Б6. Марсэр. Замечания члена жюри

Сетевой Клуб Поэтов
Эксперт оценивал произведения анонимно. Были прокомментированы не все стихотворения.

******

1. Константин Ял "Как Вам идея?"

Как Вам идея – встретиться вдвоём?
Прогулка, пусть придумано не нами,
Холодными и звёздными ночами
Окинуть взглядом зимний окоём.
Толпятся звёзды свой явить узор,
Сугробы стынут под ночной вуалью,
Восторг и преклоненье перед далью.
Дуэтом наш неспешный разговор.
Поспорим о погоде и кино,
Обмениваясь взглядами беспечно,
Смеясь, под удивленье редких встречных,
Прихлёбывая холод, как вино.
Завидуя свободе облаков,
Которые ласкаются с луною,
Секрет постигнем эха над рекою
И тайный смысл непрОзвучавших слов.
Сегодня в семь я жду у трёх холмов.
История уже не раз бывала...
Устало ива ветвями качала,
Смолкал в прибрежном парке звук шагов...

4,5 Сходу – задали задачу: своеобразный синтаксис («встретиться вдвоём», «дуэтом разговор», «толпятся явить», «ласкаются с луною»), а то и вовсе не согласованные части составных предложений («прогулка, пусть придумано не нами…»), инверсия «секрет постигнем эха»,  «непрОзвучавших» – всё это поставило в тупик, честно говоря. И концовка прописана двояко – разобраться, состоялось ли свидание или – не пришла, мне так и не удалось.
На мой взгляд, текст нуждается в хорошей доработке – сюжетной и грамматической.

2. Нестор Иванофф "БОМЖ"

Мама в смену ночную ушла на работу.
Папа тоже ушел. Чуть попозже. В запой.
Ну а мне хорошо: завтра будет суббота.
А суббота вообще-то у нас выходной.

Ранец угол заброшен, доеден рассольник.
Может сделать уроки? Да ну их в транду'!
По TV показали, как едет покойник
на лафете. Тоска. Погуляю пойду.

Эй, Санёк, выходи! Чё такое? Ангина?
Ну зачем же, болезный, ты снег ел вчера...
Где Андрюха не знаешь? Уехал?... Скотина.
Плюнул я и отправился прочь со двора.

Зимний вечер был тих, только белая дымка
наползала откуда-то на городок.
Шел себе неспеша я, скрипели ботинки.
Вдруг почувствовал как по спине холодок

пробежал. У забора в канаве тихонько
дед какой-то лежал (с виду вроде бы бомж).
Подошёл я к нему, пнул ногою легонько
и подумал печально,-- Вот так вот живешь,

а потом подыхаешь, покинутый всеми,
как собака в канаве от холода. Жуть.
Ну в какое же всё-таки скотское время
мы живём! Я вздохнул. И продолжил свой путь.

Пролетело с тех пор лет наверное тридцать.
Я женился, развелся, женился опять.
Но все чаще ночами мне дед этот снится,
и тогда начинаю я горько рыдать.

Потому что, в тот самый момент, четко вижу,
что и мне уготовлен такой поворот.
А жена тихо в ухо шипит, -- Не-на-ви-жу!
И локтем своим острым под ребра мне бьёт.

5,5 Ну, что ж – рассказ в стихах, проза жизни-жути, в которой уже закоренелый постмодернист со страхом ожидает возвращения бумеранга, когда-то запущенного ним, ещё юным, из застойного соцреализма.
По технике: с пунктуацией сладить, предлог «в» вернуть углу, правильное «ло'ктем» встроить ритмически, с рифмами повозиться.

3. Семен Валлич "Когда рассвет разбудит город"

Когда рассвет разбудит город,
Рассыпав солнечную пудру,
Ты, запылённым коридором,
Уйдёшь в размеренное утро.

Ведь, как обычно, в это время,
Зашелестит метлою дворник,
И ошалевшие деревья
Через асфальт протиснут корни.

И свежим выхлопом бензина
Грузовики наполнят воздух,
И манекены в магазинах
Неторопливо встанут в позу.

И новый день, сменяя утро,
Трезвоном, шумом, голосами,
Раскрыв газету, встанет будто
Под привокзальными часами.

