Эксп. обзор. Владимир Штокман. Итоги года-2017

Большой Литературный Клуб
Владимир Штокман
ЭКСПЕРТНЫЙ ОБЗОР БЛК
Итоги года 2017

Тяжела и неказиста жизнь профессионального читателя стихов, то есть того, кто вынужден читать их не от нечего делать, не для своего праздного удовольствия, а по долгу службы или выполняя общественный договор. Иногда ему при этом удается совместить приятное с полезным, но чаще всего он оказывается в ситуации гинеколога, убившего цыганку, которая пыталась ему за деньги «кое-что показать». Все усугубляется, если этот «профессионал» является еще и любителем, который несмотря ни на что не утратил еще способности читать стихи именно для праздного удовольствия. Он исправно читает посты своих друзей-поэтов на Фейсбуке и следит за публикациями в толстых журналах, чтобы быть в курсе последних достижений современной поэзии, а порой на сон грядущий любит полистать томик любимого классика, дабы освежить в памяти и не утратить ориентиры. Таким образом, вольно или невольно в его сознании возникает контекст, в который попадают подборки соискателей, выставивших свои творения на суд этого придирчивого читателя, и как бы ни старался он быть снисходительным, безжалостный «гамбургский счет» все же побеждает благие намерения не быть чрезмерно строгим и требовательным к текстам, которые и без того натерпелись и наслушались о себе всякого, преодолевая тернистый путь к конкурсному финалу. Но вот после первых нескольких подборок начинает охватывать смертельная скука, когда после первой же строки очередного опуса дальше уже не хочется продолжать и лишь усилием воли удается дойти до конца текста, убедившись-таки, что никаких приятных сюрпризов он в себе не таил…

К счастью, нынешний итоговый лонг-лист оказался совсем иного свойства. Практически все стихотворения в нем вполне добротного уровня, поэтому и контекст, и «гамбургский» счет пришлось включить на полную катушку, чтобы не случился перебор. Поскольку не все отдельные подборки оказались внутренне однородны, в шорт-лист вошли лишь те из них, в которых я отметил хотя бы одно стихотворение. В результате возникла следующая ситуация*:


АЛЕКСАНДР ЛАНИН (АЛАН) (Открытый чемпионат Балтии по русской поэзии – 2017)
1. Небо просыпалось птичьим сухим помётом... http://stihi.ru/2017/07/25/3463
2. Менгеле http://stihi.ru/2017/09/15/7456
3. Ярбух фюр психоаналитик унд психопатологик http://stihi.ru/2017/10/27/9499

Подборка оказалась абсолютным фаворитом. Все его три текста складываются в целостный мини-цикл. Стихотворение «Небо просыпалось птичьим сухим помётом...», с четкой артикуляцией, с ясными афористическими образами, при кажущейся прозрачной простоте, на самом деле говорит об очень сложных и важных вещах, это и ответственность человечества за собственную историю, и ответственность творца за цели, оправдывающие (?) средства, и о конце времён, и о ничтожности отдельного человека… Текст многоплановый и глубокий, не поддающийся одномерной интерпретации.

Стихотворение «Менгеле» напоминает историю изобретателя концлагерных «душегубок» Карла Рауфа из книги Евгения Евтушенко «Под кожей статуи свободы»:

Расскажи нам, дедушка,
                сказочку, сказочку
не про волка серого,
                не про тёмный лес —
расскажи нам сказочку
                про твою повязочку,
про твою повязочку
                с надписью «СС».
Что там все Дюймовочки,
                эльфы или гномики?
Расскажи,
                чем потчевал у себя в гостях,
с радостью за проволочку
                приглашая в домики
не на курьих ножках —
                на людских костях.

