Советы Оптинских старцев-66

Борис Ефремов 2
СОВЕТЫ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

(Хроника духовной жизни)


ИЗ АНАТОЛИЯ СТАРШЕГО ОПТИНСКОГО

Учить я не запрещаю, это доброе дело — век живи,
век учись, но только начни-то с себя.

9.01.17 г.,
Апостола от 70-ти Никанора

(Продолжение)

... Сейчас, когда пишу главки хроники о «литературных»
сайтах интернета и посвящаю их одной теме — безбожности
и безнравственности подавляющей массы тамошних
публикаций, эпиграфом к ним ставлю одно и то же высказывание
преподобного Антония Старшего об учёбе и учительстве,
но каждое утро продолжаю открывать наугад «Оптинский
цветник» и то, что выпало, перепечатываю в архив «Советов».

Вчера взгляд упал на два соседних высказывания другого
святого отца — ИЛАРИОНА ОПТИНСКОГО:

Похвалам о себе не внимай и бойся их, помни —
кто-то из святых отцов говорит: если кто хвалит
тебя, жди от него и укоризну.

И:

Тщестлавные помыслы необходимо объяснять,
тем только и можно их победить.

Были они как бы не по делу — затронутой темы не
касались, но, как всегда касались моей души напрямую,
и я оставлял их про запас, авось дойдёт и до них черёд.

Однако долго ждать не пришлось. Когда я разместил на сайтах
отпечатанную главку, условно дзинькнул ноутбук — пришло письмо,
да и какое! С рецензией на выходящую в одном из издательств
книжку. Всего ожидал от отзыва: время-то нынче больно
неблагоприятное для высказывания правды; вместо неё кривда
обычно.

Но тут что-то случилось непредвиденное. Столько добрых слов
я со времён письма мне есенинской сестры Александры и
отзыва на подборку моих стихов поэтессы Татьяны Бек слыхом не
слыхивал. Уже в заголовке рецензии всё было сказано: «Русская
классика в поэзии Бориса Ефремова».

Понятно, сердце забилось, словно у радостного орла, голову туманом
забило. Раза два перечитал отзыв и только после этого вспомнил о
двух других посланиях, полученных утром. Вспомнил, и нечто вроде
дрожи пробежало по спине от загривка.

«Похвалам о себе не внимай...» Не внимай, не внимай, а ведь я-то внял,
да ещё с какой радостью, с гордостью какой. Вообще-то, поначалу я
свои стихи за стихи не считал, думал, всё это несерьёзно. Но как-то
перечитал в зрелые годы и понял — хорошие стихи, с сердцем, с правдой
большой, с болью за народ и страну. И уже, когда осознал это, с полной
серьёзностью взался за сочинительство. Почти всё написанное
перепечатал, благо, по совету Володи Назина, друга и очень рано
ушедшего поэта, ничего не стал выбрасывать, а складывал общую
тетрадь к тетради, отдельный листок к листку. Со временем стал
создавать (для себя) электронные книжки (их сейчас около 80,
прозаических и поэтических). Лет десять выставляю всё это в Интернете.
Да! а сколько же лет тружусь я в целом над словом? Напечатали первый
раз в городской газете «Власть труда», в третьем классе. Значит,
где-то в 10 лет. И, стало быть, сочинительский мой стаж — 63 года.
Наверно, вполне достаточный, чтобы в рецензии назвали
современным классиком, а стихи причислили к «золотому фонду».

Но сказано: «Бойся похвал». И бояться их стоит. По правилу
Божественному — душа от похвал портится. И недаром с отмеченным
высказыванием страца выхватил мой взгляд и вот это — о тщеславных
помыслах. Не успел дочитать похвальную рецензию, а уж душа заиграла,
в классиках себя почувствовала. А тут кстати и совет оптинца: «Тщеславные
помыслы необходимо объяснять, тем только и можно их победить».

Попробуем объяснить. Вот назвали классиком, вполне официально,
в серьёзном издательстве. Может быть, и вправду классик. А что?
Впрочем, кдассик не классик, а поэт очень сильный — вполне. Таким
считают многие знакомые, могие читатели, в том же самом интернете.
И, наверно, мой многолетний опыт в поэзии, не интернетской, а пушкинской,
классической, русской, вполне достаточное основание, чтобы учить
начинающих, давать им советы, направления — прочь от вульгарно-бездарного
сочинительства, которым сплошь охвачена нынче молодёжь.

Но я забыл, как зелёным юнцом залазил на крышу оградного сарая, чтобы
в утренней тишине придумать хотя бы одну звучную строчку. Желание было
горячее, но ничего не выходило! Бог дал зачаток таланта, однако помощи
от Него еще не было. Время не пришло. Помощь будет позднее, когда я
научусь молиться Творцу и признаю Его полную власть над собой, когда
пойму, что всё, что я сочиню, это вовсе не моё, а Божье, потому что во мне
Его вдохновенье, то есть благодать. И чему мне гордиться? Какой своей
заслуге? Её нет как нет. Как и меня нет без Бога.

Вот и рассыпались тщеславные помыслы. Вот и низкий поклон
преподобному Илариону и такой же — святому отцу Анатолия Старшему.
Вовремя напомнили мне о моём настоящем месте на земле. И вот с этого
взглянем теперь на мой анализ поэтических дел в интернете, которые
поэтическими не являются, а скорее всего ученическими, но, к сожалению,
ученическими двоечного пошиба, когда кроме гордыни и тщеславия, нет еще
в глухой душе ничего, и может вообще не быть, если не подсказать и если
подсказка не будет услышана.

