ей кажется – она летит куда-то
Где зелено и мягко и покато,
И о стекло колотится и пьет
Сладчайший блеск, не ведая, что рядом,
Для сообщенья с воздухом и садом
Весь день раскрыта рама напролет.

Ого. Это именно та кажущаяся простота, которая достигается талантом, помноженным на тщательную работу. Ни одного лишнего, ненужного слова. Безупречная форма. Прекрасная звукопись. Сравнение бабочки, бьющейся о стекло, и жизни человека – метафора не новая, конечно, но здесь она настолько лаконично и точно подана, что текст производит сильнейшее впечатление.


ОЛЬГА ХВОРОСТ «Вспомнить всё…»
http://www.stihi.ru/2017/06/06/10639 номинатор Вадим Забабашкин

Берта сидела на стуле и смотрела в окно...
её, прожившую с Гансом чёртову уйму лет,
сегодня радовало только одно –
больше его рядом нет;
она вспоминала побои, грязные злые слова,
ревность, загулы, постоянную ложь,
как из паба его ждала ни жива ни мертва;
Берта теперь свободна от Ганса, и всё ж
она возвращалась и возвращалась назад –
в тот день и час, когда своею рукой
она в бокал с вином  добавила яд,
в один из двух, и...
тут же забыла в какой;
позвольте – скажете вы – у Берты склероз
или игра в рулетку у них в порядке вещей?   
Нет, Берта до смерти хотела  расстаться,
всерьёз,
навечно,
без шансов столкнуться где-либо вообще!
Выпили – вспоминала она – и пошла круговерть, 
крики, стоны, проклятья,
и с шеи упал хомут –
за это стоило одному из них умереть...
теперь ей только осталось понять – кому.

Хорошая история. И, как и полагается хорошей истории, у неё сильный финал. Что лично меня «споткнуло» в этом тексте. Немецкие имена героев и – откровенно английское «паб». Это мелочь, конечно, но – тем не менее. Второе. Врывающаяся в повествование ироничная интонация в строках «позвольте – скажете вы – у Берты склероз / или игра в рулетку у них в порядке вещей?». Вот эти вот строки, для меня лично, мгновенно разрушили эмоциональную атмосферу текста, заданную предыдущими строками (и последующими, кстати). Перечитал стихотворение ещё раз, убрав из него вот эту вот середину, и – текст, как мне показалось, ничего не потерял, но приобрёл эмоциональную целостность атмосферы и стал более лаконичным. ИМХООООО, разумеется))


ГЛАША КОШЕНБЕК «новая ветка»
http://www.stihi.ru/2017/11/30/5595 квота Берты Лучевой за редактирование отборочного тура в октябре

когда моя мама приехала вступать в жилищный кооператив,
тут были бараки, чисто-поле,  грязь и весьма противно

на горизонте  виднелись яблоневые сады и шпиль университета
кажется, мама видела коров и лося  и, если она преувеличивала, то простительно это

поскольку грязи было столько, что ходить надо было по доскам
мама жила в коммуналке, но на Фрунзенской, поэтому она сбежала просто

когда,  под давлением родственников и узнав, что в др. местах еще страшнее,
она вернулась,  то ее взяли, а не вытолкали в шею,

потому что она была красавица, каких не бывает
такое бывает  редко,  но, честное слово,  бывает

ей сказали не обращать внимания на окружающий ужас, а думать про то,
что через пару лет здесь построят  школы/детсады/ магазины, а главное – метро

со школами, ответственно заявляю, не наврали
из окон нашей был виден университетский шпиль и прочие дали

что мы все будем потом учится в МГУ, знал каждый младшешкольник:
во– первых он рядом, а во-вторых и третьих уже не помню

страшные коровы исчезли, но некоторые счастливцы видели кабана и зайца
я мечтала тоже их встретить, но не все мечты сбываются

что касается метро, то это была жуткая врака
метростроевцы предусмотрительно послали нашу местность на фиг

просто под нами уже имелось тайное метро, или подземный город, или и то, и другое
и ничего абсолютно тут нельзя было  построить

иногда  асфальт трескался и в образовавшиеся дыры
можно было бы увидеть подземные миры,

если бы не царившая там кромешная чернота,
а если кинуть  камешек и  ждать звука,  то не услышишь ни черта

вообще, это была тайна, секрет и нельзя говорить
поэтому я и  не буду больше об этом говорить

только одну вещь – я читала тогда про морлоков и элоев и подозревала,
что морлоки вылезают именно из таких провалов

и если человекообразные неслись по тайной ветке в сторону Рублевки,
то сопровождать их могли подземные горожане  – белесые, мелкие  и ловкие

прошло сто лет,  все кидавшие камешки давно уже ездили на своих автомобилях
и вдруг метростроевцы передумали и все вокруг разрыли

долгие годы было отвратительно грязно,  противно, а то и хуже
жилища не к ночи помянутых  морлоков были разорены, а сами они ушли еще глубже

в общем мы, жившие на улице имени Миши Япончика,
чувствовали, что это никогда не кончится

но все кончается, кончилось и это,
и открылась станция "Раменки" – не нахожу рифм, чтобы выразить, как радостно это

мы с дочкой проехались от неё  до "Делового Центра" и обратно
и это было здорово  – быстро, красиво и приятно

маме бы понравилось, думали мы, пока мчались и смотрели в темноту за стеклом
и конечно, не видели никакого морлока , но, может быть, нас видел он

Подчёркнуто разговорная интонация текста, позволяет почти не обращать внимания на мелочи, которые неизбежно бросались бы в глаза, имей текст более строгий ритмический рисунок (например: «иногда  асфальт трескался и в образовавшиеся дыры / можно было бы увидеть подземные миры». Ударение прямо напрашивается на «мИры»). Но – повторю – заданная интонация текста, позволяет благополучно проскочить подобные места. Отсылка к Герберту Уэллсу придаёт стихотворению некий фантасмагорический оттенок и выводит текст во вневременную плоскость, что – в свою очередь – добавляет тексту объёма и пространства.


