Моя Снегурочка... Часть 16

Кариатиды Сны
 
      Теперь о ВРЕМЕНИ и МЕСТЕ  ДЕЙСТВИЯ.

      Островский не считал себя обязанным соблюдать классическое правило единства времени, но последовательно стремился к наивозможной концентрации драматического действия во времени.
      Весенняя сказка "Снегурочка" длится столько, сколько длится русская весна - два-три месяца, причём разрыв во времени образуется за счёт пролога. В "Снегурочке" пролог открывается приходом Весны. Первый же акт сказки переносит нас в Берендеевку в последние дни весны. Драматургу понадобилось немногим более суток, чтобы завязать и развязать основное действие своей весенней сказки. За эти сутки Мизгирь успел разлюбить Купаву, полюбить Снегурочку и погибнуть; за эти сутки Снегурочка успела ценой своей жизни познать  любовь.
      Даже более того. Островский даёт возможность зрителям достаточно определённо представить себе весь "бюджет" времени пьесы.
      Он стремится "датировать" чуть ли не каждую сцену. Нередко время действия каждой картины бывает как бы задано им с самого начала.
      В "Снегурочке" мы из пролога уже знаем, что Солнце сбирается губить Снегурку, а в самом  начале первого акта Бирюч  сзывает всех берендеев  "на завтрее" - караулить солнце восхожее, кланяться Ярилу светлому.
      Нередко Островский извлекает из локального колорита того или иного времени дня, вечера, ночи дополнительный художественный эффект, способствующий возникновению у зрителя определённого эмоционального настроения. То же и время года. Это не нейтральный пейзаж, а активный эмоциональный фон драматического действия. Ароматы весны овевают пьесу "Снегурочка".
      Островский считал для себя необходимым , хотя не очевидным, концентрацию и места действия. Только понимал её не узко догматически, а широко и творчески. Во-первых, он строго ограничивал себя в числе сменяющих друг друга мест действия. В "Снегурочке" их пять. Во-вторых, он прибегал к кольцевому построению, начиная и заканчивая пьесу в одних и тех же декорациях. Возвращая героев своих на исходные позиции, развязывая действие там же, где оно завязано, драматург придаёт своим пьесам особую композиционную завершённость.
       Это тоже необходимо учесть при создании образа спектакля.
       Немаловажную роль для создания необходимой атмосферы спектакля будет играть свет (в плане времени и места действия, в плане эмоционального решения каждой сцены).