Детская тема

Раиса Рябцовская
            ДЕТСКАЯ ТЕМА.

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Так радостно, что на портале Стихи.ру много талантливых авторов. Я с удовольствием читаю  ваши стихи и сердечно благодарю тех, кто посещает мою страничку ещё и в Проза.ру.
Я обратила внимание на то, что многие поэты пишут  детские стихи. И решила предложить вашему вниманию, уважаемые читатели,  свой  опыт. 


Уважаемые читатели!
Предлагаю вашему вниманию небольшую информацию о моём педагогическом опыте.
Может быть, она кому-то пригодится.
Моей внучке Вике было три с половиной года,
когда сын Вячеслав с женой Ольгой начинали свой бизнес. Я семь месяцев забирала внучку из садика.
А поскольку  я сама по натуре трудоголик, начала активно приобщать её к посильному труду. Купила для неё красивый большой плакат с азбукой. Рядом с каждой буквой, как известно, всегда нарисована яркая, соответствующая этой букве,  картинка. Но девочке сначала  сложно было освоить эту премудрость – буквы в последовательности. И она с интересом рассматривала яркие  картинки, но вовсе не буквы.
Тогда я  для облегчения процесса запоминания придумала для неё несложную считалку, и внучка очень быстро запомнила алфавит.
Теперь поясню саму методику запоминания. Ребёнок должен раскрыть левую ладошку, затем указательным пальчиком правой руки, прикасаясь к каждому пальчику девой руки (начиная с большого пальца), произносить каждую букву. Если этого не делать, то ребёнок может легко пропустить какую-нибудь букву. А если касается пальчика и одновременно, глядя на плакат, произносит букву, ни одна буква не теряется. И ребёнок начинает быстро и легко проговаривать буквы, одновременно запоминая их последовательность.

1.А, б, в, г, д, е, ё – всё учение моё!
2. ж, з, и, й, к, л, м – нет с учением проблем!
3. н, о, п, р, с, т, у – буквы выучить могу!
4. ф, х, ц, ч, ш, щ, ъ – буквы выучить – пустяк!
5. ы, ь, э, ю, я –         Вика – умница моя!

Внучка, естественно,  с особым удовольствием  и энтузиазмом  произносила последнюю строчку  считалки.
Вика любила рисовать. Поэтому я старалась поощрять её любым способом. Купила ей красивый альбом для рисования, цветные карандаши и фломастеры. И она после трудов праведных по постижению азов грамотности с удовольствием рисовала. Здесь её уже не нужно было мотивировать, она  с удовольствием предавалась своему любимому занятию до тех пор, пока за нею не приходили родители. Надо отметить, что у девочки самой был дар к рисованию, она чётко выполняла все линии и пропорции своего воображаемого сюжета. Я только удивлялась и хвалила её за каждый рисунок.

И в результате такой творческой методики по изучению азбуки, мы с внучкой  уже к Новому году
подписали печатными буквами поздравительные открытки родителям. Я постоянно подбадривала её тем, что  для родителей будет большая  радость, если мы подготовим им такой сюрприз – такой потрясающий новогодний подарок! Я купила красивые открытки.
  Конечно, прежде чем подписывать их, мы с девочкой тренировались на отдельных листочках, пока она чётко выучила,  как пишутся все буквы. Я спрашивала у неё: «Как пишется буква «о», «ш» и т.д.
Но Вика сама подписала печатными буквами открытки:
«Дорогой папа!
Поздравляю тебя с Новым годом!
Я тебя люблю!
Вика»
«Дорогая мама!
Поздравляю тебя с Новым годом!
Я тебя люблю!
Вика!»

Ещё одна информация на эту тему.