ЛЮБОВЬ ЛЕВИТИНА «Темнота»
http://www.stihi.ru/2016/07/29/8210 квота ГР за редактирование отборочного тура в октябре 

"Грусть подкрадывалась к ней как-то незаметно и овладевала ею постепенно, как потемки комнатой."
А.П.Чехов

I.

Пепельница плюётся окурком,
окурок падает и прожигает скатерть.
Образуется дырка. Или дурка?
Время не катит.
Точнее, катит, но не туда.
Секундами капает день. Синхронно – вода
из крана.
Ложиться рано.
Наблюдаю за мотыльком:
как он ищет защиты у люстры под потолком
от темноты
"Эй, ты!" –
окликаю.
Насекомое удивляется: "Кто такая?"
А кто я? Не отвечаю.
Хочется выпить крепкого.
Чаю.
И конфет вместо сигарет.
Счастья нет.
И не будет.
Л-ю-ю-ди!
Я вас когда-то видела наяву?
Непонятно, кого и зачем зову.
Никто не слышит.
Кошки орут на крыше.
У них не кончается весна.
А я сижу одна
и легко
(в недрах души, ну очень глубоко,
ощущая себя поэтом),
пишу какую-то дребедень.
При этом
темнота незаметно съедает день...

II.

День почти растворился в утробе тьмы,
и со мной перешёл на "мы".
Из солидарности я к нему проявила милость.
Заулыбались лампочки включённые.
Пантера чёрная
споткнулась о люстру и подавилась,
поперхнулась, спряталась и стала рыжей.

Мотылёк к предмету своей мечты подлетел поближе.
Нарезая круги, притягивал ватты.
Как же мне спасти этот глупый комок мохнатый?
И крылатый.
Эй, дружок, послушай, твой танец шалый
может стать последним.
Раз так, пожалуй,
отбирать не стану у тьмы обречённый день я,
а верну прожорливой хищнице на съеденье.

Психологически убедительный текст. Этакое полутрансовое состояние, возникающее на пике сильного негативного события в жизни. Взгляд скользит с одного предмета на другой, чуть заторможено передавая информацию об увиденном в мозг. Отсюда и ассоциативные скачки – иногда чисто звуковые («дырка – дурка»), иногда смысловые ("Эй, ты!" – / окликаю. / Насекомое удивляется: "Кто такая?"), иногда совершенно предметные («чай – конфеты»).  Что мне показалось лишним – так это вторая часть диптиха. Т.е. «темнота незаметно съедает день...» - абсолютно самодостаточный финал, после которого мне лично продолжение показалось лишним (Ещё раз напоминаю – это всего лишь мой частный, читательский взгляд)


ФЕЛИКС ГОЙХМАН «Стрелочник»
http://www.stihi.ru/2017/12/07/2358
квота ГР за ведение рубрики "В гостях у..." в ноябре

                1
В мареве жаркой ночи
спать не могу, горю.
Выйду из спальни молча,
тихо дверь притворю,

Скупо пахнув прохладой,
свежесть сойдёт на нет.
Лучше бы было правдой
то, что грядёт рассвет.

Мне темнота постыла,
как нищета и страх,
и тишина застыла
стрелками на часах.

Сдвиги едва заметны
времени колеса,
памяти злые ветры
пробуют голоса.

                2
Где-то плывут зарницы –
тысячи мегаватт.
В том, что душа – не птица,
Стрелочник виноват.

Он никому не виден,
и неисповедим,
и не сидит он сиднем
времени господин.

Ходит и ходит по небу
и не находит приют.
Это ему на потребу
чёрные ветры поют.

Это ему пристало
плыть в ледяном огне,
где-то поверх астрала,
это ему, не мне.
 
Где-то вступают тучи
в траурный хоровод.
Жизнь – это частный случай,
вечности поворот.

В этой игре навылет
Стрелочник ходит вспять:
то ли петлю намылит,
то ли отправит спать.

Добротное стихотворение. Но немного не в моём вкусе. Мне всё-таки представляется, что в стихотворном тексте должен существовать баланс между эмоциональной составляющей текста и его рассудочностью. Здесь, на мой взгляд, сильный крен именно в сторону ума, рассуждений, логики…даже, возможно, выстраивания своей философской концепции мироустройства. Причём, из уже встречавшихся мне поэтических «кирпичиков» (например, «грядет рассвет», «ледяной огонь», «игра навылет» и т.п.). Это интересно, безусловно! Но - да простит меня автор – в целевую аудиторию стихотворения я не попадаю.


МАРИНА ЧИРКОВА «над глубиной»
http://www.stihi.ru/2017/04/05/4484 квота ГР за редактирование отборочного тура в октябре

...так и плывём над глубиной,
как щепки, белые на чёрный
ночной гудрон: уже без счёта,
без тонкой кожуры, больной
(черешно-шелковично-красной)
о том, насколько мы напрасны
с тобой...
не так: во снах, когда друг друга,
как из ручья, берём на руки,
на тяжесть бёдер, губ припой,
на слово – скрипкие качели
над лебедой –
«усни-поспи-приснись...» простой
язык. но здесь о языке ли?..

