Легенды Карпат. 5

Евгения Лем
Легенда 10.  Чугайстер. И не только...


В  Карпатах,  так  же  как  у  других  народов, живут  легенды, предания  и  поверья  о  нечистой  силе, 
о  тёмных  и  светлых  духах,  которые  обитают  в  лесах,  озёрах  и  реках,  в  горах  и  на  полонинах. 
Старожилы  рассказывали   много  удивительных   историй,  приключившихся  с  людьми,  якобы  встретившимися  с  нечистью,  пережившими  страхи,  потрясения  от  необычных  явлений  и  событий.

Детей  учили,  как  защищаться  от  тёмных  сил,  как  призывать  на  помощь  светлых  духов.
Тайны  передавались  из  поколения  в  поколение  и  сохранились  до  нашего  времени.
По  рассказам    жителей  Карпат,  многолика,  разнообразна  нечистая  сила  в  этих  местах: 
Чугайстер,  потерчата,  мавки,  лесовики  и  прочие,  прочие…

Чугайстер  -  эпический  карпатский  персонаж,  добрый  дух  леса. Это  древний  дед  высокого  роста -  выше  сосен  и  елей,  с  длинной,  густой   белой  бородой,  в  белом  одеянии.  У  него  весёлый,  жизнерадостный  нрав.  Любит  танцевать.  Если  найдёт  кого  в  глухом  лесу,  первым  делом  будет  танцевать  с  ним 
до  упаду.  Кто  его  перетанцует,  того  награждает  подарком.
Чугайстер – защитник  лесорубов  и  пастухов,  часто  помогает  пасти  овец.

Блуд - страшный  мужичок  низкого  роста.  Он  заставляет  людей,  потерявших  тропу, блуждать  на  одном  и  том  же  месте.  Водит  блуждающего  до  тех  пор,  пока  у  того  не  иссякнут  силы.  Человек  падает  и  может  умереть  от  бессилия.
Блуд - бесплотное  существо,  может  превращаться  в  птицу,  человека,  кота,  собаку,  в  огонёк  и  т.п. – он  многолик  и  хитёр.
Для  того,  чтобы  не  поддаться  его  чарам,  надо  напрячь  память,  вспомнить  дни  рождения  и  крещения  родных  и  близких,  в  какой  день  был  Святвечер…

Потерчата - ими  становились  неприкаянные  души  детей,  которые  умерли  в  младенчестве  некрещёными.  В  отличие  от  многих  представителей  нечисти  вместо  демонических  созданий  они  могут  стать  ангелами.
Потерчата  живут  в  воде,  подчиняются  русалкам  и  водяному.  Появляются  перед  людьми  в  виде  светляков,  огоньков,  напоминают  сказочных  эльфов.   Издают  звуки,  похожие  на  плач  ребёнка. 
При  встрече  с  потерчей  надо  окрестить  её,  дать  ей  имя,  произнести  такие  слова:
« Iван  та  Марiя!  Хрещу  тебе  в  iм’я  Отця, Сина i Святого  Духа. Аминь».   
И  тогда  потерча   превратится  в  ангела.
Но  если   проходит  семь  лет,  а  их  не  крестили,  то они  превращаются  в  мавок,  лесных  русалок.

Мавки  -  молодые  девушки,  которые  в  основном  помогают  людям:  смотрят  за  скотиной,  сеют  цветы 
на  склонах,  высаживают  молодые  деревца, ягоды.
Они  живут  в  лесах  на  ветках  деревьев,  в  траве  на  полонинах,  в  пещерах,  которые  украшают  цветами. 
Мавки  симпатичны,  милы,  стройны,  круглолицы.  Любят  плести  венки  из  цветов, устраивают  весёлые  игры,  хороводы.  Там,  где  они  танцуют,  трава  и  цветы  становятся  гуще  и  ярче.

Лесовик -  лесной  пастух,  охраняющий  зверей  в  лесу  от  людей.  Дружен  со  всеми  зверями.  Рождается 
от  медведиц,  волчиц,  олених.

Лесовица – лесная  красавица,  черноглазая,  черноволосая.  В отличие  от  мавок,  может  заманить  в  лес 
и  сгубить  человека.  Чтобы  защититься  от  неё,  надо  носить  с  собой  пару  зубков  чеснока,  всю  ночь  поддерживать  разожжённый  костёр.

