Комментарий автора к роману Пеночка и Сергений

Сергей Таллако
Комментарий автора к своему роману «Пеночка и Сергений»

Прошло два года с момента постановки последней точки в Эпилоге романа.
Прежде всего считаю приятным долгом поблагодарить читателей романа за внимание к моему труду, особенно тех, кто, оставляя отзывы, терпеливо дожидался публикации следующей главы.
Отрадно, что авторы ряда отзывов узнавали в текстах романа похожие случаи и эпизоды из собственной жизни.
За эти годы ушли из жизни Сосед – муж Пеночки и сестра Сергения (точнее – их реальные прототипы). Сергений и Пеночка (точнее – их прототипы) стали супругами и живут в том же подмосковном городке, где их свела судьба в памятное дождливое лето при ремонте крыш Соседа и сестры. Уход за болезненно уходившими из жизни Соседом и сестрой Сергения с их тяжёлыми характерами и сложным мировоззрением и их последующие похороны, завершение наследственных дел и ремонта дома Пеночки – на фоне собственного заболевания – трудно дались и Пеночке, и Сергению. Регистрация их брака в какой-то степени стала осознанной мерой безопасности: в случае несчастья или заболевания второй супруг мог полноправно отстаивать интересы семьи. Надо ли эту прозу жизни переводить в строфы предположительной девятой главы? Автор на этот вопрос пока ответа не имеет. Наверное, нет, но автор будет благодарен за содержательные советы.
**
Сюжет романа и сама его идея возникли спонтанно, в реальной житейской ситуации. Автор в самом деле приехал к сестре с конкретной целью и сроками: помочь в ремонте и в конце лета вернуться к детям. Но к середине лета он обнаружил, что началась мистика: он оказался участником многолетней драмы с многочисленными привходящими деталями. Проигнорировать её он себе позволить не мог – в драме увиделось редкое сочетание уникальности и типичного для многих.  Надо было, создавая сюжет, думать над многими причинами и следствиями, избегая поспешных или пошлых заключений.
Не скрою, одолевала робость: просматривалась многоплановая крупная работа. Два года я вникал в тему, искал аналоги в литературе, выбирал тип строфы. В собственном списке работ у меня уже было несколько многострофных поэм и десятки сонетов, написанных не только ямбом, но и трёхсложной стопой. В итоге я остановился на Онегинской строфе, написанной дактилем, вдохновившись Пушкинским «Евгением Онегиным» (написан классическим ямбом) и некрасовским дактилем.
**
Александр Сергеевич Пушкин особенно гордился двумя своими крупными произведениями: «Борисом Годуновым» («ай да Пушкин, ай да сукин сын!») и «Евгением Онегиным». Говоря об «Онегине», Пушкину приписывали признание: «Что касается до моих занятий, я Пушкин стремился создать пресыщенного, неудовлетворенного и скучающего героя, равнодушного к жизни и ее радостям, — настоящего героя времени, зараженного «болезнью века» — скукой». Если не ошибаюсь, именно Виссарион Григорьевич Белинский в своих критических статьях ввёл в русскую литературу понятие «лишнего человека» - Онегина, Печорина, Рудина… Русское дворянство 18-го века, сословие, снискавшее славу в победных войнах, которые вели Пётр, Елизавета, Екатерина и Александр (1812 год), оказалось не у дел в последующие годы. Попытка дворянства реформировать структуру государственной власти в декабре 1825 года провалилась, исторические ориентиры стёрлись, дворянство осело в поместных усадьбах.
Работая над романом в стихах, Пушкин создал «энциклопедию русской жизни» той поры.
Возможны варианты её трактовки, но у автора данных строк возникла ассоциация между дворянством 18-го века и партийным аппаратом, управлявшим Советским Союзом более 70 лет, с похожими провалами обеих структур после серий славных побед.
Благодаря пушкинскому прецеденту, у автора возникла робкая надежда на собственный успех при раскрытии истоков и последствий драмы, свидетелями и участниками которой старшим из нас с вами (и моим героям) пришлось оказаться. Если Российская Империя и её государственная структура в 1825 году устояла, то крушение Советского Союза в 1991 году жёстко ударило «одним концом по барину, другим по мужику»! В романе Пушкина у героев позади победы и поражения войны 1812 года; у нас с вами – победы и поражения 1941 – 45 годов. Но, если в «Онегине» драматизм военных потерь (того же Бородинского сражения) почти не заметен, то последствия Великой Отечественной Войны аукаются в семьях и десятки лет спустя. Драму Крымской войны Пушкин не чувствует, она ещё «за горизонтом», а угроза Третьей Мировой Войны тучей висит над нами с 1946 года, после речи Черчилля в Фултоне. События 20-го века – в сравнении с частотой событий в 19-м веке – настолько уплотнились (при том, что средняя продолжительность жизни человека осталась прежней), что загруженность глав романа вынужденно резко различается между «Евгением Онегиным» и «Пеночкой и Сергением». В частности, на пейзажные зарисовки, письма и сны, схожие с Пушкинскими, в романе «Пеночка и Сергений» места просто не хватает. Притом, что авторы и всемирно известного романа, и новоявленного много попутешествовали, и красоты природы им не чужды.