Хорошее стихотворение. И, конечно, не о языке. Автор словно боится прямым обозначением разрушить хрупкое чувство любви. Так и бывает всегда с чем-то очень важным и дорогим для человека. И здесь это прорисовано так тонко и убедительно, что авторский текст перестаёт быть сугубо авторским и втягивает в орбиту своего притяжения и читателя. 


ОЛЕГ ПАРШЕВ «И только один из нас»
http://www.stihi.ru/2017/11/13/7534 квота ГР за редактирование отборочного тура в октябре

Когда время бросило нас и ушло,
Мало кто обратил внимание.
Правда, у Эрмитажа присел НЛО,
Но – скучно, без вторжений и пламени.
Часы все так же минутки сажали
В грядки беспечного никогда.
А вот пчелы перестали жалить,
И какие-то тёмные личности с крыльями трубили о дате суда.
Первым опомнился долговязый Пахом.
Он нашёл карабин в дебрях своих бород,
Начертал у себя на лбу: Время, гоу хоум!
И ушёл крестить огурцы и остальной огород.
А тут и Аграфена как возопит: Хватит уж краехатить!
Не буду молчать счастья народа ради!
Но... человечество отсутствием времени не проймешь.
Да и мало ль какую в Сети поизмыслят ложь?
Оттого и протестность вышла, в общем-то, единичная,
Не затронула широких народных масс.

И только один из нас,
Затеплив лампаду,
В которой коптил елей,
Писал в "лички"
Отцу и Брату:
Господи, пожалей...

Сугубо игровой текст, в котором я слегка запутался. Как в дебрях бород (!) Пахома. Время бросило нас и ушло. Пчёлы перестали жалить. Потому что время ушло. А потом Пахом начертал (на черта?) у себя на лбу «Время, убирайся домой!». Так время было оккупантом? Но тогда термин «бросило» как-то не в струю. Одним словом, я – по поводу этого текста – покроехачу.))

ДАНИИЛ ТИХОНОВ «Вечное сияние чистого разума»
http://www.stihi.ru/2017/11/13/10122 номинатор Анна Арканина


строк становится больше – полные, мать их, вёдра.
воздух слишком густой, тяжёлый – бери, да режь.
время струйкою шоколада ползет по бёдрам
и промеж.

без труда замечаешь: кто-то порезал воздух,
как в угаре пьяном любовь свою полоснул,
а потом всё списал на военную травму, возле
уходящей вселенной полуслепой уснув.

строк становится меньше. спросишь – не вспомню смысла.
чукча глупый, уставший, что увидал – поёт.
помню джазовый сингл. курим. и помню мы с ней.
помню я без неё.

помню: любит другого (так нам и надо – кратных
золотому нулю не выдумать – съел как быт).
...
и ещё как прошу небесного бюрократа
всё забыть.

Вот ведь как бывает. А в этом тексте, в отличии от предыдущего, уходит вселенная, а время ползёт. Струйкою шоколада. По бёдрам. Кажется, я ещё не отошёл от «одного из нас». Пойду покурю.
Вернулся. На мой взгляд, текст слишком плотный (особенно в финале): авторские смысловые синкопы я лично отследить при чтении просто не успеваю. Как следствие -  приходится притормозить и осмысливать прочитанную строку. Это не значит, что текст плохой. Просто я, как читатель, видимо, недостаточно готов к нему.


ЛАДА МИЛЛЕР «Светляки»
http://www.stihi.ru/2017/09/13/8134 номинатор Анна Арканина

Это место – лукошко причуд и чудес.
Посмотри как на гору взбирается лес,
На седые стволы опираясь.
Как проткнув парусину линялых небес,
Заполняет гнездо черно-белый диез –
Беспризорно-взъерошенный аист.

За калиткой, где хвоя и шепот и хмарь,
Темноту растолкав, расхрабрился фонарь,
Только что электрический может?
Ни звезды, ни луны, а посмотришь кругом –
Светляки облепили заброшенный дом,
Подхватили и... господибоже.

Эта крыша и ставни, и аист с гнездом
 Окунаются в небо под острым углом,
Задевая мохнатые ели,
Поднимаются – ух ты – смеясь и звеня.
... Светляки обнимают тебя и меня.
Так чего же ты ждешь? Полетели?

Любой образ в литературном тексте (тем более в стихотворном) – в идеале – должен легко поддаваться визуализации при чтении. Т.е. читатель должен не только чувственно и умственно воспринять текст, но и увидеть описываемую картину. Здесь с этим всё хорошо. И аист-диез, протыкающий длинным клювом линялую парусину неба. И фонарь, растолкавший темноту. И полетевший дом (вьющиеся вокруг него светляки – своим движением – создают иллюзию движения дома). Очень зримо написано. Единственное что меня слегка смущает – это: «Посмотри как на гору взбирается лес, / На седые стволы опираясь». Стволы – это как бы и есть часть леса. Т.е. лес взбирается, опираясь сам на себя?


БЕРТА ЛУЧЕВА «куда летишь печальная оса…»
http://www.stihi.ru/2015/10/15/10613 квота Наиля Мелиханова за редактирование отборочного тура в октябре

куда летишь печальная оса
за снежным полем лесополоса
убежище для птицы и для зверя
живу как бог пошлет куда глаза
ищу теряю нахожу потерю

сегодня заглянула в дальний свет
я так и знала – ничего там нет
ни ос ни роз ни малого голландца
по цвету – недожареный омлет
с пузыриками масляного глянца

я больше не хочу. здесь так тепло
когда метель и шарф и всё такое
подышишь на замёрзшее стекло
(хотя теперь оно не замерзает)
но всё равно – подышишь и укроешь

Собственно, на мой взгляд, первая строка (оса – маленькая, золотая, с траурными колечками) и задаёт тональность стиха: светлая печаль, как-бы-уже-привычная усталость и капелька депрессии. Автору удалось передать осеннее настроение, знакомое, наверное, каждому. Больше того, (хотя, может быть, это только моя личная ассоциация), оса и роза отсылают к Мандельштаму: «Медуницы и осы тяжелую розу сосут. / Человек умирает. Песок остывает согретый, / И вчерашнее солнце на черных носилках несут». И вот эта ассоциация делает для меня это стихотворение лонг-листа чрезвычайно привлекательным и выводит его из плоскости «осеннего» настроения в плоскость «осеннего» мироощущения.


