Теннесси Уильямс Стеклянный зверинец. Часть 20

Кариатиды Сны
      Преимуществом комнатного  варианта была именно  КОМНАТА. Обыкновенная комната с обшарпанными стенами, подслеповатыми лампами дневного света, с грязными стёклами, глядящими на мусорку.. Всё это  очень хорошо  работало на предлагаемые обстоятельства пьесы  и сразу же протягивало мостик  из прошлого Америки  в настоящее нашего провинциального города.
      В этой обычной комнате  мы как бы  выстроили ещё одну. Грязное реальное окно полуприкрыли изящным "американским" с плёнкой вместо стекла. Сделали из рамочек свои стены , свой потолок, провели  своё электричество. Правда, дверь использовали ту же. Во-первых, потому, что комната  была небольшая - мы просто не смогли бы поместить в неё все сцены за дверью (а их много!). Во-вторых, это тоже имело для нас смысл, дверь вполне реально могла закрываться. И создавалось ощущение замкнутого пространства, западни, в которую попадали не только герои спектакля, но и зрители, которые сидели здесь же и не имели возможности до конца спектакля выйти. Реальная дверь связывала дом-иллюзию с реальным миром. Она должна была быть реальной! Кроме того  мы использовали для работы и коридор.
       Комната давала возможность использовать и естественное освещение. Спектакль мы начинали  в семь вечера, а к последним картинам за окнами темнело, что и нужно было по замыслу (последние сцены шли при свечах).
В конце спектакля Лаура гасила свечу - и всё погружалось во мрак.  Время выносило свой вердикт, люди сходили  со сцены. И мир тонул во тьме.
       У зрителя должно было быть ощущение конца света. Каждый человек, известно, вселенная, и с его уходом вселенная эта гибнет.
       Конечно же, мы старались точно выполнять советы автора в отношении освещения спектакля. Для этой цели использовали подсветки: красную, жёлтую. зелёную... световой пистолет.  У нас, как это и требовалось, крутился под самым потолком зеркальный шар, создавая иллюзию  звёздного неба и Луны. Свет искали необычный, призрачный, неяркий.
       Автор предполагал и определённый набор надписей и изображений, но не настаивал на чём-то вполне определённом, разрешал в этом плане импровизацию. Мы выбрали слайды, почти полностью выполнив его рекомендации. От себя всё же добавили и попытались спроектировать на экраны методом и одновременного показа , и наложения одного изображения на другой портреты Аманды с нарциссами( одновременно с  монологом Аманды), удаляющееся изображение Лауры (когда Том вспоминает сестру) и несколько последовательных фрагментов гашения Лаурой свечи ( перед тем. как Лаура реально будет  гасить её перед зрителями.
************************
Окончание: http://www.stihi.ru/2017/12/12/4615