Но зачем же ломать и крушить, и резать по живому

Игорь Ерошенко
НО ЗАЧЕМ ЖЕ ЛОМАТЬ И КРУШИТЬ, И РЕЗАТЬ ПО ЖИВОМУ. О  ФИЛЬМАХ  КОНСТАНТИНА СЁМИНА, ПОСВЯЩЁННЫХ ШКОЛЕ.

       Вышла 3-я серия фильма «Последний звонок».  Мы предполагаем, кому он не понравится. Но абсолютное большинство сознательных граждан России так или иначе, погружённых в ситуацию школы и науки, безусловно, обратят внимание на пронзительные факты, которые там приводятся и одновременно пронзительные вопросы, которые он рождает. Конечно,  фильмы Константина Сёмина и Евгения Спицына  о школе, об образовании, науке, о системе передачи знаний и социальных навыков, т.е. о воспитании подрастающего поколения в современной России, но не только об этом. Вернее даже не столько о этом. Это фильм о современной России.
      В третьей серии в основном представлены те, кто пострадал, страдает и ещё пострадает от ситуации, которая сложилась в сфере образования, науки и культуры. Те, кто сотворил эту ситуацию здесь не на переднем плане. Но они излучают самодовольство, они довольны. 
И возникает самый жестокий вопрос: кому мы доверили страну в сложнейший и критический период жизни страны? 
      Да, безусловно, Советский Союз, его экономико-политический строй, остро нуждался в реформах (в скобках заметим, что и школа нуждалась в совершенствовании). Может быть, даже, действительно, нужно было изменить отношения между республиками, отойти им на некоторое расстояние друг от друга. Но зачем же ломать и крушить, и резать по живому. Рядом с нами коммунистический Китай, также неоднократно переживавший кризисы развития социалистического пути, нашёл для себя на сегодня адекватный путь выхода из критической ситуации (и в нашем недавнем историческом прошлом есть такой опыт выхода из кризиса). Но они в КНР не только преодолели кризис развития, сохранив, очевидно, всё ценное, что было ими достигнуто при социализме, но и обеспечили дальнейший экономический и социальный прогресс, не допуская ни одного плевка в своё недавнее прошлое.