ОЛЯ СКОРЛУПКИНА «По просьбам не трудящихся»
http://www.stihi.ru/2017/12/08/10020 номинатор Валерий Поланд

По просьбам не трудящихся, а так –
выпускников, пропитанных рассветом,

бутылку проносящей мимо рта
бездомной тени земляного цвета,

младенцев, не умеющих слова
пока сложить из режущихся звуков,

по просьбам тех, чья утром голова
 с похмелья как тупой болящий угол,

и тех, кто на работу не пошёл
и курит, распечатав письма окон

(читая залпом в них, как хорошо
и как весенний воздух клином вогнан),

и дураков, что шлялись ночь насквозь,
гримасничая от заветной тайны,

и тех, кто опоздал в гудящий сквот,
заночевав у светлых и случайных,

по просьбам потерявшихся во сне
и городом проглоченных с бумажкой,

внезапно оказавшихся вовне,
где пусто, нескончаемо и страшно,

и тех, кто, свесив голову, присел
там на поребрик или огражденье,

и мальчика, больного насовсем
янтарным неземным оцепененьем,

и старика, впадавшего туда,
где чёрный шторм размётывает сходни,

по просьбам тех, кто тяжесть и беда
и, в целом, наказание Господне, –

вставало солнце.

Хм. Ироничное название, за которым вполне серьёзный, а к финалу почти трагически выстроенный текст. Любопытно, но на мой взгляд слегка затянуто.


ДАРЬЯ ДАДЛИ «в городах, где трактор»
http://www.stihi.ru/2017/11/15/4796 номинатор Валерий Поланд

в предвкушении дня всех святых
и начала его конца.
"за бугром" – это где
поезда не останавливаются,
где смотреть с вертолёта –
пурпурные лёгкие маковки.
в богодельнях и театрах
грехи замаливаются.
Азия снится слепым
градоначальникам.
на заправках, закусочных свет
ровно в семь выключается.
сберегаем энергию,
собираем бабло и бонусы
в городах, куда
не дошли макдональдсы.

Азия снится глухому
учителю пения.
в коридоре гимназии вянет
гербарий, другие растения.
мы сойдём здесь с ума
легко и охотно
в городах, где трактор
дороже, чем хонда.
а в подвалах школы
дохнут коты и люди,
и одну из них
я ведь знала лично. Люся
была чудным ребёнком,
что бывает, признайтесь, редко.

я стою на путях, и мой бог
переводит стрелки.

Хорошая зарисовка с хорошим финалом. Но, к сожалению, автору не удалось достигнуть того уровня, после которого к этому стихотворению хотелось бы возвращаться ещё и ещё раз. Опять напоминаю: ИМХО.


АНАСТАСИЯ МАМОНТОВА «семь минут перед вылетом»
http://www.stihi.ru/2015/07/20/302 номинатор Криспи

я не строю иллюзий, по поводу этого города –
здесь не раз приходилось прощаться с любимыми
с кем-то долго мучительно, с кем-то коротко,
и, возможно, кого-то не вспомню по имени.
но не значит, что многое было хорошим исхожено,
просто боль, отрезвляя, лишает памяти,
вот сегодня – прощаюсь с тобою, хороший мой,
и сажусь в самолет, и он кажется маленьким.
кое-как умещается в нем мое прошлое:
дни и ночи с тобою и вдохи, и выдохи.
я сажусь в самолет, настроение – внедорожное,
семь минут пустоты перед вылетом.

Нормальное стихотворение. Здесь всего в меру. В том числе и мастерства.


БАХОРИГУЛЬ «Потанцуем, Душа?»
http://www.stihi.ru/2009/10/18/275 номинатор Криспи

Потанцуем, Душа? Приглашаю сегодня на танго.
Ты прекрасна в чем есть, не стесняйся своей наготы.
Оседлай же скорей в этом танце шального мустанга
И почувствуй всю прелесть безумную сладкой мечты –
Жить по полной отвязке, не ведая смертного страха,
Перечитывать книги, дремавшие тысячи лет,
Не боясь вдруг остаться в веках кучкой серого праха,
Уходя на восток, где давно поджидает рассвет.

Потанцуем, Душа? Круг за кругом… Прогнись над коленом
Станом стройным своим, эротично бедро оголив.
Я готов для тебя быть Бодлером. А хочешь Верленом?
А могу расписать твою сущность во всем как Дали…
Ты сегодня Гала.  Ты – Мария,  Матильда… Ты – Жанна.
Прижимаю со страстью к себе я до хруста. Держись!
Без тебя мне никак…Вдохновенна, ты мною желанна
До последнего вдоха и выдоха! Ты – моя Жизнь.

Да простит меня автор, но на мой взгляд это совершенно банальный текст. Предельно банальный. Эталон банальности. Начиная от первой строки с «Потанцуем, Душа» до финального «Ты – моя Жизнь». При этом, ещё и небрежно написанный текст. Например, странный оборот речи «Вдохновенна, ты мною желанна». Кем вдохновенна душа? Автором? Или подразумевалось «вдохновенная», но по понятным причинам пришлось урезать последнюю букву? Пафосность финала придаёт тексту вообще какой-то пародийный оттенок.


