Диалог с оракулом Сибири

Катерина Пас Чна
Цикл "Тюменская тетрадь"

Мемуары, воспоминания

1. ПРОДАЙТЕ ТРАВЫ ПРЯХАМ

(Две  юные пряхи - мотальщица и красильщица поклонились перед знахарем Сибири
с целебными травами на сибирском рынке).

1  ПРЯХА-МОТАЛЬЩИЦА:
Здравствуйте, оракул с таёжными корнями!
Вам привет, оракул, от папы и от мамы.
Учит Аристотель: есть энтелехии,
Трансформаций силы – в разные стихии.

Вот за эти деньги – нам продайте травы,
Бодрящий напиток, чтоб шаг стал упрямый;
Чтобы были силы – поднять веретёна
И в ночную смену нити  смотать  точно!
Знахарь, научите: как не спать ночами?
Чтоб соткать полотна, окормить чад мамы.
Дайте трав для силы - будущей невесте!
Вся ночная смена - десять часов вместе!
А-ах, ночью патриций спит в   своей перине!
А бессонной пряхе – план великий ныне.
Чтобы не шататься, укрепить походку,
Во всенощной смене, дайте трав  щепотку!
Знахарь, нам продайте за деньги завода
Целебные травы – на крепость народа.

ЗНАХАРЬ:
Девы, вам дать травы? А вы разве козы?
Или вы – коровы? Дай вам корм – мимозы?!
Козам дай в кормушку мяту и крапиву!
Вы – девы, не козы! Попросите сливу!
  Девы молодые ищут ожерелье,
  Золото и серьги, ресторан, веселье.
А ты ищешь корни, ветки и листочки.
Передай все знанья сыновьям  и дочке!
      
2 КРАСИЛЬЩИЦА:
Знахарь, нам продайте за деньги завода
Целебные травы – на крепость народа.
Пряха уж не знает травы на чужбине.
Укрепить здоровье в травах просим ныне.

ЗНАХАРЬ:
Вы, что, девы, зайцы?  Козы траву просят?!
Древнюю культуру знахари тут носят.
Спрашивай культуру! Спрашивайте песни!
Спрашивай легенды, а не корм – орехи!
Выучите песни, вышивки, культуру.
Меньше обращайте взгляд  на дев  фигуру.
Вам в ночную смену -  травы и германцы,
Бауэра слуги!.. Вегетарианцы!..
Германский филистер ищет всюду пиво,
Жаждет наедаться, ходит  он спесиво.
Есть эпикуреец, жаждет  счастья в теле.
Эпикур-философ спит,не годный «в деле».
Практики не делал Эпикур надменный.
В саду созерцанье видит он – волшебный.
Он  зерно не сеет,он серпом не косит!
А в ночную смену он траву не просит.

4. ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ
(Восточная - интравертная культура)

3 (3) «Она меня оскорбила, он меня ударил,
она меня победила, он меня обобрал».
В тех, кто таит в себе такие мысли,
 Ненависть не угаснет вовеки».
4 (4) «Она меня оскорбила, он меня ударил,
она меня победила, он меня обобрал».
В тех, кто не таит в себе такие мысли, ненависть угаснет».

ДХАММАПАДА.Сутры-близнецы. Москва. София. 2005. С. 27.

ЗНАХАРЬ:
Выучи культуру – вам добрососедство!
Между конкуренций – вам не будет тесно.


5

«Если возьмёшь в голову и в память свет,
Будешь отражать свет.
Если  прежде возьмёшь в живот, это бренное на умертвление,
на животную жизнь и на раннюю смерть.
Посему прежде берите свет в голову!»

(Поучения знахаря Сибири)

ЭТНОГРАФ:
И не спится ночью, и не спится летом:
Оракул Сибири сияет «со светом».