Но сходство здесь только сюжетное. У Евтушенко в рассказанной с горькой иронией истории нацистского изверга звучат идеологические штампы времен застойного социализма — как военный преступник переносит свою личную ответственность за злодеяния на власть («его заставили»), так поэт обвиняет буржуазную власть, которая, подчиняясь лишь логике наживы («прошлое как деньги: оно не пахнет»), оправдывает палачей, а заканчивает он свой рассказ риторическим вопросом-ответом: «А куда деваются столькие убийцы? // А они деваются в добрые дедушки...». В то время как автор стихотворения «Менгеле» размышляет об общечеловеческой ответственности за нелюдские преступления («Мы успели в музей превратить тюрьму», «Если боль превращается в китч и порево, // Значит, что-то не так на моей земле», «И пока мертвецы – пятаки разменные, // И пока на добро не хватает зла, // По Сан-Пауло шествует доктор Менгеле»). Возможно, кто-то обвинил бы второй текст во вторичности по отношению к первому, а оба текста - в излишней пафосности, в плакатном морализаторстве, в устарелости (дескать, сколько ж можно про зверства нацизма! Та война уж 70 лет как кончилась...), но существуют темы, которые не имеют «срока давности», тем более, что история с упорством маньяка норовит повторяться, показывая, что все прежние предупреждения и опыт никого ничему не учат. А значит и прописные истины порой повторить не грех.

Об этом же и третье стихотворение подборки с нарочито ироничным названием «Ярбух фюр психоаналитик унд психопатологик», отсылающим к бессмертному «Золотому теленку» Ильфа и Петрова. За безумно альтернативной историей этакого просвещенного Адольфа Алоизовича под девичьей фамилией матери, за ерничанием и сарказмом скрывается нелицеприятная правда о человечестве от издевательского «когда философ у власти, в страну приходит покой»  до горького «Четвёртое поколение – по колено в былой войне. // Мы опять считаем кресты по осени, холмики по весне». И совершенно великолепный финал: «Я читал Эйнштейна и Витгенштейна, я думал, что я пойму, // Но мир – отражение языка, показанного ему».

И еще две подборки, набравшие по 3 балла. Так получается, что, когда технически конкурсные тексты выполнены на достаточно хорошем уровне, более отчетливо на передний план выходит их содержательный аспект. Невольно ищешь в текстах чего-то более важного, чем внутренний мир лирического героя, эмоций более сильных, чем его экзистенциальные переживания.


НАТАША ДЕНИСОВА (отборочный тур)
1. я люблю тебя, мой президент http://www.stihi.ru/2017/09/20/9124
2. корабль с алыми парусами http://www.stihi.ru/2017/11/05/4726
3. неостывающая звезда http://www.stihi.ru/2016/05/18/10852

Подборка продолжает погружение в круг проблем, обозначенных в предыдущей избранной подборке — власть и война, цена жизни отдельного человека и история страны как наследственная болезнь. Человеческие чувства, вызванные страшным, ставшим повседневной жизнью, в этих текстах просто зашкаливают, превращаясь в крик души, речь эта порой звучит сбивчиво, но настолько подлинно, что становится неважно, каким стихотворным размером она записана и есть ли в ней рифмы или нет. Отчетливая гражданская позиция и боль за очередные поколения молодых жизней, брошенных в топку войны, которую ведет людоедская власть с собственным народом — вот что главное в этих стихах. Конечно, о погоде или там о любовных страданиях умного начитанного лирического героя тоже можно талантливо написать, но есть строки, которые вонзаются в сердце и убеждают, что не все еще «прогнило в Датском королевстве», есть в нем еще те, кому небезразличны судьбы своей страны и своего народа, несмотря на сладкоголосый усыпляющий гипноз пропаганды. Я не стану цитировать и подробно анализировать эти стихи, хотя есть в них и яркие метафоры, и точные приметы эпохи, и сарказм доведенного до отчаяния, и жуткая правда жизни и смерти. Их следует читать и перечитывать, а не разбирать на составные части.