У меня двое сыновей старший Вячеслав и младший Вадим. Разница между ними – 3 года. Когда они были маленькими, я им каждый вечер, до 5 класса, рассказывала по 2 сказки.
Причём каждый из них называл мне только ключевое слово, на которое я спонтанно придумывала сказку.  А они старались говорить мне сложные для исполнения слова. К примеру, старший сынок попросил меня в один из вечеров: «Мама, расскажи мне сказку про иглу». И я тут же начинала: «В одном царстве-государстве жила-была волшебная игла. Она шила золотыми нитками сказочно красивые наряды для всего царского двора, особенно для юных принцесс…» Причём я все сказки обязательно  рассказывала им с воспитательным уклоном, то есть о добрых и злых сказочных героях.
 В тот период у меня была напряжённая работа. Я работала с иностранцами –  переводчиком с французского языка.   Уставала, но иначе их невозможно было угомонить и отправить в постель.

Когда дети выросли, старший сын сказал мне как-то:
– Мама, как жаль, что ты не записала сказки,
которые  рассказывала нам с Вадей. Я таких чудесных сказок никогда больше не слышал и не читал.
Я ответила:
– Сынок, когда бы я записывала сказки, если меня каждый вечер  ждала ещё вторая смена – кухня.

Но ради интереса, я взяла калькулятор и посчитала примерное количество рассказанных мною  сказок за те  годы. Получилось около 6000 сказок.
Видимо, это вынужденное творчество сыграло немалую роль для развития моего писательского воображения – неплохая, надо сказать, тренировка!

                ***
Зато  когда занималась с внучкой,  писала для неё детские  стишки и тоже на ту тему, которую она мне задавала:
Бабушка, напиши мне стишок про…


Стихи написаны для маленькой внучки Вики
и внука Павлика.




              БРАТ.

У меня есть дома брат,
Каждый вечер он мне рад,
Я из сада прихожу
Дома с братиком сижу.
Братика я забавляю,
И в игрушки с ним играю,
Павлик в девять ляжет спать,
Время деткам отдыхать,
Завтра рано всем вставать.
   

      НОВЫЙ ГОД

Новый год уж наступает,
Все подарки покупают,
Дед Мороз их принесёт,
Чтоб отметить Новый год.
Вике – мягкую игрушку,
Не забудет он Павлушку,
Павлику игрушку тоже,
Он читать ещё не может,
У брата  –  светлые глазки,
Он очень любит сказки,
Ему сказку расскажу,
Затем брата уложу,
Побаюкаю немножко,
И закрою я окошко,
Чтоб машины не мешали,
Чтобы все спокойно спали.

ПАВЛИКУ.

Скоро брат начнёт ходить
И слова все говорить,
Павлик наш  уже большой –
Всё понимает  хорошо.
Любит он свою сестру,
Ему книжку подберу,
Я могу уже читать,
Могу сказку рассказать,
Стану в школу с ним играть –
Брату много надо знать!..

ЗАЙЧИК.

Зайчик, зайчик, где ты был?
Я по лесу всё ходил,
Деткам норку я искал,
Ту, что лучше выбирал.
Норку деткам я нашёл,
Рядом с ней защитный ствол,
Корни дерева над ней,
Делают её прочней,
Здесь поселимся семьёй,
Будет дом надёжный свой,
Здесь посадим огород,
Чтоб морковь росла весь год,
Зайчик много потрудился,
Чтобы папа им гордился

             ЁЖИК.

Ёжик – острые иголки,
Как у новогодней ёлки,
Зато сам весёлый еж,
На клубочек он похож,
Любит яблоки, морковь,
Ему мясо не готовь,
Ёжика детишки любят,
И лелеют, и голубят,
Любят ёжика кормить,
Им легко с ним рядом жить.


БЕЛЕНЬКИЙ СНЕЖОК.

Выпал беленький снежок,
Выходи играть, дружок!
Тут и лыжи, тут и санки,
На голове детей – ушанки.
Дети едут с горки вниз,
Чтобы маме был сюрприз.
Мамы деток не ругают,
Их со снега поднимают,
Покачают головой:
«Ах, проказник милый мой!»
Детям весело зимой,
Не заманишь их домой.


 СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК.

Что такое этот зайчик?
Это зайчик-попрыгайчик,
Прыгнет с ветки на окно,
Если рядышком оно,
Посидит на нём немножко,
Вдруг исчезла та дорожка,
Зайчик выпрыгнуть успел
И опять на ветку сел.
Зайчик этот – не пустяк,
Не поймать его никак,
Детки днём играют с ним,
Он и мы – все ночью спим.

ПРО ВИКУ.

Вика любит рисовать
И стихи к ним сочинять,
Карандашик подточила,
Стишок быстро сочинила –
Про зайчишку, про лисичку,
И про маленькую птичку,
Про козлёнка и слонёнка,
Вика – славная девчонка.
А рисуночки у Вики –
Из малины и клубники,
Просто чудо из чудес –
Вызывают интерес
И деревья, и цветы,
На картинках – я и ты!
Груши есть и королёк,
Вика – славный ангелок!

ПОЕЗД.

Поезд катится по рельсам,
Тук-тук, тук-тук, тук-тук,
Всем приятен этот звук.
В паровозе  – машинист,
Настоящий он артист,
Так он любит это дело –
Рулить ничуть не надоело,
Колёса громко: тук-тук-тук,
Всем приятен этот звук,
Кто спешит быстрей домой,
К своей бабушке родной.

ПРО ЗАЙЧИКА И МИШКУ.

Зайчик к мишке поспешил,
Мишка зайца пригласил:
– Приходи ко мне домой,
Будет весело со мной –
Поиграем мы в игрушки
И покушаем ватрушки.
Потом выйдем на поляну,
Я тебе защитой стану,
Младших надо защищать,
Старших надо уважать.

ТИГРЁНОК.

Жёлтый маленький тигрёнок,
Для тигрицы он – ребёнок!
Папа-тигр – на охоте,
На тигриной на работе.
Папа корм им принесёт,
Чтобы не было забот.
Вся семья за стол садится,
Чтобы папою гордится.
Вкусный ужин у семьи,
Детки спать затем легли.

КУЗНЕЧИК.

Глупый маленький кузнечик,
Он лесной есть «человечек»,
А под деревом – кузнец,
То  – родной его отец,
Он умелый, ловкий он,
Он  хорош со всех сторон!
Он лошадку подковал,
Много он чего создал:
И ограду для дворца,
Вилы, грабли и лопаты,
Чтоб работали ребята,
В поле взрослым помогали,
И труда не избегали.

ЛОШАДКА.

Развесёлая лошадка,
Грива, шёрстка её гладка,
На поляну прискакала,
Всех детей очаровала,
Дети просят: «Покатай!
Хвост и гриву разметай,
Чтобы ветром обдувало,
Чтобы радость создавало!»
«И-го-го! – лошадка говорит, –
Шёрстка моя гладка,
Глаз огнём горит!
Я вас покатаю,
По полю промчу,
Гриву разметаю,
Если захочу».
«Деткам друг лошадка, –
Папа говорит, –
Шёрстка её гладка,
Глаз огнём горит».

ПЕТУХ.

Вот петух пришёл во двор,
Прыгнул он через забор.
Все цыплята разбежались,
Курицы все испугались.
Петух – большой. Он – забияка,
Где он, там возникает драка,
Всех во дворе он обижает,
Он детей не уважает.
Он кричит: «Кука-реку,
Я снесу твою башку!»
Дворник тут пришёл во двор,
Петух – мигом на забор,
Метлы он сразу испугался,
Хотя над всеми издевался.

ОСА.

Желтобрюхая оса –
Ну, какая егоза?!
Устрашающе жужжит,
Кто успеет – убежит!
Все осу должны бояться,
А кто хочет задаваться,
Пусть попробует дразнить –
Оса может укусить,
Жало острое её –
Будь подальше от неё!

СОЛНЫШКО.

