Моити Ямагучи о лягушке Басё

Мила Малинина
Отрывок из книги Моити Ямагучи "Кто-то переходит мост (Импрессионизм как господствующее направление японской поэзии)" — СПб: "Братья Ревины",1913. Репринт: Обнинск, "Принтер",1997, напечатанный в книге "Японская поэзия", вышедшей в 2017 году в Издательстве СЗКЭО.


"  БАСЁ
(1643-1694)

Когда однажды,  как рассказывает профессор Хага Яичи, один европеец спросил его, что такое хокку, то он привел в пример известнейшее хокку, которое считается верхом совершенства и которое принадлежит знаменитому Басё:

Фуру икэ я
Кавадзу тобикому
Мидзу но ото.

Если перевести слова, то будет так:

"Старый пруд... Слышно, как прыгнула в него лягушка".

     Европеец не мог понять, в чем тут красота, но даже и вообще какой-либо смысл, и был удивлен, что японцы могут вохищаться подобными вещами. Между тем,  когда японец слышит это  стихотворение, то его воображение мгновенно переносится к древнему буддийскому храму, окруженному вековыми деревьями, вдали от города, куда совершенно не  доносится шум людской. При этом храме обыкновенно имеется небольшой пруд, который, в свою очередь, быть может, имеет свою  историю, свои легенду. И вот, при наступлении сумерек, летом выходит буддийский отшельник,  только что оторвавшийся от своих священных книг, и подходит задумчиво тихими шагами к этому пруду. Вокруг все тихо, так тихо, что слышно даже, как прыгнула в воду лягушка. Тишина и одиночество, вот то, что рисуется в этом стихотворении, в этом хокку.
                (пер. М. Ямагучи)






Об этом хокку хочу еще привести слова Елены Дьяконовой.

"Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.

Мацуо Басё

(пер. В. Маркова)


Это стихотворение Басё произвело огромное впечатление на поэтов и чита­телей хайку: мир поэзии без преувеличения изменился навсегда. В трехстишии с исчерпывающей полнотой выражен поэтический идеал Басё: отрешенность от мирской суеты, мир и покой. Он говорил так: "Создание стихотворения должно происходить мгновенно, как дровосек валит могучее дерево или как воин кидается на опасного противника; так, как взрезают острым ножом арбуз или откусывают добрый кусок груши".

Следует ли искать в хайку глубинные символические смыслы? Многие иссле­дователи полагают, что именно скрытое содержание стихотворения, недоступ­ное профану, создает очарование трехстиший. Но такой великий знаток хайку, как Масаока Сики, утверждал: "Смысл стихотворения — только то, что в нем сказано". Оба утверждения правдивы. В этой двойственности — загадка при­влекательности стихотворений хайку".






Фото из интернета.