И вдруг, как призрачные замки,
Дома слегка изменят формы,
И просто так моргать глазами
Устанут даже светофоры.

И день угаснет — он не вечен,
Как потускневшие картины,
И на окне ленивый вечер
Небрежно скомкает гардины.

И словно меркнущее пламя
Закат окутает аллею.
А я — пролистываю память, —
Я одиночеством болею...

5,5 Стихотворение построено на олицетворениях – день раскроет газету, манекены встанут в позу, светофоры устанут моргать глазами, вечер скомкает шторы – несколько искусственных, на мой вкус. И ладно бы, но вся буйная метафоричность приводит к совершенно обособленному финалу, слабо соотносящемуся с вышеописанным.
Есть несколько смысловых нестыковок: выхлоп один – грузовиков много, поза – одинакова для всех манекенов, ещё убрала бы повтор встанут/встанет.
А рифмы хорошие.

4. Гера Шторм "Старик и город"

В ледяной Москве, доживал свой век одинокий старец.
Это был задумчивый и ненужный уже старик,
что почти ослеп и забыл случайно домашний адрес.

Он был так богат… Но, никто не знал, что из разных книг
он отстроил город внутри себя. Каждый новый домик
был сугубо личный - Гомера, Маркеса, братьев Гримм…
Проживал там Ницше и Аристотель. А в водоёме
жил в ковчеге Ной. И гулял по пляжу Экзюпери.
Все герои старых былин и сказок, стихов и прозы
поселились там же, чтоб быть поближе к своим творцам.

Но беда случилась… В тот день на улице было скользко
и старик упал - потеряв свой мир. Все от мертвеца
побежали прочь. Не хотел никто находиться рядом.
Кто-то добрый вызвонив неотложку, исчез вдали.

...А старик тем временем шар нашёл с первого парада
в сорок пятом, став, как тогда мальчишкой. И от земли
оторвал его этот красный шар...
...Где-то двое в белом
на носилках тело его худое несли в ГАЗель.
Молодой хирург три часа латал и по-дерзки, смело
шар надрезал скальпелем. Старика уложив в постель
после операций, реанимаций... Но вышел казус,
доктора размыли дороги памяти.
...Миражи
иногда всплывали, старик часами шептал бессвязно
имена, пытаясь найти своё в множестве чужих.
Бесконечность утренних процедур и казённость каши,
оставляли горечь и послевкусие пустоты.
Замшавелый город умолк, осунулся, стал обмякшим
в дни, когда старик коридор осваивал, взяв костыль.

В коридоре пахло лекарством, хлоркой и разной болью…
Штукатурка падала на линолеум с потолка.
Рядом шёл сосед по палате, тот, что все звали Колей,
слушал, как старик вспоминает сказку про колобка.

5 Не знаю, как оценивать рифмованные повести, так откровенно требующие от читателя сочувствия. Озвучу только технические моменты: «забыл случайно» – комично звучит, забыть нарочно вряд ли у кого-нибудь получалось; «в водоёме жил в ковчеге Ной» – выходит, что ковчег – субмарина, неудачно составлена фраза;
«Молодой хирург три часа латал и по-дерзки, смело шар надрезал скальпелем. Старика уложив в постель после операций, реанимаций...» – над этим местом я бы тоже поработала, здесь деепричастный оборот не тянет на самостоятельное предложение; «тот, что все звали Колей» – «тот, которого звали Колей» или разговорное «кого»; «пахло разной болью» – опять комизм, неуместный в такой истории.
В общем, создалось впечатление, что форма – да, непростая – победила содержание.

5. Владимир Сорочкин "На Мутном. Февраль"

На озере зябко и волгло. Светает.
Невзрачен кустарник на том берегу.
Лёд крепок, но всё же вода проступает,
Сочась по пунктирам следов на снегу.

А небо взлетело уже, словно голубь,
Цепляя деревья белёсым крылом,
И нет рыбаков, лишь крещенская прорубь
Темнеет поодаль замёрзшим крестом.

… Здесь летом своё отраженье макали
В озёрную гладь облака и кусты,
И в звонкой воде поминутно мелькали
То спины, то пятки, то чьи-то хвосты.

А нынешний вид неуютен и жалок.
Февраль, не сдаваясь, отходит с трудом,
И как-то особенно жалко русалок,
Всю зиму проспавших на дне подо льдом.

