Евпатий Коловрат. Кто он?

Михаил Анпилогов
О ЕВПАТИИ КОЛОВРАТЕ.

Я сообщаю свою расшифровку фамилии Коловрат и доказываю реальность человека, которого имя и фамилия Евпатий Коловрат.

Моё сообщение последует после нижеследующих статей исследователей жизни Евпатия Коловрата.

Итак.

russian7.ru.

Каким был Евпатий Коловрат на самом деле?
. . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . .

Несмотря на обилие неправдоподобных деталей, вполне объяснимых жанром героического произведения, Евпатий Коловрат вполне может быть признан исторической личностью. Нет никаких противопоказаний тому, что рязанский боярин с таким именем действительно был, что он в декабре 1237 года находился в дружественном Рязани Чернигове, что он не успел на родину до решающей схватки земляков с Батыевой ратью, что он с толпою уцелевших воинов нападал на какие-то отставшие отряды монголов (партизанил, иначе говоря). Народная молва со временем приписала Евпатию невиданные подвиги и вплела его в сюжет героической саги. Кстати, Коловрат это не фамилия, как почему-то многие думают. Фамилий в те времена на Руси вообще не было. По отцу, как уже сказано, Евпатий был Львовичем. Коловрат могло быть прозвищем либо вторым именем. Князья Рюрикова дома носили в то время славянские и скандинавские имена, и больше известны именно под ними, а не под христианскими именами, дававшимися им при крещении. Вплоть до XVII века на Руси даже среди дворян сохранялась традиция называться вторым именем, связанным с каким-то человеческим качеством или чувством (Удача, Потеха, Обида, Истома и т.д.). Коловрат значит обращающийся, поворачивающийся. Возможно, этим прозвищем он был наделён за свою ловкость в рукопашном бою. Популярная ныне этимология имени Коловрат от обращения солнца по небосводу не имеет научного подтверждения.

     Ярослав Бутаков.

              . . . . . . . . . . . .


fb.ru.

История.

Кто такой Евпатий Коловрат?

Автор: Юлия Шамшурина.

October 28, 2017.