Солнце смотрит из-за туч,
Луч у солнышка могуч!
Осветил он всё вокруг,
Стало всё весёлым вдруг,
Дети на лужок бегут,
Лучик солнца – тут как тут!
Любит  с детками резвиться,
Ничего он не боится,
Прыг-скок, прыг-скок,
С мячика – и на песок,
А с песочка – на окошко,
Подожди его немножко,
Лучик вновь к тебе придёт,
Тебе радость принесёт.

ЗЕБРА.

Зебра полосатая,
Очень уж пузатая,
Слишком много травки ела,
Вот и сразу растолстела.
От волка убежать не сможет,
Кто толстушке сей поможет?
Надо меньше есть травы,
Чтоб не лишиться головы.

ОБЛАКА.

Стаей облака  плывут,
Видно, дождик принесут,
Дождь несут обычно тучи,
Дождь обильный и колючий.
Но если ветер поспешит,
То этой силы их лишит,
Он развеет тучи – враз,
Чтоб луч солнца не погас.

ШАРЫ.

Много в праздники шаров
Целый город к ним готов,
Дети все несут шары –
Это радость детворы!
На домах шары висят,
И в руках у всех ребят:
И у мам, и у детей,
Словно стаи голубей,
Словно розы деток щёчки,
И у сына, и у дочки…
Вика шарики несёт –
И доволен весь народ!
Тут братишка подбежал,
Шарик тоже он держал,
Шары любит детвора –
С ним –  весёлая игра.

ДВОРНИК.

Скоро стану я большой,
Надо делать выбор свой,
Так люблю я чистоту,
Чистоту и красоту.
Дворник улицу метёт,
Им доволен весь народ.
Может, в дворники пойти,
Пользу людям принести?
Без дворника никак  нельзя,
Выбор правильный, друзья!
Вот и девиз уже готов –
Чистота – без лишних слов!

СНЕГ.

Снег, снежок, пушистый снег,
С горки детям есть разбег,
Словно сахарный песок,
Снег попал в сапог, в носок,
Не сладкий снег – холодный,
И есть он – не пригодный.
Снег для веселья прилетел,
Развеселить детей хотел!
На варежках – сосульки
У маленькой Викульки,
Попал снежок за ушки,
У внука, у –  Павлушки,
Но это деткам – не беда,
Они – весёлые всегда!


А эти стихи внучка Вика рассказывала
на детском Новогоднем утреннике.

НОВЫЙ ГОД.

Скоро праздник – Новый год!
Ждёт детей всех хоровод
И свечи карнавальные,
Костюмы, платья бальные,
Сценки, песни, танцы, смех,
Наши детки – лучше всех!
Банты, юбочки, цветочки,
Детки все, как ангелочки:
И красивы, и умны
И талантов все полны.
Здесь и зайчик и лисичка –
Хитрая лиса-сестричка,
Курочка и уточка,
И стишок, и шуточка…
Никому не грустно здесь,
Дед Мороз у деток есть,
И Снегурочка пришла,
Радость деткам принесла,
Ай, да праздник – Новый год!
Веселится весь народ!
Здесь принцессы и шуты,
Приходи, пляши и ты!
                30.11.05.

КАТАНИЕ С ГОРКИ.

С горки саночки зимой
Увлекают за собой
И девчонок и мальчишек –
Этих маленьких плутишек!
Раскраснелись щёчки их –
У весёлых, озорных,
Не затянешь их домой,
Просят: «Мамочка, постой,
Нам так нравится кататься
И с друзьями пообщаться,
Ты немножко постоишь,
На веселье поглядишь,
Нам так хорошо зимой
В этот  яркий выходной!
Мы все вместе закалимся –
Мы простуды не боимся.
Ты, красавица-зима,
Погляди на нас сама!
Воздух телу и уму –
Любят зимушку-зиму
Зайчики и белочки,
Мальчики и девочки.
                30.11.05.