6 Вплоть до финального двустишия думала, что слушаю любителя зимней рыбалки, ожидающего начала поклёвки и коротающего досуг созерцанием пейзажа, воспоминаниями о лете, ан нет – романтик-фантаст, трогательный поклонник озёрных дев. Спасибо за нежданную улыбку). 
В качестве замечаний – преобладание однородных рифм /глагольных, в том числе/, повтор в одной строфе однокоренных жалок/жалко.

6. Мурашко Андрей "Крошки засохших лет... "

Вешалка – ржавый гвоздь, пыль, паутина, шерсть,
кресло - качалка, трость – вот и вся утварь здесь.
Молью побитый плед, пёс, сторожащий тишь.
Крошки засохших лет ест на ладони мышь.
Кипы газет, бумаг. Старые, с тех времён…
Бродит по ним сквозняк, ищет всё что-то он.
Поднял слегка листок, плавно отнёс в камин.
Слышен был чей-то вздох, кто-то сказал: "Аминь".

5 Пожалуйста, не воспринимайте как иронию, но всё же: то, что автор хотел сказать, что сказал, и что услышал в итоге читатель – это три большие разницы. Я увидела побитого молью пса (возможно, точка с запятой или точка после «плед» поправит дело), мышиную ладонь с крошками засохших лет (абстрактными крошками, потому что представить засохшие годы мне сложно), и как кто-то из них, мышь или пёс, произносит «аминь» – на других живых существ в стихах нет и намёка.
А описывался, наверное, чей-то приход в тоскливый дом, который давно потерял хозяина, хотя и тут неясно, кто же говорит – гость/призрак хозяина/ прохожий.
Кроме того: каких – тех – времён? сквозняк поднял листок или гипотетический гость? кому слышен вздох? так кто же сказал «аминь»?

7. Алексв "Ночь в первомайском лесу"

Синюшных туч раскинув телеса,
Упала ночь покойником со стула.
Хлебнули молча сумрака леса,
Река могильным холодом дохнула.

Седое небо, смыв остатки хны,
Себя с востока трауром облило.
Свалившись в омут, рыбий глаз луны
Нырнул на дно и спрятался под илом.

Рукой подать до неба и весны,
Но свечи звезд к чертям задули черти.
А в темноте проснулись злые сны,
Включилась карусель внезапной смерти.

Кто будет сброшен с круга в этот круг?
Кому билет на выход даст природа?
Не знала тьма, где - я, а где - вокруг,
И промахнулась с первого захода.

В молчании клинок свой заточив,
Затмив костер, горевший в пол-накала,
Метнулась вспышкой молния в ночи,
Рубаху тьмы от ворота порвала.

Любой бы ошалел, ослеп, оглох,
И я с испугу выронил берданку.
Но - жив пока, и кажется, здоров...
Соседка ель - до корня, -наизнанку.

Лупил всей дурью в рынду первый гром,
И мир дрожал под гулким жбаном неба,
Весна крутила ветром-топором,
И прочь гнала зимы больную небыль.

Хрустел костями древний бурелом,
Поклоны били сосны вековые.
Там, где апрель не справился теплом,
Останки снега майский ливень выел.

Гроза-гюрза, весны шальная дочь,
Дождем шипела, молнии змеила.
С одра подняв измученную ночь,
Живой водой умыла-отпоила.

И унеслась, пролившись, налегке,
А я стоял, как возле храма нищий,
И все сырые спички тряс в руке
Над безнадежно залитым кострищем...

6,5 Да, прав был Йейтс: «…потому что смех сильнее, чем страх». Вот и здесь – ироничная игра со словом, размашистые и резкие образы, удалой ямб – в противовес тому, у кого глаза велики. Как по мне, автор вполне справился: и грозу написал – и страх поборол.
Есть и придирки: многие авторы пренебрегают замечательной «ё», а зря: всё тряс спички или тряс все спички, которые были?
«Лупил всей дурью» – так и хочется сострить: сколько грамм, дури-то? Думаю, в теперешних реалиях не мне одной так прочитается – может, стоит перефразировать?
Ну и «в полнакала» – так ведь пишется.