Герой на войне – непростое явление. Ведь тот, кто для одной стороны спаситель, для другой – наилютейший враг. Но история знает несколько личностей, которые в равной степени были уважаемы и своими, и чужими. Среди них былинный герой Евпатий Коловрат, подвиг которого многие столетия передавался из уст в уста. Давайте узнаем больше об этом человеке и его судьбе, а также рассмотрим наиболее известные литературные и кинематографические произведения, посвященные ему. Кто такой Евпатий Коловрат? Это имя носит легендарный рязанский богатырь, живший в первой половине XIII в. на Руси. История сохранила мало сведений о нем. Происхождение Евпатия точно не установлено историками, как и его статус в рязанском государстве. По одним версиям, он был воеводой, по другим – боярином. При этом все сходятся в том, что Коловрат был умелым и опытным воином и занимал важное место среди вельмож, иначе бы он не смог собрать армию в 1700 человек. О личной жизни и сердечных предпочтениях Евпатия также ничего не известно, кроме того, что, вероятно, отчество у него было Львович. Родился герой приблизительно в 1200 году. Однако это могло произойти на 3-5 лет раньше или позже. Местом рождения принято считать деревню Фролово в Шиловской волости. С чего начиналась легенда Узнав, кто такой Евпатий Коловрат, стоит больше узнать о том, чем же он славен. XIII в. для земель бывшей Киевской Руси и прилегающих к ней княжеств был периодом непростым. Дело в том, что из-за раздробленности мелкие государства на этой территории были легкой наживой для кочевых монголо-татарских племен, которые объединялись под предводительством различных ханов и облагали данью княжества. В 1237 г. внук Чингисхана хан Батый пришел с войском к Рязани и, став у реки Воронеж, потребовал от местного князя выплатить ему десятину от всего добра в городе, а также отдать ему прекрасную сноху правителя Евпраксию. После отказа сделать это Батый приказал убить мужа красавицы – княжеского сына Федора - и напасть на город. 21 декабря 1237 г. Рязань пала. Она была разрушена дотла, а ее обитатели, включая правителя, вырезаны. Чтобы не попасть к Батыю, Евпраксия вместе с сыном, бросилась с крыши терема и погибла. Вскоре после случившегося на пепелище возвращается из Чернигова Евпатий Коловрат. В ужасе от случившегося он собирает малую дружину (1700 воинов) и отправляется в погоню. В суздальских землях Коловрату с товарищами удается нагнать ордынцев. Однако вступать в бой с монголами было неразумно, так как их число значительно превосходило количество русичей. Тогда люди Евпатия начали партизанить в местных лесах и понемногу причинять урон войскам неприятеля. Дошло до того, что ордынцы стали думать, что им мстят лесные духи. Гибель Коловрата Несмотря на успешные старания дружины, через некоторое время им пришлось вступить в открытый бой с войском Батыя. Причем в этой битве Евпатий Коловрат качества проявил поистине геройские – только от его руки погибло несколько десятков славных монгольских воинов. Не хуже сражались и прочие русичи. И хотя шансов на победу у них не было, ордынцы не могли справиться с противниками в честном бою. И чтобы уничтожить воинов начали стрелять по ним из камнеметных орудий. В результате погибли почти все товарищи Коловрата и он сам. Произошло это 8-10 января 1238 г. После того как несколько выживших русичей были взяты в плен, от них Батый узнал, кто такой Евпатий Коловрат и что это именно он так умело командовал отрядом. Великий хан был поражен мужеством погибшего героя и горько сожалел, что богатырь не стал служить ему. В награду за храбрость он отпустил выживших, и отдал им тело Евпатия, наказав похоронить его со всеми почестями. Это и было сделано 11 января. Литературные произведения, посвященные Коловрату Узнав, кто такой Евпатий Коловрат и что он совершил, стоит рассмотреть, в каких именно письменных источниках описывалась его история. Хотя сами события произошли в 1237-1238 гг. впервые описаны они были в летописях спустя 300 лет. Первой письменное упоминание о случившемся было в конце XVI века в «Повести о разорении Рязани Батыем». Сегодня известны 3 варианта этого произведения. Каждый из них имеет отличия, однако в описании основных событий они едины. Это свидетельствует о том, что, вероятно, в более ранний период существовал оригинальный вариант произведения, который в дальнейшем был утерян.
Благодаря повести, в российском обществе XVI и более поздних веков возник живой интерес к личности Коловрата. В будущие столетия многие известные фольклористы, поэты и писатели считали своим долгом посвятить хотя бы одно сочинение подвигу Евпатия Коловрата. Одним из первых стал поэт-романтик Николай Языков, в 1824 г. посвятивший богатырю стихотворение «Евпатий». Через 35 лет другой российский поэт написал «Песню про боярина Евпатия Коловрата». А в 1885 известный исследователь фольклора М. Г. Халанский включил в свой сборник «Великорусских былин киевского цикла» некоторые народные былины о Коловрате. В начале ХХ века интерес к знаменитому герою снизился. И только Евенин посвятил ему свое произведение «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые...». С началом Великой отечественной, дабы мобилизировать дух народа на борьбу с фашизмом, многие литераторы стали популяризировать образы былинных героев. Они напоминали людям о том, что в прошлом их предкам доводилось справляться и с более страшными врагами. В те годы богатырю было посвящено сразу 3 произведения: «Слово о Евпатии Коловрате» (С. Марков), «Евпатий Неистовый» (В. Ян) и «Евпатий Коловрат» (В. Ряховский). В дальнейшие годы история богатыря периодически всплывала