МАРИЯ ХАМЗИНА «Не о любви»
http://www.stihi.ru/2017/11/30/9546 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Проходит все, сестренка. Приложи
К пустой душе вискарь и подорожник…
Нам, к сожаленью, максимум положен –
Мужчин, вины, истерики и лжи.

А если голос мелко дребезжит –
Молчи себе, таинственно и нежно.
Когда душа прощается с надеждой.
В сухой сосуд загадочность бежит.

Мы женщины и все предрешено.
Чтоб выиграть, нам надо лечь на спину.
И это, без сомнения, причина,
Курить взахлеб в открытое окно.

Кружится снег – станцуем при свечах.
Дрожит, замерзнув, в пальцах сигарета.
Проходит все, сестренка. Даже это.
Но не сейчас, пожалуй, не сейчас.

Неплохо написанный текст, с акцентированным финалом. Пожалуй, мне больше и нечего о нём сказать.


НУБИР ХИИЛАМ (МИХАИЛ РУБИН) «в желтом»
http://www.stihi.ru/2017/12/16/5142 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

вовремя сказать спасибо
вовремя сказать пошел ты
в желтом в желтом

чужим голосом
проще просить

собирай ассоциации
пока звучит этот ужас
поможет может

может
поможет
масло намажет
лапки сложит
жуть
жуть

у тебя шок
садись на горшок
какой стишок грустный

является ли поэзией
твоя позиция
ну позлись
позлись
в желтом
в желтом

Да, у меня шок.)) Чисто ассоциативный текст, настолько зашифрованный автором, что любой читатель поймёт его по-своему. Или – не поймёт. Но тоже по-своему. И да – моя позиция не является поэзией.))


НИНА МАТРОХИНА «В городе N»
http://www.stihi.ru/2017/11/18/4871 отборочный тур для резидентов

Над Белозерской улицей луна
Подвешена, как лампочка в патроне
На коммунальной кухне – так бледна,
Так анемична, так обречена...
Такой бывает девочка-тихоня
Узнав, что безнадежно влюблена.

Провинциальный город ждёт тепла.
Мятежный дух исчезнувших столетий
Давным-давно безжалостно смела
С притихших улиц дворника метла.
Здесь только тени призраков и нетей,
Да горьких дат, которым несть числа.

Но где-то в парке робкая весна
Дыханьем греет почки на сирени.
Того гляди, воспрянет ото сна
И мотылёк меж стёклами окна,
И даже сам, отлитый в бронзе, Ленин
Приход весны прочувствовал сполна...

Его партийно-твёрдая рука
Неловко держит хрупкие тюльпаны –
Скорей всего подарок шутника,
Которому судьба наверняка,
Вмешавшись, перепутала все планы,
Намеренно оставив в дураках...

16-е стихотворение лонг-листа и в нём тоже порхает мотылёк. До этого уже были бабочки, осы, пчёлы и кто-то со сложенными лапками в жёлтом)) Читаем!
Очень хорошо, на мой взгляд, написано. И настроение передано, и с визуализацией текста никаких проблем. И даже устоявшиеся поэтические выражения (к примеру, «робкая весна»), в данном случае работают на «провинциальность» текста-города. Единственное что. На протяжении всего стихотворения использованы точные рифмы. И они здесь предельно уместны! Но в последней строке почему-то появляется усечённая рифма (буква «х» как бы не прочитывается). Не знаю, сделано ли это автором намеренно, но для меня это финал подпортило.


АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА «острее острого заточен карандаш»
http://www.stihi.ru/2017/10/15/7902 отборочный тур для резидентов

острее острого заточен карандаш
такому вечеру и полночи не дашь
совсем юнец – барашковые кудри
рябиновых созвездий  у виска
как ты знакома мне моя тоска
как лик твой не помажен не напудрен

вечор ты помнишь шёл тридцатый год
водили воскресенья хоровод
и в зеркале раскачивалась лампа
и шла по коридору этажа
неузнанная мраком госпожа
то в кандалах ступая то в пуантах

теперь всё глухо
грифель – остриё
и память норовит за окоём
на кухню типовой восьмиэтажки
где жёг карандаши отцовый нож
и стуки рюмок уходили в ночь
и детский жар и граммофонный кашель 

переживу тебя моя тоска
ты первая –
рябина у виска
а я на свет
по грифельному следу
вот только отплясать и отобедать
и лампочку на кухне починить
и подождать ещё повременить

Очень хорошо. Звукопись первых строк текста, наглядно демонстрирующая шшшшшорох грифеля карандаша по бумаге, - переходит в подчёркнуто рррррежущее время 30-х годов. А потом опять шорох грифеля карандаша. Смешение времени: 30- годы и «типовая восьмиэтажка». Смешение жизни: Цветаева (рябина у виска) и «я на свет по грифельному следу». И – как финал – «повременить». Не только в смысле «подождать», но и в смысле – жить во времени. Не только своем – частном – времени жизни, но и жизни тех, кто (не)умер.
Есть мелочи, которые мне немного мешают в этом тексте. К примеру, этой строке: «как лик твой не помажен не напудрен». Конечно, должно быть «не напомажен». Конечно, автор был вынужден урезать первый слог, чтобы вписаться в заданную ритмику текста. Но вот такие мелочи и мешают иногда очень сильно.


НАТАША ДЕНИСОВА «это морис метерлинк с тобой говорит»
http://www.stihi.ru/2017/09/01/3943 отборочный тур для резидентов

это морис метерлинк с тобой говорит
из девяносто девятого тихо-тихо.
это он выпускает
водолазовых синих птиц
как из клетки вепрей.