9. Эдмар "Чёрная вдова"

                Паучихи склонны съедать пауков после
                оплодотворения. Собственно за это они и
                получили такое прозвище - чёрные вдовы.
                (из описания вида)

Довольный... рожа... глазки маслянистые -
Девятый... Ну куда ему до Билла!
Тот был самец, а этот - неказистый весь.
А Билл - второй... Которого любила,

Пока он не залез под юбку Джессики...
Мой первый - Джон - учил, как жить с приматом,
Вбивал, как ублажать... Сейчас под крестиком.
Проклятье, каждый год меняю штаты!

Молва, как паутина, шлейфом тянется.
Газетчики-проныры ушло пишут:
Мужья, мол, "паучки" - бегут к избраннице,
А "чёрная вдова", потом, их - в пищу!

Пусть хают, я чиста, не подкопаешься -
Все умерли, естественно болея.
Пока не подводила (И не маюсь я!) -
Тетрадка, что нашлась в оранжерее.

Двенадцать рецептур - из трав составлены.
Недельку попоить супруга скрытно -
Потом не распознать, что он отравленный.
Проверю все двенадцать... Любопытно.

5 Вот что подумалось: если берёшь в стихи отрицательных героев, то их просто необходимо выписать неотразимыми, чтобы кошмарили и влекли одновременно (как у того же Тарантино, например), иначе эмпатии от читателя не жди (от такого, как я – точно)).  Так что, напечатать «Бо в помощь» – руки не поднимаются, это что касается намерений героини.
И по форме: если сниженная лексика как-то оправдывается жанром, то рифмы – нет, приблизительные (хотя одна пара  – пишут/в пищу – порадовала).

10. Александр Копп "Тоска"

      И, поволокой рамы серебря...
           Б. Пастернак. «Сон»

«И, поволокой рамы серебря»,
ложился иней в предрассветной рани.
Предвестником зимы и декабря
прибрежный тонкий лёд хрустел и ранил.

Туман стелился – липкая тоска –
стерню рваньём своим пытался кутать.
Понурый ветер жухлый лист таскал,
скрипела на ветру предсмертно рухлядь.

Тенётами повисли облака,
пытаясь рассмотреть в стеклянных лужах,
что с ними станет завтра.
А пока
скулила осень
жалобно натужно.

5,5 Ещё одна сезонная зарисовка, с привлечением классика и стандартных  метафор – примет поздней осени: жухлого листа, понурого ветра, стеклянных луж, повисших облаков. И если скрипеть, то предсмертно, а скулить, так жалобно натужно – всё крайне гиперболизировано, и поэтому – нет, не верится.

11. Бонгард Друидов Чайкин Андрей "от безысходности до крайности"

       На то и стихи, чтоб ни бельмесу не понимать.
            Татьяна Толстая. «Кысь»

Я устареваю. Я уже не в моде.
Скоро буду удобрением в огороде.
На наколках наклейки с изображением других наколок.
Из стены растут метры книжных полок -
Рудименты ушедшей эпохи бумажных книг.
А ниже искрит розетка. Видимо, по фазе сдвиг.
Но я, напрягаясь, сопротивляюсь силе тока.
Вроде как двигаюсь под звуки русского рока.
Раскручиваю розетку – ставлю на чёт.
Под/лежащее вода не течёт.
Сказуемое назад не вернешь
Об/стоятельство лицом бейся
До/полнение наливай
Ай-я-ай-яй
а я
_не стреляю в безоружных
_больше одного раза
_вокруг меня циклопы
_как спрятаться от сглаза?
____и совершить побег
_________из рифмованной груды
______________строчек и их детей.
____умный человек
_________поэтом не будет.
______________посвящается ей.

6,5 Такая себе русская рулетка? А я, пожалуй, поставлю на нечет – какое-нибудь внеплановое отключение электроэнергии, и на то, что женщина, которой стихи посвящены, откликнется, иначе ещё один самоироничный и отважно экспериментирующий с формой автор будет "обесточен ".
Немного забрала за разговорные «сдвиг по фазе», «вроде как» /здесь они, по-моему, обедняют текст/ и за невесть откуда взявшуюся шайку циклопов /есть ощущение, что автор так читателей припечатал) /.

12. Евгений Ярусич "Белый снег"

Белый снег пушистою порошей
Заметает землю не спеша.
Чистый, ослепительно хороший,
Как новорождённая душа,
Он летит, спокойно опускаясь,
Медленно теряя высоту,
И земли касается ласкаясь,
Тихо превращаясь в красоту.

