Моя Снегурочка... Часть 6

Кариатиды Сны
                "ЗЕРНО" ПЬЕСЫ И СПЕКТАКЛЯ "СНЕГУРОЧКА"

    Под  "зерном спектакля" В.И.Немирович-Данченко понимал сущность произведения, его сердцевину, выраженную в конкретно образной форме.

    "Зерно" - душа пьесы , которая потом становится душой спектакля. Это то, из чего спектакль вырастает и что его ведёт.
    Поиски "Зерна" пьесы и спектакля "Снегурочка"приводят к словам самого Островского , выразившего весь смысл его позиции в этой пьесе, его боли:
                "ПОВСЮДНАЯ СЕРДЕЧНАЯ ОСТУДА".
    Островский не устаёт повторять это устами своих персонажей:

ВЕСНА - "Нерадостно и  холодно встречает
         Весну свою угрюмая страна.
         Печальный вид: над снежной пеленою
         Лишённые живых, весёлых красок
         Лежат поля остылые...
         И всё лишь свет, и всё лишь блеск холодный
         И нет тепла."

        (Первый монолог Весны - это портрет Снегурочки. Так выражают
         художники-пейзажисты своё душевное состояние.);

МОРОЗ - "Я туманом седым
         заморожу дым и т.д.";

ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ  - "...наше лето
                Короткое , год от году короче
                Становится, а вёсны холодней -
                Туманные, сырые, точно осень,
                Печальные. До половины лета
                Снега лежат в оврагах и лядинах,
                Из них ползут туманы по утрам,
                а к вечеру  выходят злые сёстры -
                Трясучие и бледные кумохи,
                ... знобя людей.
                ... В саду моём тенистом,
                Под кустами
                От зорких глаз садовников скрываясь,
                Таилася подтаявшая льдинка..."

        (Вот так и остуда порой прикрыта клятвами, "жаркими ласками".)

      Люди и окружающая среда - как это похоже у Островского!(Бытие определяет сознание-с)
      Причина остуды - в разрушение Гармонии Природы (преступная связь Мороза и Весны, рождение Снегурочки, гнев Солнца).
      Берендеи (их природа и их души) - следствие изменившегося порядка вещей.
      Идея остуды в наиболее сконцентрированной форме выражена в образе Снегурочки. Идея сердечной остуды. Всё вокруг неё "крутится"...

       "Зерно " пьесы и спектакля , как это часто бывает, будет в самом названии пьесы - С Н Е Г У Р О Ч К А!
       Это имя  Островский вынес в заглавие, а для него заглавие всегда имело чрезвычайной значение: "Мы не подберём названия - что это значит?
       Это значит, что идея пьесы не ясна, что сюжет не освещён как следует, что в нём трудно разобраться, что самоё существование пьесы не оправдано; зачем она написана, что нового хочет сказать автор?"*
       Островский активно и последовательно  поддерживал в текстах заглавие своих пьес. В заглавии часто давался образ, символизирующий  идею пьесы.
       Заглавие помогало организовать и направить  по определённому руслу внимание читателя и зрителя.
       Первоначально Островский назвал пьесу "Девушка-снегурочка". Но отказался от этого замысла. Уточнил - "Снегурочка".
       Новое название укрупнило образ героини, избавив его от некоторой сентиментальности и увеличив разрыв между Снегурочкой и берендеями (что значительнго обострило конфликт)...


***********************
*) Полн.собр.соч. А.Н.Островского. Госполитиздат,М.,1949-53, т.XY,с.187