Моя Снегурочка... Часть 2

Кариатиды Сны
                НЕСКОЛЬКО СЛОВ ДЛЯ НАЧАЛА...

                "... Но что со мной: блаженство
                или смерть?"

                А.Н. Островский "Снегурочка"
                (действие четвёртое)

    Трудно вспомнить мою самую первую встречу со "Снегурочкой" Островского. Давно это было. Кажется, отрывок из неё был первым моим театральным впечатлением. Каждая новое прочтение, или спектакль, или фильм на новом этапе жизни по-своему высвечивали эту историю, но всегда сердце сжималось жалостью и сладкой мукой, когда Снегурочка,получившая дар любви, бесстрашно восклицала:" Спроси меня сто раз, сто раз отвечу..." (Что означало для неё - сто раз  умру!)
     Снегурочка учила любить, как не учила любить даже Джульетта. Надежду последней отобрал случай. У Снегурочки вариантов не было. Лишь один. ЛЮБИТЬ и УМЕРЕТЬ!

          "Пусть гибну я, любви одно мгновенье
           дороже мне годов тоски и слёз."

     Не в правилах Любви прятаться (в сказке - от солнечных лучей!). Не в правилах - думать о себе. Лишь о любимом. О Его счастье. И пусть об этом знает весь мир!

     И каждый раз , прикасаясь к пьесе, не хотелось соглашаться с такими имеющими место мнениями, что Снегурочка - урод, даже монстр, не  человек , с холодным, не умеющим любить сердцем... Она была лучше всех для меня! Чистая, умная, добрая, немного нелепая - и великая в своём последнем озарении. Пришедшая к берендеям учиться любви, разве не она преподала им всем УРОК самоотверженности и силы духа?
     Говорят, в Костромской области, подарившей когда-то Островскому вдохновение для создания этой чудесной сказки, люди бережно сохраняют  место, где по преданию растаяла Снегурочка, оставив на земле небольшую лужицу. На том месте теперь бьёт ключ - символ чистоты, животворящей силы, утоления извечной любовной жажды человека.
     Александр Николаевич Островский написал свою уникальную пьесу в 1873 году. "Я выхожу на новую дорогу...- писал он  своему постоянному редактору Н.А.Некрасову.- Я... не без волнения ждал Вашего ответа, ...совета или привета..., а вчера получил от Вас приговор моему новому произведению.
...Вы цените новый, дорогой для меня труд так дёшево, как никогда ещё не ценили  ни одного моего заурядного произведения..."* (Вот ведь как! - КС)
     И не только один Некрасов не оценил "Снегурочки" . Переход драматурга  от бытовых реалистических произведений к сказке многими был воспринят как измена передовому обличительному направлению. Замысел Островского оказался доступным далеко не всем его современникам. И, возможно, далеко не всем нам, живущим  на сто лет цивилизованнее. Я слышала и сама пренебрежительное:
"Весенняя сказка? Не представляет интереса!" Почему???
      Чистая "Снегурочка", говорящая о смысле жизни?
      Как можно называть "Снегурочку" безделкой? "Снегурочку", поднимающую вечные проблемы , стоящие перед каждым (вновь и вновь!) вступающим в мир человеком. О своём месте в этом мире! О счастье!
      "Снегурочку", не просто поднимающую проблемы, а дающую, предлагающую их решение. (И почему , в конце концов, художник должен только ставить вопросы? Чтобы решал их каждый по-своему... Я понимаю миссию художника как миссию поводыря, или лучше лекаря, раскрывающего глаза и подталкивающего вперёд, или лучше камня при дороге-развилке с точным указанием  результата выбранного пути! Но это так, попутно.)

       Я не знаю, куда конкретно выведет меня "Снегурочка" , но я уже давно иду по этой дороге с заранее известным результатом. Я знаю, ЧТО будет, не знаю КАК...

***********************************

*) - В Лакшин. Островский и Некрасов. - "Наука и жизнь", 1973, №4