Боже, как ждала такой погоды
И земля, застыв и не дыша,
И моя последние полгода
Болью измождённая душа!
Укрывает бархатная нега
Их обеих, стынущих дотла,
Пряча под холодным слоем снега
Отзвуки ушедшего тепла.

Всё покрыли белые одежды.
Всё в природе спит и видит сны,
И росток любви в зерне надежды,
Веря, что дотянет до весны!

5 Стихи в альбом. Без претензий на свежий взгляд и оригинальность. Мне кажется, автор ещё очень молод, и белый снег – только белый снег, чистота, смягчающая боль, что, с одной стороны, чудесно, а с другой – редко вызывает отклик у искушённого читателя.

13. Змей Горыныч 3 "Шалая"

Близится время старой, как мир, игры.
Лес поднебесный землю щенком сосет.
Сумрак рассвета льется для шестерых.
Шалая рядом. Шалая знает все.

Утро сдувает млечный туман с реки.
У водопоя не шелохнется лист.
Призрак беззвучен, замер и ждет других.
Только крылатый посвисты сыплет вниз.

Тень затаилась в шепчущих камышах.
Белый крадется вдоль ивняка к воде.
Сладко в подбрюшье страхом зашлась душа…
Быстрый выходит пробовать новый день.

Важно ступает, гордо несет рога.
Уши прядают – вечно настороже.
Если почует – сразу умчит в луга,
Там бесполезно, там не догнать уже.

Только под ветром скрыты места засад,
Даже Ночная выучила урок.
К водной стремнине манит сойти коса…
Издали слышен первый его глоток.

Сполох движенья… Поздно спастись прыжком.
Пепел и Лютый раньше ушли в бросок.
Все навалились – вот и осел мешком
Он, содрогаясь, там, на речной песок.

В кровь налипает от бодяка пушок.
Сытое брюхо – первая из побед.
Только скорее – может прийти большой.
С ним не поспоришь. Все заберет себе.

Призрак и Пепел тихо ворчат нутром,
Голову чутко приподнимает Тень.
Всякое бродит возле звериных троп.
Шалая воет – в чащу зовет детей.

7,5 Хорошее – забирает сразу и держит в напряжении до конца, как того оленя.
На это работают и ритм, и живость/физиологичность метафор – «щенком сосёт», «сладкий страх в подбрюшье», «пробовать новый день», и прорисовка деталей (а над фразой «вот и осел мешком он, содрогаясь, там, на речной песок» я бы поколдовала ещё).

14. Мария Вл Богомолова "Море зимой"

Ты вновь увидишь море в январе –
оно зимой особенно прекрасно.
Отметка в отрывном календаре,
билет на поезд – вовсе не напрасно...
А море ждёт. Ты веришь, море ждёт
под шёпот волн, расплёскивая нежность,
и потому спешишь, ломая лёд
чужой зимы, к родному побережью.
Там, вдалеке, в тени зелёных пальм
гуляет беззаботно южный ветер,
и солнца луч, как светлая печаль,
сквозь горы пробивается под вечер,
а жизнь вокруг похожа на кино.
Свободы дух зовёт и опьяняет,
как молодое терпкое вино,
и горизонт безбрежностью пленяет
тогда, когда в иных краях зима
заковывает ледяным бездушьем.
Что жизнь без моря? Сущая тюрьма,
терзающая медленным удушьем...
Не оттого ли, бросив все дела,
торопишься к далёкому причалу
в объятия январского тепла,
где море для тебя – всему начало.

5,5 На моей широте «январское тепло» воспринимаю как оксюморон). А в остальном – простые и ясные стихи, мне – нового не сказавшие.
Луч, пробившийся сквозь горы, смутил – солнечный на такое не способен.
Одна глагольная и несколько однородных рифменных пар проходят легко, но однокоренная удушьем/бездушьем – режет слух.

15. Татьяна Бирченко "Белая Дама"

Плывёт над паркетом, сквозь ряд анфилад.
Не бойся прозрачной соседки!
Из кружев брабантских прекрасный наряд,
изысканный крой шемизетки.