НИКОЛАЙ БИЦЮК (отборочный тур)
1. Письмо http://www.stihi.ru/2017/06/22/10268
2. Хармс http://www.stihi.ru/2017/06/16/7328
3. Дочь http://www.stihi.ru/2017/06/08/9398

Эта подборка из современности уводит нас в эпоху кровавого сталинского террора, замыкая этот спонтанно возникший триптих созданный разными авторами. Взгляд в прошлое помогает понять настоящее. Три судьбы, три жертвы, которых не пощадил «век-волкодав» — Всеволод Мейерхольд, Даниил Хармс, Ариадна Эфрон…  Каждый из портретов выполнен в иной технике. Мейерхольд изображен крупными лаконичными мазками. Короткие, суровые фразы, словно слова смертного приговора, словно залпы из винтовок расстрельного взвода... Стихотворение «Хармс» стилизовано под обэриутскую «детскую» песенку-скакалку, наивно-беззаботный ритм, жутко контрастирующий с ее содержанием: «Мы построим, мы запашем, // На костях чечётку спляшем», «Нам в стране хватает места // От ареста до ареста», «Грязный ватник арестанта, // Аты-баты брат на брата», а в финале стихотворения простодушно-ироничный риторический вопрос: «Дорогой товарищ Сталин, // Что Вам сделал этот Хармс?» И наконец, трагическая элегия «Дочь» — образ женщины погруженной в воспоминания своей нелегкой судьбы, словно мерный плеск весел лодки, плывущей по волнам реки смертельного ужаса. Невольно вспоминается другая Ариадна — мифическая, застывшая в отчаянии на пустынном берегу, покинутая на безлюдном острове. Весь цикл рисует убедительную картину эпохи, отдавая дань памяти невинным жертвам «построения светлого будущего в отдельно взятой стране».

Теперь представлю подборки, набравшие по 2 балла. Я не стану оговаривать отдельно каждое «забракованное» мной третье стихотворение в подборках, скажу только, что они по сравнению с двумя избранными показались мне более слабыми или имеющими какой-либо изъян.


МИРОНОВА ЕЛЕНА (три шорт-листа в октябре-2017)
1. Часовой http://www.stihi.ru/2013/01/10/1769
2. *** ("день распахнут как плащ или дверь...") http://www.stihi.ru/2017/11/15/11249
3. Гамельнское http://www.stihi.ru/2012/12/17/2662

В стихотворении «Часовой» мне понравилась метафора мира как линии фронта, где лирический герой ощущает себя часовым, стоящим на страже «длинного перечня имён», охраняющим преемственность и покой на земле. Хорош также заключительный образ жизни-пули. Получилась этакая бардовская философская «неоромантика», к которой — каюсь, грешен! — питаю слабость. В балладе под названием «Гамельнское» переосмысливается древняя сказка о крысолове и разворачивается в красивую по форме и неоднозначную по содержанию песню о сущности искусства. В ней сквозь отчетливые строки мне слышится не заданный впрямую вопрос: «Не есть ли искусство лишь ловушкой, губительным смертоносным ядом, увлекающим его зачарованных «бессловесным языком высоты» поклонников из реальной жизни в небытие?» Подобного рода сомнения звучат, например,  в стихотворении Болеслава Лесьмяна «Девушка»: а что если голос поэзии — это всего лишь эхо из бездны, отзвуки пустоты, не имеющие за собой никакого реального источника?


ИГОРЬ БРЕН (отборочный тур)
1. гомериада для пигмалионов http://www.stihi.ru/2017/10/15/12189
2. Возрождающей http://www.stihi.ru/2017/03/20/11043
3. Адомрайим http://www.stihi.ru/2015/11/06/436

В целом в подборке звучит довольно свежий голос, речь сложная парадоксальная, напоминающая Соснору. (Прошу меня простить за обилие сравнений и ссылок на других авторов в моем отчете — это всё издержки того самого широкого контекста, о котором я говорил во вступлении, и в который невольно встраиваются все прочитываемые тексты :). Стихотворение «Гомериада для пигмалионов» является своего рода «рекурсивным текстом», построенным по принципу каламбурной конструкции типа «глазное яблоко раздора», в нем по такому же принципу сцепления через общий элемент соединяются  образы Орфея и Лазаря, которые оба побывали в царстве мертвых. Позволю заметить на полях, что в современной поэзии непревзойденным мастером подобных конструкций является Алексей Остудин. Этот прием дает широкий простор для создания новых смыслов. А совместив Гомера с Пигмалионом, автор выстраивает и вовсе многоэтажную конструкцию, которая, несмотря на свою замысловатость, все же держится крепко и дает пищу для размышлений тем любителям поэзии, которые не ищут легких путей и ради получения эстетического удовольствия готовы пораскинуть мозгами. Стихотворение «Возрождающей», как и предыдущее, построено на античных мифологических мотивах, в нем нет каламбурных метафор, зато полным полно аллитераций, гладко перекатывающихся на языке и ярких афористических формул: «Мудрый уверен — лучше гонять менял, // сильный спокоен — он уже всё украл», «северный ветер совьётся в своих кругах, // северный варвар затопчет мои круги», «то, что Учителей погружают в боль, // не вытесняет ртути твоих грехов» и т. п. Короче говоря: «Зачот! Аффтар пеши исчо».