Но что сделать, чтобы совет был услышан? В первые дни, когда я осознал,
насколько бездуховен антипоэтический интернет, мне думалось, что только
острая сатира, только зубодробительное разоблачение, только острая
эпиграмма (так , наверное, считал и наш лучший гений, когда сыпал
ядовитыми стрелами эпиграмм налево и направо) смогут вразумить
потерявших совесть и честь, то есть настоящий классический вкус
к поэзии.

Тогда же мне пришли на память и Николай Чудотворец, надовавший на
одном из Вселенских Соборов крепких оплеух Арию за его еретическое
выступление, и Сам Христос, плёткой выгоняющий их храма, Дома Божьего,
торгашей и перевёртывающий их столы с деньгами. У меня и мысли не
возникло, что как-то по иному можно бороться с явными носителями зла.
Бесит это распоясавшихся авторов, так и прекрасно, авось задумаются.
К сожалению, они над Истиной не задумывались, а всё больше над тем,
как побольнее ударить меня, новоявленного пророка.

В тот год в Стихах.ру целая баталия вокруг моих выпадов разыгралась.
Не знаю, может, кого-то мои «советы» той поры кого-то и направили на путь
истинный и, как сказано уже, наверно, такая встряска в интернетском
болоте нужна была поначалу (приведённые выше классические примеры
«сопротивления злу силою» убеждают в этом). Только мне-то легче не стало. Каждый
день приходилось отвечать едкими репликами на потоки нападок тоже активно
сопротивляющихся атеистов, многие из которых называли себя православными
и учили меня уму-разуму, приводя цататы из Книги Книг о смирении и прощении.

Не вдаваясь в глубины богословской теории и святоотеческого учения, я как-то
шкурой почувствовал, что надобно успокаиваться, не кипеть сердцем
понапрасну (в общем-то — понапрасну!), а искать более умные пути борьбы.
Читатели сами же этот путь и указали. Всё больше и больше шло откликов на
стихи, в которых говорилось, что моя позиция откликнувшимся нравится, а в
некоторых — что публикации заставляют задуматься над нынешней расхристанной
жизнью и над почти общим неверием.

Почему-то не было писем от христиан. Или стеснялись, или их на сайте не было.
Это дало повод написать вот эти горькие строки:

Я вашей своре — противостою.
Один. Пока один. Но с Богом в сердце.
Вы лиру ненавидите мою.
Вы с ней — как  иноверец с иноверцем.
 
И если иногда я в конкурс ваш
Сойду по строгим творческим отрогам —
Лишь для того, чтоб взять на карандаш
Немногих тех, кто среди вас, но с Богом.
 
Вы страстью упиваетесь мирской,
Вы к славе рвётесь, словно олигархи
Ко всемогущей жизни золотой,
Да и не просто золотой, но архи!
 
Вам не понять в мещанской суете,
Что эта видимая тяжесть груза
Окажется в небесной высоте
Как страшная смертельная обуза.
 
Другого ждут небесные края  —
Не славы, не гордыни и не злата.
И лира вам припомнится моя,
Которую клеймили вы когда-то.

Но стоило появиться добрым мини-рецензиям и письмам верующих
читателей-писателей, как пришли мыли более зрелые: буду
просто выставлять стихи и поэмы, отвечать только тем, кто
к Истине стремится и в разговоре заинтересован. А остальные —
в воле Божией. Им отвечать за себя перед Богом.

Крепко порадовало появление на сайте первых последователей,
учеников, которые, по их признаниям, хотели бы серьёзно поучиться
у меня, грешного. Были среди них и православные, разделяющие
Христову веру, и даже нашлась пара авторов, которым я помог
понять Истину и прийти к Богу. То есть едва ли не лучшим способом
борьбы со злом явился собственный, мирный пример служения Творцу
в поэзии, включающий всю палитру жанровых средств, хотя иногда
приходилось прибегать и к наработанным, очень острым приёмам.

Теперь, учась у Оптинских старцев духовной жизни, могу сказать
смело. Давать советы начинающим авторам в начале моей работы
в интернете я имел полное право — учёбу прошёл достаточно богатую.
А вот в открытую борьбу со злом в современной антипоэзии начал
без должной подготовки. Только теперь, после почти десяти лет
электронных публикаций в паутине, нужный опыт у меня появился.
Многое понял, осознал, взялся за очищение души и даже не побоюсь
попросить прощения у оппонентов за острые эпиграммы, которые их
обидели. По большому счёту — я и тогда не хотел их обидеть и разозлить,
а теперь тем более. Одна у меня была и остаётся цель — чтобы дошла до
них Истина: Поэзия дана нам Господом, она священна, как всё созданное
Им, она прекрасна и совершенна, она лучше всех освоена нашими гениями,
в особенности Пушкиным, и разрушать небесную красоту, заменять её
антикрасотой — величайшее из кощунств, позорное для детей Божьих
(ведь все мы дети единого нашего Отца).

Не мессианство, то есть причисление себя к мессиям (один мой критик почему-то
вместо этого термина употребил слово «миссанство», вполне почётное, а
не обличительное), не тайная гордыня, хотя частица её всегда у сочинителей
имеется, не что-то иное, а только борьба во всех её формах за настоящую
Поэзию привела меня в интернет и укрепила в нём. И дай-то Бог сил еще
потрудиться на этом поприще какой-то отпущенный срок — поучиться самому и
поучить тому, что знаю, и друзей, и врагов, словом — братьев по
воле Создателя...

(Продолжение следует)