и летят они, убаюканные туманом,
тревожные поют гимны.
мимо подъемных кранов,
многоэтажек, мимо
бензоколонок ветхих,
окон, в которых ветви
яблоней сизокрылых.
яркое солнце свило
гнезда в твоих ресницах.

если и повторится
что-то одно на свете –
пусть это будет марта
русский расхристанный ветер,
русское бесприютное небо,
пусть прорастают вербы
через его утробу,
чтобы в блестящих звездах,
что мы приколем к платьям,
в звездах, где все распято,
пятиконечных, алых,
на площади трех вокзалов
мы отыскались.

отче!
вот наш прозрачный вечер
в челябинске и нижневартовске,
вот наши мамы в фартуках,
братья в свинцовых сюртуках.
вот прорастает мох
на памятниках вождей наших.
что же это за ноша
не легче твоих небес?

наряды для наших невест
сшиты из лозунгов революций.
"мы – не рабы, рабы – не мы" –
несется по нашим улицам,
проступает на окнах как на иконах.

в снег превращается ленин,
в снег превращается ельцин.

и как колечки на пальцах
врастает в нас наша страна.
мы здесь совсем одни,
с призраками полупустых фабрик.
в их железобетонных ребрах
колотятся механические сердца.

мы сыновья и дочери наших отцов,
застывших на фотографиях августа
девяносто первого.

белыми-белыми
синие стали птицы.

Непростой текст. Полный скрытых аллюзий на Маяковского и Вагинова (разумеется, на мой взгляд). Читать было интересно, но всё-таки текст не мой.




ВЛАДИСЛАВ ДЕКАЛОВ «Империя света»
http://www.stihi.ru/2017/11/30/9621 отборочный тур для резидентов

                «Не бойся его: я там был!» (И. Бродский)

Не привратник закона, скорее — будочник,
равнодушный к порядку чужих планет.
Настоящему не обернуться будущим,
хоть обратное и утверждал поэт.

Не пришли за зимой ни весна ни оттепель,
и песком почерневший посыпан лёд.
Так жена, просыпаясь, не узнаёт тебя,
и любовница тоже не узнает.

По заснеженной лестнице поднимаешься,
да и тени как будто не различить.
Позади одетые в черное мальчики
лепят белые-белые куличи.

Впереди виден дом, приоткрыта синяя
дверь. За дверью, всем классикам вопреки,
ожидает, конечно, невыносимое,
но оно не страшнее, чем у других.

Да, в той стороне, где времени нет, Бродский был. И там, конечно, ожидает невыносимое. В этом тексте два плана, на мой взгляд. Отрезок времени конкретного человека (с женой, зимой, снеговиками во дворе) – т.е. настоящее, в котором лиргерой жив. Но сквозь эту картину просматривается другая. В которой лиргероя уже не узнаёт ни жена, ни любовница…да и тени своей уже и не различить… да и черные мальчики лепят куличи… Это почти непереводимо с авторского языка – настолько тонко он смешал две картины в одну. Понравилось.


ЕЛЕНА ИТЕЛЬСОН «Мой одноклассник...»
http://www.stihi.ru/2010/07/15/883 отборочный тур для резидентов


Мой одноклассник,
Я лечу с обрыва.
С перины в пропасть,
С восхищенья – в снег.
С потухшей лампы
бабочкой седой
я в сон влетаю
и ползу ночами
по узким беспокойным коридорам
чужих небес
и мыслей несусветных.

Мой одноклассник,
Я пишу тебе,
В твой разум верю.
Помнится, решал
ты лучше всех  разумные задачи.
Чем мне  пытаться душу накормить?
В какой чулан  мне спрятать эту душу?

Мой одноклассник. Кандидат наук.
Женат. Устойчив. Дети подрастают.
Ты мне ответишь на мои вопросы,
Стряхнёшь истерик нити с пиджака
И, как всегда, уверенный и тонкий,
К студентам ты войдёшь, не торопясь,
Оглаживая скомканную душу,
Которую ты привинтил значком.
Красивым, золочёным, институтским...

Я скоро начну шарахаться от бабочек.)) Вполне добротное стихотворение. Но опять-таки некоторые мелочи цепляют взгляд и портят впечатление от текста. К примеру, здесь: «Стряхнёшь истерик нити с пиджака». Своей вычурной образностью строка, на мой взгляд, выпадает из стилистики остального текста. Нити истерик – это как? Уж не говоря о том, что при чтении вслух это словосочетание превращается в комичное предложение «истерикнуть».


РЕГИНА МАРИЦ «разноглазая хаски»
http://www.stihi.ru/2014/01/25/1277 отборочный тур для резидентов

                «а там – дельфины»
                Егор Мирный
               
                «синие маленькие гоночные автомобили, лето, школа»
                «тёмное стёклышко, вставленное в железное забрало»
                Сергей Тимофеев

собака бежит по южному снежному городу.
в одном глазу шелкови;ца,
в другом — можжевелина,
в каждой шерстинке ветер,
в каждой шерстинке ветер,
север в ноздрях.
понимаешь, север.

в кухне темно и кофейно,
надкусано яблоко,
густо клубится верлибр тимофеева,
а там —
дельфины:
синие маленькие гоночные автомашины,
тёмное стёклышко, вставленное в железное забрало,
рижский [парижский] вокзал
и кит даунз...
[— кажется, ки;та, всё же, там не было. 
— как же... из джаза, с любовью.]
я выбираю лето и школу.

из лета выходит курчавый дассен,
снежным комом,
вернее, монро
в белом люстриновом фраке.
пуговиц нет, но блестящие ягоды:
вот шелкови;ца,
вот можжевелина.