НИКА БАТХЕН (Кубок Мира по русской поэзии – 2017)
1. Видали ль вы http://www.stihi.ru/2017/04/09/445
2. Счастливчик http://www.stihi.ru/2017/10/19/273
3. Сезон зонтов http://www.stihi.ru/2017/09/03/793

Вот те на! И здесь сплошные каламбуры и «странные сближения». Но, в отличие от серьезной мины постмодернистского «неоклассицизма» предыдущей подборки, здесь налицо озорная физиономия лицедея, жонглера и клоуна. Однако, стихи вовсе не детские, не придурковато-упрощенные, а по-серьезному смешные и забавные, в них гордо реет «возвышенная птица ерунда», напоминая классиков поэзии абсурда — Эдварда Лира, Даниила Хармса, Александра Введенского и других. Стихотворение «Видали ль вы» я бы назвал этюдом на тему «Если бы Гумилев был обэриутом» :))))) А герой стихотворения «Счастливчик» вызывает в памяти его менее удачливую сестру из стихотворения Саши Черного, которая «мрачному предавшись пессимизму, // Трагичным голосом взволнованно орет». Да уж, клизма в заднице — это вам не бант на шее!

Ну вот и настал черед подборок, которые вошли в шорт-лист благодаря одному лишь стихотворению. Их авторов (как и тех, чьи подборки и вовсе не попали в шорт-лист) я призываю не расстраиваться и не обижаться. Это все треклятый «гамбургский счет», читательский субъективизм, редакторский произвол и «широкий контекст», будь он неладен :).


ДАНА КУРСКАЯ (отборочный тур)
1. Матрёна http://www.stihi.ru/2017/11/02/5974
2. Возвращение в Эдем http://www.stihi.ru/2017/08/11/5997
3. Шкатулка http://www.stihi.ru/2016/11/10/6733

«Шкатулка». Признаюсь, меня повалил финал, блистательная пуэнта: «По Красной площади стремглав идет Гагарин // И повторяет в ужасе: «Я жив!». Ну а все стихотворение словно рассказ раннего Пелевина — фантастика вперемешку с мистикой и стёбом. Да, хорошо бы было — повернул ключик в волшебной шкатулке — и вся история пошла по иному пути: полковник Гагарин остался жив, а другой «полковник» и вовсе не родился ;).


АЛЕКСАНДР СПАРБЕР (отборочный тур)
1. Зародыш http://www.stihi.ru/2017/10/05/7026
2. Карета http://www.stihi.ru/2017/09/02/10258
3. Этот лепет травы... http://www.stihi.ru/2017/10/19/4085

«Этот лепет травы...»  С моей точки зрения безупречное стихотворение. Эпиграф из Заболоцкого, точно обозначив тему, разворачивается и конкретизируется автором в ярких зримых образах подземного царства, где «в лабиринтах, сопя, бродят сонные тёплые мыши» и «распевают мокрицы слезливые песни свои». И внезапно в этом хоре насекомых и грызунов мы слышим голос лирического героя: «Там, наверное, и для меня приготовлена полость // … // чтоб … вплёлся мой голос // в этот хор земляной и в младенческий лепет травы». Это стихотворение примечательно тем, что оно словно перекликается, точнее, полемизирует со стихотворением Расула Гамзатова:

Летит, летит по небу клин усталый —
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый —
Быть может, это место для меня!

Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.

Возвышенному бытию после смерти в образе птицы небесной автор «Лепета травы» противопоставляет древнюю истину: «прах ты и в прах обратишься». При этом стихотворение совсем не трагическое, не нигилистическое, напротив, в нем провозглашается великая гармония вселенной, где и живой, и мертвой материи находится место в хоре «небесных сфер».


СЕРГЕЙ ПАГЫН (три шорт-листа в мае-2017)
1. Он говорит, смотря на осенний куст http://www.stihi.ru/2015/11/06/4454
2. Вечером http://www.stihi.ru/2010/09/06/2874
3. Пока зима безвидна и пуста http://www.stihi.ru/2016/12/02/10030

«Он говорит, смотря на осенний куст».  Это стихотворение привлекло мое внимание многоплановостью ассоциаций, вызванных образом пылающего осенними красками куста. Здесь и «Можжевеловый куст» Заболоцкого, и библейская неопалимая купина, и даже куст из любимых с детства «Сказок дядюшки Римуса»: «Терновый куст — мой дом родной!». В стихотворении прямо на наших глазах происходит буквализация этого радостного восклицания Братца Кролика. Герой стихотворения отворяет куст и живет в нем, словно в доме. Есть нечто притягательное в этом спокойном и ясном повествовании. По всей видимости, этот текст следует интерпретировать как аллегорию обретения человеком веры, вот как просто и доходчиво объясняется в нем мотивация прихода в это убежище: «Будет мне в нём светло, буду я в нём любим, // будет совсем не страшно // вслушиваться в темноту». Вот так, без пафоса, не называя важное по имени, нарисована картина вполне убедительная.


ЮЛИЯ ДОЛГАНОВСКИХ (три шорт-листа в июле-2017)
1. О спящие... http://www.stihi.ru/2016/11/01/2983
2. anamnesis http://www.stihi.ru/2017/10/16/6191
3. Антропоморфное http://www.stihi.ru/2017/05/23/6338

«Аnamnesis». Примечательное по форме (мало кто из нынешних стихотворцев прибегает к белому стиху, маятник у них обычно колышется от рифмованной силлаботоники до голимого верлибра, редко останавливаясь на промежуточных формах) и занятное по содержанию стихотворение. Фантасмагорическая история (болезни?) человека, пережившего (точнее — не пережившего) на территории самого себя вавилонское столпотворение. В психиатрии известны случаи, когда пациент ни с того, ни с сего начинал вдруг говорить на неведомых языках, но автор данного текста этим не ограничился, он вырастил внутри больного настоящую Вавилонскую башню со всеми вытекающими последствиями. Не знаю, что послужило отправной точкой реализации такого неординарного замысла, но читалось (и перечитывалось) с интересом. И еще мне подумалось, что это готовый сценарий для сюрреалистического мультфильма, из тех, что кружат по интернетам, а их поклонники в комментах спорят, чем и в каком количестве обкурились  мультипликаторы :).


Итак, еще раз по порядку подборки, выбранные мной в шорт-лист:

1.
АЛЕКСАНДР ЛАНИН (АЛАН) (Открытый чемпионат Балтии по русской поэзии – 2017)
1. Небо просыпалось птичьим сухим помётом... http://stihi.ru/2017/07/25/3463
2. Менгеле http://stihi.ru/2017/09/15/7456
3. Ярбух фюр психоаналитик унд психопатологик http://stihi.ru/2017/10/27/9499

2.
НАТАША ДЕНИСОВА (отборочный тур)
1. я люблю тебя, мой президент http://www.stihi.ru/2017/09/20/9124
2. корабль с алыми парусами http://www.stihi.ru/2017/11/05/4726
3. неостывающая звезда http://www.stihi.ru/2016/05/18/10852

3.
НИКОЛАЙ БИЦЮК (отборочный тур)
1. Письмо http://www.stihi.ru/2017/06/22/10268
2. Хармс http://www.stihi.ru/2017/06/16/7328
3. Дочь http://www.stihi.ru/2017/06/08/9398