Рождён в воскресенье, рубашкой повит, –
тебя ожидает награда:
под ножкой прелестницы тайна лежит
старинного графского клада.

Засмотришься, юный студьозус-пострел,
на кудри её золотые.
Не чаял, а Белую Даму узрел,
ах, очи её неземные…

Но если неверность почует она –
держись, кавалер хитроумный!
Нахмурится; спрячется в тучи луна,
и ветер, как бешеный, дунет.

И череп сквозь нежный овал засквозит,
заухает филин зловеще.
Спасайся, пока не взаправду убит.
Прощай, вожделенные вещи!..

5,5 Вот как, мистический хоррор, но – не впечатлил. Во-первых, автор сам призывает не бояться, а потом – темы клада и неверности не раскрыты, как говорится.
По технике – те же однородные/глагольные рифмы; если вещи, то «прощайте», да и слово это по отношению к призракам коробит, или это прощание с кладом?

16. Светлана Разумова 2 "Гадкому утёнку"

Ему так понятно значение слова смерть...
И кажется, всей этой жизни порой не жаль,
Чтоб только не слышать, не чувствовать, не смотреть,
Как вместе с поломанным телом болит душа.

Чтоб больше не маяться запертым в скорлупе -
Прекрасному лебедю сбыться не суждено.
Обидно казаться уродливей и глупей,
Но всё же страшнее в бездействии лечь на дно.

И надо быть крепче, мудрее того, кто цел.
Такая юдоль непомерна для всех. Её
Как данность принять и с улыбкою на лице
Владеть без остатка подаренным новым днём,

И в сердце хранить - то, что жизнь не отобрала -
Надежду на тихую, без осложнений, смерть.
А там, где саднит под лопатками - два крыла,
Не Бог весть каких, но достаточно, чтоб взлететь...
6 Ох, не успел вылупиться, а уже поломанный и надеющийся на тихую смерть. Вообще, эта скорлупа сбивает с толку: лечь на дно – скорлупы? Или яйцом – на дно водоёма? И откуда невылупившемуся знать о других – целых, нормальных?
Эмоция есть, сильная, пробирает.  Но, опять же, недостаточно выписанный замысел – и вариативность прочтений/домыслов, как следствие.

17. Неведома Зверушка "Дрожащий зайчик в сумрачном лесу..."

Дрожащий зайчик в сумрачном лесу,
Зачем ты звал голодную лису?
Зачем твой пульс стучит в ее ушах?
Она идет!- трава поет, шурша.
Она идет! Беги, малыш, беги!
Ночного леса темный лабиринт
Пылающим хвостом сожжет лиса.
Всех не спасти, малыш, спасайся сам!
Лиса не зла, но лисьи зубы злы.
Плети силок, запутывай следы.
Лиса хитра, а ты, мой зайчик, юн.
Плети силок – затягивай петлю,
Проскальзывай шерстинкою в иглу.
До вечности осталась пара лун -
Ты должен пережить их серебро.
И этот бег.
И лисий рагнарок.
Сберечь живинку, крошку, позывной,
Что говорит с тобою и со мной,
Что нас роднит во внутренних лесах,
Где я - трава, и зайчик, и лиса.

7,5 Хороший психологический триллер, сюрреалистично закольцованный.
Даже не знаю, кем ощущала себя во время чтения – лисьим пожаром/ выбившимся из сил зверьком/ лесом?
Но и придраться есть к чему: «трава поет, шурша» – избыточно, восприняла как подрифмовку, и вот здесь: говорит с тобою и со мной – позывной? Читается так, это и предполагалось?

19. Новикова Таня "Тщетность"

Сегодня небо, словно чернозём
с прожилками из тёмно-синих рек.
Смотрю вокруг и думаю о том,
что вырос ливень сильный, как побег
и листьями накрыл убитый сад,
стараясь оживить, что не спасти.
Как я пыталась... Не вернуть назад
ни зелени, ни прошлого пути,
где было время яблонь и стихов.
А на скамейке наши имена
затёрты ныне, и росток сухой
ладони исцарапал докрасна
6,5 Состояние знакомо, интонация точно передана, а образы – не вошла я в эту зарисовку: перед небом-чернозёмом с реками, ливнем-побегом с листьями, под которым, тем не менее, остался сухим росток  /чего?/, воображение спасовало.

