Огни сверкают Ипподрома.
Там конь под белою попоной.
Он бьет копытом торопливо,
Своей взвивает белой гривой.
- Душе моей дай порезвиться -
О, мой прелестнейший возница.
- Лети же к финишу гнедой,
Ты будешь первым там, Прибой !
Одесский ипподро;м (укр. Одеський державний сільськогосподарський іподром) —
место проведения скачек, бегов и полетов аэронавтов.
В 1889—1890 Новороссийское Общество поощрения коннозаводства построило и
открыло в Одессе ипподром на четвертой станции Большого Фонтана.
Высокий шпиль, легкие навесы, тонкие колонны,
тенты и арки придавали павильону «воздушность», которая вполне
соответствовала стремительности регулярно устраиваемых бегов и скачек.
Но знаменит ипподром в 1900-х и 1910-х годах был в первую очередь
полетами аэронавтов на воздушных шарах (аэростатах) и
самолетах, которые назывались тогда аэропланами.
8 марта 1910 года с одесского ипподрома поднялся в небо одессит Михаил
Ефимов на аэроплане «Фарман-4», снабжённом мотором «Гном» мощностью в 50 л. с..
Это был первый показательный в России полет русского летчика, который
получил во Франции диплом пилота-авиатора.
Пилот-авиатор Михаил Никифорович Ефимов, первый русский, кто совершил
официальный полет на аэроплане в России.
Через месяц после полета М. Ефимова с ипподрома стартовал аэроплан,
пилотируемый легендарным велогонщиком и воздухоплавателем Сергеем Уточкиным.
«31 марта в Одессе на беговом ипподроме состоялся экзаменационный полет
Уточкина на звание
пилота-авиатора По предложению комиссии, Уточкин выполнил тогда так
называемую «Восьмёрку», крутые развороты и другие «условия подъема, полета
и спуска», а на следующий день получил грамоту на звание пилота-авиатора,
первую, выданную одесским аэроклубом.
В ноябре того же года на аэроплане впервые поднялся русский литератор А. И.
Куприн, годом раньше совершивший полёт на воздушном шаре с Сергеем Уточкиным.
Куприн полетел пассажиром со своим другом-борцом, ставшим авиатором, Иваном Заикиным. Среди зрителей на ипподроме 12 ноября 1910 года был тринадцатилетний Валентин Катаев, на всю жизнь запомнивший мгновения, когда «аэроплан
побежал
вперед, оторвался от земли и достиг рекордной высоты в триста метров,
навеки прославив покорителей воздушной стихии и силы земного притяжения,
великого борца среднего веса Ивана Заикина и знаменитого писателя Куприна».
Этот полет мог обернуться трагедией : аэроплан потерпел аварию, но благодаря мастерству и выдержке Заикина пилот и пассажир совершенно не пострадали, но аппарат был разрушен полностью. Заикин, предвидя
падение, в ставшей критической ситуации начал уводить аппарат от переполненного
зрителями поля ипподрома в сторону ближайшего кладбища и упал, не причинив
никому вреда. Но машина была погублена. Это вызвало нарекания её владельцев,
одесских богачей Пташниковых, которые обвинили в аварии пилота.
Обстоятельства этого полета Куприн изложил спустя два месяца:
"Было очень холодно, и дул норд-вест. Для облегчения веса мне пришлось снять пальто и заменить его газетной бумагой, вроде манишки…Я чувствую, как аппарат, точно живой, поднимается на несколько метров над землей и опять падает на землю и катится по ней и опять поднимается. Встречный воздух подымает нас, точно систему игрушечного змея. Мне кажется, что мы не двигаемся, а под нами бегут назад трибуны, каменные стены, зеленеющие поля, деревья, фабричные трубы"
— очерк «Мой полет», петербургский «Синий журнал»
Заступничество известного писателя мало чем помогло Заикину. Полет оказался для него роковым, и он вынужден был вернуться к цирковой борьбе. Но на всю жизнь сохранил он признательность, дружбу и переписку с Куприным.
Осенью 1941 года небо над ипподромом наполнилось мощным гулом боевых самолетов ВВС РККА. Неподалеку соорудили полевой аэродром 69-го истребительного авиационного полка майора Л. Шестакова, защищавшего небо осажденной Одессы. Памятник героям сейчас установлен рядом со старым, вступившим во второе столетие одесским ипподромом.
В 2001 году Одесский ипподром переименован в Одесский государственный сельскохозяйственный ипподром.
На Ипподроме есть три беговых дорожки: внешняя, центральная и внутренняя.
Здесь успешно проводятся забеги скаковых лошадей. Это единственное
предприятие на Украине, где производится селекция высокопородных рысаков. Перед началом соревнований выступают известные артисты, которые исполняют
песни, а также показывают серию захватывающих трюков.
Использованная литература:
Статьи об Одесском Ипподроме
Материалы Архива Одесской области