ЗНАХАРЬ:
Вы, что, девы, зайцы?  Козы траву просят?!
Древнюю культуру знахари тут носят.
Если возьмёшь в память   легенды и нравы,
Худенький и тонкий,  ты забудешь травы.
От всех предрассудков – вам освободиться,
Выучи культуру, – песен вся криница.
Всю ночную смену: «Вам не брать чужого!»
И в добрососедстве  встретите «родного».
Как в ночную смену  выполнить все планы,
Вам добрососедство – тут помощник главный.
Не тащите иго – бремена чужие.
Выучи культуру, – песни все родные.
Не брани соседа! Не ходи с обманом,
Пряха, будешь ночью ходить лёгким шагом. 
Лунный луч поможет  выучить уроки,
Как соткать полотна, уложиться в сроки.
Не должны вы «злиться», смотреть  на всех – «косо»,
Не должны браниться в аду стоголосо!
Не должны брать бремя – порошки  чужие,
Вот к примеру, кофе;  яды все нагие.
Чтоб в ночную смену  ходить лёгким шагом,
Случай вас  приблизил – пообщаться с МАГОМ.
…Из жестянки кофе льётся порошками.
С  этим  не пройдёте «лёгкими шагами»!
Выбросьте вы, девы, весь «Завтрак туриста»,
Выбросьте жестянку, вот  еда нечиста.
Тошнота да рвота – худая работа!
Вы не пейте кофе!Лучше лист осота.
Весь «Завтрак туриста» - яды, консерванты.
Выучи культуру – и открой таланты.
Чтобы ткать полотна, вегетарианка,
Не обременяйся, что была крестьянка.
И бессонной ночью выполните планы,
С лёгкою походкой обретайте «тайны».
И бессонной ночью  не встретишь уроны.
Вы на ночной страже не найдёте стоны.
Добрые соседи –  подарок чудесный.
Не кради чужое!  Но учи их песни.
Вам добрососедство дано в назиданье.
И в ночную смену  иди на свиданье.


6.«УМЕРЕННЫЕ В ЕДЕ»

(По следу индийской касты «Хлебопашцы»)

(Хор крестьянских детей-хлебопашцев)

8 (8). «Того, кто  живёт не  только ради удовольствий,
сдержанного в чувствах, умеренного в еде,
прилежного и сильного, - никогда не сокрушит его Мара,
как не сокрушит ветер каменную гору».
«ДХАММАПАДА».Сутры-близнецы.8 (8). Москва.София. 2005. С.27.

ЭТНОГРАФ: Семеро детишек ограблены с былью,
С граблями на поле  окропились пылью!
Кушают так мало… Всем земли не стало…
«Сдержанные в чувствах». Не ходят  за салом…

Сеть Голодомора – это было бремя!
Грабежи да плети, - на детей всё время.
Грабежи, набеги – сеть Голодомора!
Вегетарианцы не знают позора.

Betula – берёза дарит  свет крестьянства.
Лён на поле пахнет, пряха там – селянка.
Ночью спят по солнцу, с песней  колыбельной.
«Жаворонки» - утром, в арии земельной.

Водит «свет» Отчизны  вегетарианку.
Пьют настой крапивы,  мяты  спозаранку.
Нужно пропитаться, надо прокормиться,
Посадить картошку –  есть чему  учиться!

Накормите бабу, накормите деда.
Морковку полейте! Для дедушки – репа.
МЫ в ночную смену попросили травы,
Чтоб  бессонной ночью  сделать план державный.

7. КАША СО ШПИНАТОМ

Выучили пряхи всю культуру Родень.
Среди  разных планов виден жест Господень!
Учитель-ботаник дело дал юннатам:
Новый плов с крапивой, кашу со шпинатом.

 «Свет»  брать в   свою память, светом  пропитаться,
Учил  дев  оракул: «чтобы не скитаться».
Чтоб не стал скиталец беженцем, изгоем,
Пусть учит культуру, – как своё родное.

8. РЕЦЕПТ. РИС С КРАПИВОЙ
Ингридиенты.
300 г крапивы, 100 г риса,  350- 400 мл воды, 1 головка репчатого лука, 1 пучок петрушки, 1 веточка мяты, 2 столовые ложки растительного масла, соль и специи по вкусу.

1. КРАПИВУ ошпарить кипятком, промыть. Отделить от стеблей листья и нежные верхушки, мелко нарезать.
2. ЛУК мелко нарубить, обжарить на масле до прозрачности, не зажаривать. Добавить промытый рис, крапиву, залить горячей водой, посолить. Варить под крышкой практически до готовности.
3.В конце приготовления добавить мелко нарезанную петрушку, мяту и специи по вкусу.
Аккуратно перемешать  и снять с огня.
(Постные блюда монастырской кухни.Книжный клуб семейного досуга. 2019.  С. 55. Президент Олег Шпильман).

Настя Волочковская славно о шпинате
Говорила  и сидела прима "на шпагате".
Укрепляет  рис с крапивой, со шпинатом.
Есть урок со знахарями и с юннатом.

9
УРОКИ ПОДАРИЛИ МАЛЫШАМ

Уж прошли рассветы,
свадьба, муж и   дети.
И помог нам знахарь,
Был воспитан  пахарь!
(2017. Литературная редакция).