троллейбусный визг.

свист молодого эвенка
где-то на севере.

Ну что тут сказать. Всё будет джаз! Ещё одно стихотворение, построенное на ассоциациях. Иногда смысловых: «я выбираю лето и школу / из лета выходит курчавый дассен». Здесь отсылка к «Бабьему лету» Джо Дассена. Иногда ассоциации звуковые: «снежным комом, / вернее, монро». Через Монро – к «В джазе только девушки». От пуговиц фрака – к глазам хаски. А это нас возвращает к началу текста и Кит Даунс. Если читатель, так сказать, на одной волне с автором, то он автоматически сложит пазл и полученная картинка заиграет всеми красками. А для читателя, которому реперные точки текста ни о чём не говорят, может быть, увидит (услышит) текст как-то по-своему.


ОЛЬГА ДОМРАЧЕВА «Бабушка Манюшка»
http://www.stihi.ru/2017/05/04/7991 отборочный тур для резидентов

Бабушка Манюшка, бабонька, бабочка.
Спицы бормочут в руках.
Зреет закат перламутровый, яблочный.
Бабушка, бабонька, так
нитка спешит, ей не ждется, не терпится
свиться в глухой свитерок.
Злая зима — узловатая, в терниях —
тихо ползет на порог.
 
Бабушка Манюшка — белая куколка,
баюшки-баюшки-бай.
 
Спицы стучат... или ветками — гулко как —
окна царапает май,
тянет за ниточку — по небу катится
солнца пушистый клубок.
Рядится яблоня в белое платьице.
В сердце саднит узелок.
Крылья в саду расправляет безвременник.
«Только смотри не замай» —
вьется, порхает у самого темени
бабочка, бабушка Мань...

Хорошее стихотворение. На такие темы сложно писать. И не потому, что трудно передать чувства от утраты близкого человека - как раз эти чувства все поймут. Трудно – это сделать так, чтобы читатель на эмоциональном уровне воспринимал эти чувства как собственные. Вот для этого нужно иметь талант. И здесь этот талант присутствует.


МИХАИЛ БЕЛОНОГОВ «Мун или суперлуние»
http://www.stihi.ru/2016/11/15/3789 отборочный тур

Луна огромная, как НЛО,
зависла над заснеженным селом –
какая-то опасная… другая…

Как гильотины нож над головой,
как голова на чёрной мостовой
из-под колёс небесного трамвая,

как белый шар – фрагмент снеговика,
как тот пузырь… у вечности в руках,
до жуткости раздувшийся в размерах…

Холодная таинственная Мун –
не твой ли крик увековечил Мунк? 
Не твой ли свет – маяк в земных химерах?

Симпатичная зарисовка. Только, скорее, Мунк увековечил крик человека, увидавшего такую жуткую Луну))


АГАТА МИЛЛЕР «Шаболовка»
http://www.stihi.ru/2017/12/15/9245 отборочный тур

Не торопясь, пошагово,
вспомнить стараясь имя.

Шаболовка, Шаболовка…

Кажутся мне чужими
стёсанные булыжники
в рельсовом перепутье;
вороны – чернокнижники,
силясь дойти до сути,
прутиками замшелыми
листьев гребут пожухлость
с холодностью отшельников,
странницей им кажусь я.

Под капюшоном слушаю
эхо трамвайных звонов;
ветром трава иссушена,
двор монастырский сонный
стянут седыми космами,
истовый стук костыльный…

Стонет стена погостная,
пальцев касаясь: "Ты ли?.."

Любопытное стихотворение. То ли человек, бредущий по булыжникам улиц, вслушиваясь в окружающие звуки. То ли тень, когда-то бывшая человеком, бредущая по булыжникам улиц. Пытаясь вспомнить своё имя. И не узнавая ничего вокруг. Я уверен, что подобное двоякое прочтение не было запланировано автором, но ведь как любопытно получилось!


ЛАНА ЮРИНА «Грань»
http://www.stihi.ru/2017/10/05/6930 номинатор Юлия Долгановских

Пустынный берег полон тишины,
а море на седых волнах качает 
осколки солнца. Только крики чаек
тревожат неприкаянные сны –

в которых кто-то ходит по воде,
чуть морщится, что солью щиплет раны...
Очнувшись, замечаешь, как туманно
слепое отражение дождей.

Привычно что-то делают врачи,
на время понижая градус боли – 
пока ещё в их силах не позволить
догнать того, кто в снах неразличим.

Но грань всё тоньше – с каждой из недель,
стекающих в твои седые волны.
Кому-то снится мир, событий полный...

А ты всё легче ходишь по воде.

Несмотря на некоторые поэтические штампы (например, «неприкаянные сны»), текст производит хорошее впечатление. Тем более, есть отличные находки (например, «пока ещё в их силах не позволить / догнать того, кто в снах неразличим»).


НИНА ЗЛАКАЗОВА «башмачник»
http://www.stihi.ru/2017/01/25/9134 квота ГР за редактирование отборочного тура в ноябре

Насквозь, целиком – 
до последней надломленной ветки,
оторванной пуговицы,
дырочек на сукне –
дерево
входит в печаль мою
башмачником бедным,
шьёт из обрезков куклу,
выставляет в окне.

Кукла смеётся, дерево машет руками,
смешно говорит неразборчивые слова: кому я живу, зачем,
вдоль линии горизонта протяжно плывёт лугами
к далёкой реке
и куклу несёт на плече.

Смеётся башмачник, раздвигает колючие травы – 
осоку, репейник, мокрый куриный цвет,
печаль неподвижна, ей нечего делать в странах,
где нет башмачника и куклы его нет. 