в художественной и научной литературе. Фильм о Евпатии Коловрате В отличие от трио классических славянских богатырей - Муромца, Поповича и Никитича, - Коловрат был менее популярен у кинематографистов. Первая попытка перенести его историю на голубой экран произошла в 1985 г. Это был мультфильм «Сказ о Евпатии Коловрате», который не особо запомнился зрителям. Однако в 2015-2016 гг. в РФ была одновременно начата работа над 2 кинокартинами, посвященными этому герою. Это лента Ивана Шурховецкого «Легенда о Коловрате» и фильм «Евпатий Коловрат: Восхождение» Рустама Мосафира. Первый из перечисленных проектов выйдет на экраны 30.11.2017 г. А вот когда зрителям покажут «Евпатий Коловрат: Восхождение», неизвестно. Неоязыческая трактовка мифа о Коловрате В последние годы, когда археология и история открывают новые и неожиданные факты, которые не прячутся цензурой, у современных людей появляется возможность взглянуть по-другому на многих известных исторических личностей. В том числе и на Евпатия Коловрата. Одна из наиболее известных и скандальных попыток переосмыслить его образ была сделана так называемыми неоязычниками. Такое негласное прозвище получили те, кто пытаются возродить дохристианскую славянскую культуру. Так, отдельные представители данного движения выдвигают теории, что Коловрат был язычником, а не христианином, как его позже изобразили в летописи. В пользу этого довода приводятся факты, что в православных святцах того времени нет имени Евпатий, а знак коловрат в те времена был символом повелителя небесного огня Сварога и его сына Даждьбога. Если учесть, что, по археологическим находкам, язычество было распространено в Рязани минимум до ХІІ в., это означает, что подобная версия имеет право на жизнь. Также известна еще одна попытка трактовать образ Евпатия. Согласно ей, Коловрат – это была не фамилия, а прозвище героя. Возможно, ему дали его за умение отлично сражаться сразу двумя клинками, при этом вращаясь по кругу. При этом не стоит исключать вероятность, что герой был скандинавом, коих в те времена жило немало на Руси. Отсюда необычная манера сражаться. Помимо перечисленного, бытует мнение, что Коловрат – это не реальная личность, а сборный образ нескольких славянских героев. Значение имени героя, по мнению православных историков В ответ на подобные теории на многих православных форумах появляются попытки оспорить основные доводы неоязычников. Согласно им, Евпатий – это вариация известного славянского имени Ипатий. А коловрат – это старинное название самострелов с круглой рукояткой. Так что свое прозвище богатырь мог получить за умение отлично стрелять из лука или самострела. А был ли герой? Все перечисленные теории, несмотря на споры, имеют право на жизнь. Ведь, по сути, об истинной судьбе Евпатия Коловрата ничего не известно, поскольку история о нем была записана только через несколько столетий. То есть писавшие ее люди просто физически не могли быть знакомы ни с одним очевидцем рязанской трагедии, а значит, их труд больше основывался на собственной фантазии, а не исторических фактах. Иначе как объяснить ряд нестыковок данной легенды? Так, между взятием Рязани и гибелью отряда Коловрата проходит от 19 до 21 дня. За это время ордынцы успевают не просто ограбить огромный город, убить всех его обитателей (а их немало), но и дойти до Суздали (от Рязани до нее приблизительно 280 км по современным дорогам) с обозом. Допустим, будучи опытными кочевниками, для них это не составило особого труда. Однако Коловрату было гораздо сложнее. За этот же период он успевает вернуться в Рязань из Чернигова (по современным ровным дорогам расстояние между городами 830 км), где-то быстро собрать и вооружить дружину в 1700 человек и нагнать кочевников, пройдя еще 280 км. Пешком они никак бы не нагнали монголов, значит, им нужны были лошади. Вот только где на разоренных ордой землях найти табун почти в 2000 голов? Это при том, что животных нужно чем-то кормить (а на дворе зима) и давать им отдых или менять на более свежих. Помимо проблем с транспортом, появляется вопрос: где герой собрал столь большое количество воинов? Ведь в летописи говорится, что Рязань разрушена, а все ее защитники истреблены. Откуда взялось 1700 человек? Они что, прятались в лесах, пока ордынцы жгли их город? Тогда какие они воины, да и такое количество народа в лесу за кустиком явно не спрячется. Есть версия, что эти люди были отрядом Коловрата, с которым он ездил в Чернигов. Вот только какой князь в преддверии нападения врага отпустит из крепости более 1500 опытных бойцов? Больше похоже на то, что Евпатий был послан встречать варяжских наемников, которых рязанский владыка хотел использовать для защиты. А может быть, Коловрат был одним из них? Что, если герой был отставным варягом (по летописям ему было почти 40), осевшим в Рязани, и среди погибших была его жена и дети? Тогда логично, почему наемники пошли за ним. Также стоит помнить, что большинство авторов летописей были монахами, которым выгодно было распространение и возвеличение собственной веры. Для этой цели они готовы были даже приукрасить правду, особенно если уже никто не помнил, как оно было на самом деле. И поэтому, будь Евпатий хоть арабом с серьгой в носу, через 300 лет на страницах летописей его можно было смело превратить в славянского витязя. Как оно было на самом деле, мы уже никогда не узнаем. Однако это не так и важно. Ведь главное то, что несколько веков назад среди угнетенных монголами обитателей славянских земель нашлись герои, которые, не пожалев жизни, дали отпор врагу. И они должны стать примером для свои потомков – то есть нас.


