Право ли авторское право?

Леонид Кадышевич
               
    Вопрос в заголовке – риторический (надеюсь- пока.  Поставлен, чтобы привлечь внимание   читателей к данной теме).    Безуслвно и бесспорно ли это право  и насколько долговременно?
               
                Мнение
  Ещё задолго до появления многочисленных законодательных актов об авторских правах, многие учёные и люди искусства выражали мнение, что произведения   не являются актом творения  человека, а всего лишь «проводниками божественного знания»  (в другом более современном выражении –  информационного поля Вселенной ), а поэтому заявлять  права на свои произведения бессмысленно и даже греховно.  О том, что во многих случаях это так и есть, мы знаем немало примеров:  Самые известные – таблица Менделеева,  труды Блаватской,  Декарта, Эдисона и т. д .
« В одном из своих писем Моцарт признавался, что в те моменты, когда на него «снисходило вдохновение», ему надо было просто записывать готовые произведения. «Как и откуда они приходят? Я не знаю и никак не причастен к этому... Композиция приходит ко мне... во всей своей полноте, сразу. Так, что моё воображение позволяет мне услышать её целиком». То же самое, хотя и другими словами, говорил наш современник Альфред Шнитке…..В данном случае происходит вполне сознательное считывание информации. Но чаще всего подобные подключения происходят спонтанно и человеком вообще не осознаются: ему кажется, что он единоличный автор своей идеи. История знает массу примеров того, как к одному и тому же решению одновременно приходили люди в разных частях света….» (Виталий Правдивцев, кандидат технических наук). И начинаются судебные тяжбы.

  А сколько авторов здесь на стихире пишут, что часто стихи проявляются как бы из неоткуда или во сне, только записывай.  Так кто их автор ?   Так  ли важны и нужны для творческого сообщества эти законы об авторском праве ?
Безусловно, пока, при нашем состоянии сознания, тем более в технических, военных и др. областях знания, они просто (пока) необходимы. Но есть ли жизненная необходимость в них в системе творчества?
Дальше речь будет идти сугубо о поэзии и о небольших прозаических произведениях, опубликованных на сайте стихи.Ру. Несомненно, здесь есть маститые известные поэты, для которых признание их авторства важно с точки зрения их  дальнейшей популяризации,  Есть малоизвестные и практически неизвестные авторы, которым авторизация придаёт иллюзию самоутверждения. Но всё же основная масса поэтов здесь – выразители своих эмоций, мыслей, знаний, не особенно помышляющих о славе поэта и для них не столь важно, кто и как может использовать их творчество. Они сродни носителей народного фольклора,   который  не требует авторства.

  Так не пора ли уже сейчас пытаться мыслить хотя бы здесь на стихи. ру более демократическими категориями  и  считать всех поэтов носителями всеобщего людского творчества, вносящих в общую копилку  мысли,  ритмику. красоту.  От этого мир  станет только духовно богаче, сочнее, краше.  Считаю, вполне возможным  при цитировании или использовании произведения  других авторов, достаточно указать  авторство и не обязательно испрашивать у него разрешения на повторное использование, цитирование.    Думаю, мало, кому вздумается  судиться или хаять человека, забывшего это сделать. (Особенно если ты не принадлежишь к широко известным признанным сообществом творцам и не считаешь себя таковым в будущем).  Сколько есть безымянных авторов прекраснейших творений, которые приносят огромное удовлетворение читателям, слушателям. Эти неизвестные авторы вряд ли чувствуют себя униженными, оскорблёнными теми, кто их цитирует, исполняет.  И пусть совесть каждого решает  (даже больше не совесть, а чувство общечеловечности и принадлежности к единому фонду общего разума – ноосферы  В.И. Вернадского),  как поступать при использовании «  чужого» ресурса.
 
  Чтобы полнее понять мысль, обращаюсь, думаю,  не к такому уже далёкому будущему человечества,  когда мысли будут улавливаться и передаваться от человека к человеку непосредственно.  Как тогда определять, кто автор идеи,  произведения,  и т.д.
Думается, что вообще понятие авторского права могло появиться только в западном обществе, в котором всё измеряется деньгами и выгодой.  Всё продаётся и покупается (в том числе и творчество).
Я за демократизацию положения об авторском праве уже сейчас, ведь со временем оно отомрёт естественным образом, за свободное использование всех ресурсов человеческой разумной деятельности (в том числе и творческой).   У меня нет,  и не будет,  никаких претензий при использовании «моих» произведений в любом виде и при любых обстоятельствах.

  Обратился в интернет «Будущее авторского права: крайние сценарии реформы» и утвердился в своём мнении.  Копенгагенским институтом исследований будущего (Anarconomy. Copenhagen Institute for Futures Studies. Report #3/2009. См.: Анархономика. М.: Ультракультура 2.0, 2011).  промоделированы крайние сценарии развития реформы положения об авторском праве.  Вывод для меня однозначный.    Будущее -  за  моделью  «полной свободы»  распространения  разумного  контента