Счастье суконное, куда же ты улетело? –
не слышит, не отвечает и только смотрит из-под руки
Бог знает куда...
а что ещё можно делать
в городе, где больше не шьют башмаки.

На мой взгляд, отличное стихотворение. Интонационно выдержано от начала и до финала. Взгляд лиргероя задержался на дереве и это вызывает воспоминания о детстве. Далёком и счастливом. И – «дерево входит в печаль мою». И на мгновение возвращается сказка. Где был Башмачник. Почти волшебник. Но мгновение проходит, и ты уже снова в реальности. В городе, где не шьют башмаки. 


ДМИТРИЙ РЕВСКИЙ «Ещё»
http://www.stihi.ru/2017/11/02/7214 квота ГР за редактирование отборочного тура в ноябре

Предчувствия: зимы, любви, войны.
Фонарный плеск за окнами трамвая.
Грядёт ноябрь, желта его трава, и
погружена под снежной пылью в сны.

А мы с тобой готовимся как в бой:
в любом из дней – где тонко, там и рвётся.
Катает осень краденое солнце,
кидая мячик в утренний прибой.

Спокойствие – сильнейшая из трат.
Среди наград – достойней долгой веры.
Считать его по осени – химера.
А впрочем, и иное говорят.

Налей мне день, как чашку молока.
Люблю твои приветливые руки!
Предчувствие тоски – уже тоска,
боязнь разлук – навязчивей разлуки.

Ноябрь рисует нас карандашом,
его штрихи небрежны, но желанны.
Предчувствия любви непостоянны,
но только их – захочется ещё.

Цельное стихотворение с несколькими почти афористичными строками. Для меня ключевой строкой является «В любом из дней – где тонко, там и рвётся». Есть в этом спокойное приятие того факта, что всё – неизбежно. Но – жизнь продолжается и после этого.


НЕСТОР ИВАНОФФ «Пришвин»
http://www.stihi.ru/2016/11/09/7762 отборочный тур для резидентов

На небе звезды...  Кажется,  мой плот
плывет по  звездам.   В свете фонаря
мелькают тени рыб,  но только вот
не до красот   мне,  честно говоря.

Я  ставлю сеть. И жутко мне, весьма –
не просто так:   страшит не "Рыбнадзор",
да и не  шторм (какие здесь шторма
на озере?).  Случайно  разговор

подслушал я позавчера в кафе:
болтали, что по озеру старик
какой –то,   ночью  плавает (в пенсне),
кошмаря  тех,  кто ставит сети. Их

глаза  старик   высасывает ртом.
И жертва умирает  в муках, –-Бред! –
подумал я тогда.  Но вот  о том
сейчас вдруг вспомнил...--Плеск какой –то, нет?

Послышалось,  наверно... Снова плеск...
Всмотрелся  в тьму. И  метрах в десяти
вдруг вижу:   что– то движется,  и блеск
стекла(?)  все ближе. Мать твою, ети'!

Старик, реально!  (я  затрясся  аж)
Зеленый, при пенсне плывет сюда!
Я зашептал в испуге, –– "Отче наш..."
Но вспомнил, вдруг,  в какой-то книжке (Да!)

его я видел. Это Пришвин!  Он
как помер,  духом местным, видно, стал.
И тут зачем-то крикнул я  о том,
что  "Кладовую солнца",  мол,  читал:

"Понравилось: прекрасный антураж!..."
Смотрю – остановился... Я  ввернул,
что "бесподобно  край  описан  наш
в рассказе  том". Дед крякнул и нырнул:

не тронул... Как  до  берега доплыл
не помню я,  и как бежал домой,
не помню, как неделю дома   пил,
но вот  с тех пор,  я больше не ногой

на озеро. Тебе ж,  мой друг,  сказать
хочу:  читай (читай!)  побольше книг!
Пусть лучше так испортишь ты  глаза,
 
чем их однажды  ВЫСОСЕТ СТАРИК...

Нааааа маленьком плотуууу, сквоооозь бури, дождь и грооозы… Стоп! Мы же на рыбалку! Какой плот – удивился я. А потом понял, что это не имеет никакого значения. Образ старика, высасывающего ртом глаза, настолько потряс меня, что я полетел к финалу текста, уже не обращая внимания ни на что. Финал не разочаровал)) Спасибо автору за чувство юмора и старика в пенсне. Высасывающего глаза. Ртом. Боже, как теперь это развидеть обратно!)) Сейчас гляну – кто автор текста и пойду читать его другие произведения.

................................................

Прежде всего: спасибо редакторам отборочного цикла и номинаторам. Откровенно слабых стихов в лонг-листе нет…хм, за исключением одного. По поводу моего выбора. Если бы было нужно выбрать один текст, им стал бы - «Трава густа и стынущие реки…». Т.е. для меня лично это бесспорный лидер нынешнего лонг-листа.
Итак, мой выбор:

ВЛАДИМИР ПУЧКОВ «Трава густа и стынущие реки…»
http://www.stihi.ru/2010/01/10/928 номинатор Вадим Забабашкин

АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА «острее острого заточен карандаш»
http://www.stihi.ru/2017/10/15/7902 отборочный тур для резидентов

ВЛАДИСЛАВ ДЕКАЛОВ «Империя света»
http://www.stihi.ru/2017/11/30/9621 отборочный тур для резидентов

ОЛЬГА ДОМРАЧЕВА «Бабушка Манюшка»
http://www.stihi.ru/2017/05/04/7991 отборочный тур для резидентов

НИНА ЗЛАКАЗОВА «башмачник»
http://www.stihi.ru/2017/01/25/9134 квота ГР за редактирование отборочного тура в ноябре