                * * * * *


РАСШИФРОВКА ФАМИЛИИ КОЛОВРАТ.

ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ - РЕАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК.

Теперь мой вывод и моя статья.

В статьях вышеприведённых авторов расшифровка фамилии Коловрат - не верная.

Вот моя расшифровка (которую я не встречал у других исследователей) фамилии Коловрат, и моё доказательство реальности человека с именем и фамилией Евпатий Коловрат.

Слово коло  - просторечное, однозначное слову около. Я всю жизнь мог и могу разговаривать с окружающими, к примеру, так. Вопрос: "Где встретимся?" Ответ: "Коло магазина". И оба понимаем о чём идёт речь: мы встретимся возле - около - коло магазина.

Врата - старое слово, которое по-современному означает ворота.

В древности фактически все города являлись крепостями. Вокруг города - крепости - возводили городские - крепостные - стены; стены имели проход - ворота.

Коловрат. Коловрат - коло врат - около ворот. Фамилия Коловрат указывает на человека, который стоит около ворот - коло врат. Человек, стоящий около ворот, - это стражник коло врат, охраняющий город от проникновения в него агентов противника, следящий за установленным порядком передвижения через ворота - в город или из города.

Фамилия Коловрат идёт изначально от человека, который служил стражником около входа-выхода - около ворот - коло врат города.

Коловрат Евпатий, был стражником около - коло - ворот, через которые осуществлялось движение в город или из города. И вполне возможно, Евпатий был потомственный - по фамильному, семейному наследству - служащий: стражник у - около - коло ворот - коло врат городских. Возможно вполне, что он командовал дружиной.

Сокращаю, для полного понятия: коло врат - Коловрат. Ясней - некуда.

"Охранять ворота" - просторечное выражение, означающее: находясь коло ворот, следить за установленным порядком передвижения в город или из города. Это важнейшее место города, охранять которое доверяли людям только могучим и проверенным в испытаниях боевых. Евпатий Коловрат был из таких людей.

Евпатий Коловрат был стражником коло ворот городских - важнейшего места города, которое первое несло как опасность, так и безопасность жителям города. Охраняли ворота - великие воины. Потому-то ничего удивительного в том, что Евпатий Коловрат героически и умело вступал в бой с врагами. Сама фамилия Коловрат говорит о нём, как о великом воине.

Евпатий Коловрат - реальный человек.

Евпатий Коловрат - реальный герой, защитник Русского народа - Руси.

                07.12.2017.

                МИХАИЛ АНПИЛОГОВ.