*

Нет  такого  села,  местечка,  уголка  в  Карпатах,  где  люди  не  облекли   бы  в  легенды  невероятные, загадочные   истории,  приключившиеся  с  героями.
   
Край  с  суровыми  условиями  жизни  в  горах,  где  величественна  и  сказочно  красива  сама  природа,  полон  таинства  и  чарующей  притягательности.

P.S.

И  вспоминаются  строки  русского  поэта  Серебряного  века  Николая  Гумилёва:

Я  долго  шёл  по  коридорам,
Кругом,  как  враг,  таилась  тишь.
На  пришлеца  враждебным  взором
Смотрели  статуи  из  ниш.
В угрюмом сне застыли вещи,
Был странен серый полумрак,
И точно маятник зловещий,
Звучал мой одинокий шаг.
И там, где гуще сумрак хмурый,
Мой взор горящий был смущён
Едва заметною фигурой
В тени столпившихся колонн.
Я подошёл, и вот мгновенный
В меня, как зверь, вцепился страх -
Я встретил голову гиены
На стройных девичьих плечах.
На острой морде кровь налипла,
Глаза зияли пустотой,
И мерзко крался шепот хриплый:
"Ты сам пришёл сюда, ты мой!"
Мгновенья страшные бежали,
И наплывала полумгла.
И бледный ужас повторяли
Бесчисленные зеркала...

  * Стихотворение «Ужас»
    http://rupoem.ru/gumilev/



Легенда 11.  Карпаты – край  любви  и  счастья


Закарпатская  Гуцульщина  знаменита  своими  труднодоступными  горами,  покрытыми  густыми  лесами.  Именно  здесь  находили  пристанище  народные  мстители – опрышки  во  главе  с  Олексой  Довбушем.  Черногора  и  её  пещеры  не  раз  спасали  опрышков  от  преследований  правительственных  войск.
В  разные  времена  укрывали  горы  людей  от  врагов,  а  также  от  притеснения  панов.

Рассказывают,  когда-то  из  Галичины  в  долину  Чёрной  Тисы  сбежала  от  свирепого  пана  женщина 
с  двумя  дочками-красавицами.  Сначала  шли  они  горной  тропой.  После  изнурительной  дороги  пришли 
к  большому  камню  и  присели  отдохнуть.  С  того  времени  это  место  зовётся  Бабий  камень.
Говорят,  что  всем  одиноким  девушкам  и  женщинам,  которые  дотронутся  до  камня  рукой,  обязательно  улыбнётся  счастье.  Если  не  сразу,  то  на  протяжении  года.

Когда  беглянки  спустились  к  реке,  женщина  заметила,  что  к  ним  приближаются  двое  молодцев.  Это  были  опрышки. 
Познакомились  они,  разговорились.  Приглянулись  опрышкам  девушки,  и  зародилась  любовь  между  красавицами  дочерьми  и  молодцами.
Стали  парни  просить  отдать  дочек  в  жёны.  Мать  дала  согласие,  но  поставила  условие,  чтобы  они  обвенчались.

Опрышки  сели  на  коней  и  поскакали  за  перевал,  пообещав  скоро  вернуться.  К  вечеру  привезли  они  с  собой  священника.  Перед  тем,  как  везти  его  по  горным  тропам,  завязали  ему  глаза,  чтобы  не  видел,  куда  пролегает  путь.
Обвенчал  священник  две  молодых  пары,  а  после  венчания  не  отпустили  его  обратно.  Так  и  остался  с  ними  батюшка.

Вскоре  построили  они  небольшую  деревянную  церковку  и  хаты.  А  позже  стали  к  ним  прибывать  время  от  времени  и  другие  люди – беглецы  от  панщины. 
Не  одну  ещё  пару  обвенчал  в  церкви  батюшка.
 
Так  появилось  село,  в  котором  расцветали  любовь  и  счастье.  Дали  селу  название – Квасы.  Почему  Квасы?  Да  потому,  что  в  этих  местах  обнаружились  источники  с  целебной  водой.
 
И  до  сих  пор  едут  сюда  люди,  чтобы  полюбоваться  необыкновенной  красотой  этих  мест,  поправить  своё  здоровье… 
А  главное - почувствовать,  как  счастье  переполняет  их  души  и  сердца.




               ИЛЛЮСТРАЦИЯ:

               Карпатские Мавки  (Интернет).