20. Алексей Бекорюков "Один раз... и на всю жизнь..."

Меж лохмотьев рубашки своей снеговой
Проступает земля, обнажив лоскуты
Замороженных тропок под прелой листвой,
А вокруг – никого: тишина, и кресты…

Лишь вдали одиноко застыл силуэт –
Над плитой, запечатавшей вехи пути,
Освещённого радостью прожитых лет,
Помогающих крест до конца пронести.

Помолилась… всплакнуть, рассказать про дела,
Про шестнадцатый март, что встречает одна:
«Ты прости, что намедни прийти не смогла:
Зашалило сердечко: ты знаешь – больна…

А сегодняшний день утешенье принёс»… –
Из кармана под сердцем, дрожащей рукой
Достаёт драгоценный, размытый от слёз,
Поизношенный снимок… – «Смотри, дорогой!

Ты ведь помнишь тот день: ароматы весны,
Нежный трепет признаний, волнительных слов…
Как мы были тревожны, слегка смущены,
Как ты путал слова незатейливых строф.

Ты вошёл в моё сердце – так вечно живи
Отражением дней, навсегда дорогих!»
И согрело ей душу свеченье любви –
В этот слякотный март, разлучивший двоих…

5 Простите, уже говорила, что пасую перед трагическими историями, зарифмованными в стихи. Для художественного произведения этого мало.

21. Речная Нимфа "Письмо Бо"

Бо, я не верю, молюсь, но не верю.
Вот я стою за распахнутой дверью.
Жалко бренчу в кармане ключами,
словно пришла за чужими вещами.

Бо, мне так нравилось быть беззаботной
в доме, где шёлк мой, и долг мой, и кот мой.
Жить без печалей, любить нараспашку.
Печь пироги или гладить рубашку.

Бо, это более странно, чем страшно -
звать тебя. Если просить, то ты дашь, но
это не будет на пользу, не будет.
Что мне с того, что советуют люди?

Бо, возвратись в этот мир ненадолго.
просто приди за неотданным долгом.
Просто пройдись от роддома до кладбищ,
мимо всего, что назначено нам лишь.

Бо, может быть, ты простишь человека -
смарты от Apple, ботинки от Ecco.
Пусть даже этих страстей не остудишь,
знаю, ты точно простишь, не осудишь.

Бо, я ведь даже не знаю твой адрес!
Здесь на конверте - лишь нимб твой и абрис.
Если без индекса, примут же, точно ведь?

Бо, здесь на почте ужасная очередь.

6,5 Такая интонация – [вз]рослого ребёнка – подкупает, что уж скрывать – сами с усами. А вот причину этого трогательного обращения не уловила: чей дом, кто кого обидел, за чьи проступки/страсти просят снисхождения? Возможно, для Бо тоже недостаточно конкретики, чтобы отэмпатировать сполна.
Что до формы, из-за составных рифм с множеством частиц/союзов/местоимений, возникает лёгкое ощущение поделочности, в искреннем монологе – не совсем уместно, как по мне.

22. Вайлит "Пейзаж мгновений золотых"

Одета в платье из тумана,
покрыта каплями росы.
Печальна, будто утром рано
очаг не греет, воздух стыл.
И, словно пепел, ветер серый
заходит в окна, как домой.
Свечу сдувает - символ веры.
День смотрит бледный и нагой.
Беря от неба обречённость,
но своеволие верша,
природа жёлтым красит чёрный
и открывает вернисаж.
Багряный смело, авангардно,
взрывает тусклые тона.
Синеет спелый виноградный
до глубины речного дна.
Цвета и время на полотнах -
неповторим оттенком миг.
Объявлен бум, бесценность лота -
"Пейзаж мгновений золотых".

5 Сначала задумалась, кто она – земля, природа, осень? Потом – почему листья  –чёрные, нет, значит, не листья – земля, наверное.. а когда меня окунуло в виноградную реку – сдалась. Лучше я о форме поговорю, которая довлеет над. Это проявляется и в нескладности фраз /«Печальна, будто утром рано очаг не греет, воздух стыл», «День смотрит бледный и нагой», «Объявлен бум, бесценность лота»/, и в однотипности их построения, и в рифменном разнобое  – от добротной обречённость/чёрный до безликих домой/нагой, миг/золотых.