4.
МИРОНОВА ЕЛЕНА (три шорт-листа в октябре-2017)
1. Часовой http://www.stihi.ru/2013/01/10/1769
2. *** ("день распахнут как плащ или дверь...") http://www.stihi.ru/2017/11/15/11249
3. Гамельнское http://www.stihi.ru/2012/12/17/2662

5.
ИГОРЬ БРЕН (отборочный тур)
1. гомериада для пигмалионов http://www.stihi.ru/2017/10/15/12189
2. Возрождающей http://www.stihi.ru/2017/03/20/11043
3. Адомрайим http://www.stihi.ru/2015/11/06/436

6.
НИКА БАТХЕН (Кубок Мира по русской поэзии – 2017)
1. Видали ль вы http://www.stihi.ru/2017/04/09/445
2. Счастливчик http://www.stihi.ru/2017/10/19/273
3. Сезон зонтов http://www.stihi.ru/2017/09/03/793

7.
ДАНА КУРСКАЯ (отборочный тур)
1. Матрёна http://www.stihi.ru/2017/11/02/5974
2. Возвращение в Эдем http://www.stihi.ru/2017/08/11/5997
3. Шкатулка http://www.stihi.ru/2016/11/10/6733

8.
АЛЕКСАНДР СПАРБЕР (отборочный тур)
1. Зародыш http://www.stihi.ru/2017/10/05/7026
2. Карета http://www.stihi.ru/2017/09/02/10258
3. Этот лепет травы... http://www.stihi.ru/2017/10/19/4085

9.
СЕРГЕЙ ПАГЫН (три шорт-листа в мае-2017)
1. Он говорит, смотря на осенний куст http://www.stihi.ru/2015/11/06/4454
2. Вечером http://www.stihi.ru/2010/09/06/2874
3. Пока зима безвидна и пуста http://www.stihi.ru/2016/12/02/10030

10.
ЮЛИЯ ДОЛГАНОВСКИХ (три шорт-листа в июле-2017)
1. О спящие... http://www.stihi.ru/2016/11/01/2983
2. anamnesis http://www.stihi.ru/2017/10/16/6191
3. Антропоморфное http://www.stihi.ru/2017/05/23/6338


А это 10 лучших, с моей точки зрения, стихотворений итогового лонг-листа:

1. АЛЕКСАНДР ЛАНИН (АЛАН) (Открытый чемпионат Балтии по русской поэзии – 2017)
Ярбух фюр психоаналитик унд психопатологик http://stihi.ru/2017/10/27/9499

2. НАТАША ДЕНИСОВА (отборочный тур)
неостывающая звезда http://www.stihi.ru/2016/05/18/10852

3. НИКОЛАЙ БИЦЮК (отборочный тур)
Дочь http://www.stihi.ru/2017/06/08/9398

4. МИРОНОВА ЕЛЕНА (три шорт-листа в октябре-2017)
Гамельнское http://www.stihi.ru/2012/12/17/2662

5. ИГОРЬ БРЕН (отборочный тур)
Возрождающей http://www.stihi.ru/2017/03/20/11043

6. НИКА БАТХЕН (Кубок Мира по русской поэзии – 2017)
Видали ль вы http://www.stihi.ru/2017/04/09/445

7. ДАНА КУРСКАЯ (отборочный тур)
Шкатулка http://www.stihi.ru/2016/11/10/6733

8. АЛЕКСАНДР СПАРБЕР (отборочный тур)
Этот лепет травы... http://www.stihi.ru/2017/10/19/4085

9. СЕРГЕЙ ПАГЫН (три шорт-листа в мае-2017)
Он говорит, смотря на осенний куст http://www.stihi.ru/2015/11/06/4454

10. ЮЛИЯ ДОЛГАНОВСКИХ (три шорт-листа в июле-2017)
anamnesis http://www.stihi.ru/2017/10/16/6191


-------------------------------
*Подборки стихотворений, включенные в лонг-лист, рассматривались экспертом в обезличенном виде, под номерами. При подготовке обзора к публикации были восстановлены полные ссылки на них, а номера подборок заменены на имена авторов - ГР БЛК.