Как и в «Евгении Онегине», в «Пеночке и Сергении» опять остро встаёт проблема «лишнего человека», но теперь нового типа - несостоявшегося «строителя коммунизма». Устарел лозунг: «Раньше думай о Родине, а потом о себе!» - оказалось, что думать приходится одновременно о том и другом. Руководители государства, действуя от имени Родины, случается, забывают своих героев или их уничтожают, или сами уходят с исторической сцены по здоровью или по политическим причинам. Из-за плотности исторических событий рядовой герой нашего времени «нового типа» не всегда успевает шагать в ногу с реальностью, отставая и превращаясь в исторический балласт, вопреки своим изначальным установкам. Таким, в частности, видится автору Сосед в «Пеночке и Сергении».
Следуя Пушкину, автор данных строк так строит композицию «свободного романа», что в центре его — он – автор, организующий контакты и с героями, и с читателями. Роман написан в форме рассказа автора читателю, но последний видит себя не только зрителем, а и участником событий.
Кстати, в ходе работы над будущим романом автора поражали парные совпадения или антисовпадения событий и лиц в «Евгении Онегине» и у прототипов героев «Пеночки и Сергения», которые возникали в ходе их деятельности, по приезде в городок для ремонта дома. Вот некоторые примеры.
• В начале «Евгения Онегина» герой спешит к заболевшему дядюшке, а Сергений спешит, чтобы отремонтировать дом сестре.
• В обоих произведениях герои – Евгений и Сергений – вторгаются извне (из Петербурга или США) и производят сильное впечатление на героинь – Татьяну и Пеночку, соответственно.
• Первая – юная девушка, вторая – дама в возрасте.
• Молодой эгоист – Евгений встречает ровесника – поэта Ленского – юного и восторженного, а Сергения – романтика – судьба тоже сводит с бывшим Соседом, тоже ровесником, но эгоистом до мозга костей в сильно пожилом возрасте.
• Вместо скоропалительной дуэли возникает терпеливое – во спасение Пеночки –
 многомесячное сожительство двух противоположных натур под общей крышей – Соседа и Сергения.
• Одновременно (в отличие от Евгения и Татьяны) возникает любовь Сергения и Пеночки, которая мало похожа на первую влюблённость Татьяны или запоздалую влюблённость Евгения. Это любовь битых жизнью людей, основанная на разуме и знании цены честному слову.
Можно продолжать поиск совпадений и зеркальных противоположностей в сюжетах романов – во всемирно известном и в новоявленном, но читателю интереснее обратить внимание на главы «Пеночки и Сергения», выявляющие
 истоки патриархальности и воинственности мужской части современного человечества,
древние истоки современной силы женщины, возникшие в эпохе неолита;
Обращающие внимание на распространение токсинов и радионуклидов в мировом океане и на губительность деградации интеллекта.
На первый взгляд могут показаться странными эти сюжеты в соответствующих главах романа. Да, у Пушкина в его «Евгении Онегине» поэт о таком не задумывался. Но ведь уровень человеческих знаний был другим – ограниченным во времени и в пространстве. Научно обоснованная зависимость длительности счастья любящей пары от экологической грамотности и понимания принципиальной недопустимости войны политиками выявляется в наши дни, так же, как взаимосвязь духовной и научной составляющих познания Мира. Поэтому появились «странные главы» в романе «Пеночка и Сергений», рисующие прошлое предков и будущее потомков Пеночки и Сергения и нас с вами. Перед поэзией раскрываются новые пространства и горизонты!
**
И, в заключение, несколько слов против себя – любимого. В начале этой публикации я – её автор – благодарил рецензентов за внимание к своей работе "Пеночка и Сергений". Но типичная черта большинства отзывов на нашем сайте: они содержат мнение ПРО то, ЧТО написано в данном произведении, а не КАК оно написано. Это неправильно, но это так: интереснее и быстрее пробежать взглядом по строчкам и одобрить содержание произведения, нежели выявлять слабые рифмы, сбои в ударении, изъяны в пунктуации и «огорчать» авторов «дефектной» ведомостью. В редких случаях рецензента за неё поблагодарят, но часто всё оставят как есть, иногда ответят грубостью, а иногда, увы, рецензию со своей странички безответно сотрут. Я же, гордый проделанной работой (а она и в самом деле такова), расслабился, читая одобрительные отзывы, и не перепроверил через некоторое время эту «чёртову прорву» строф. Только, когда этим летом мне прямиком предложили за деньги выправить ошибки в моём романе, я встрепенулся. И поделом! Ляпов обнаружил изрядно на всех уровнях – от пропуска слогов и огрехов в знаках препинания до необходимости редакции ряда строф и даже одной главы. Конечно, эту редакторскую работу я сделал сам, как и всегда.
Друзья, будьте бдительны – не издевайтесь над «великим и могучим»!
**
Пеночка и Сергений. Роман. Перечень глав.
Пролог. http://www.stihi.ru/2015/05/29/4246
Глава 1. Полёт домой. http://www.stihi.ru/2015/04/07/7644
Глава 2. Родина. http://www.stihi.ru/2015/04/10/2190
Глава 3. Кванты. http://www.stihi.ru/2015/04/17/3291
Глава 4. Милая Пеночка. http://www.stihi.ru/2015/04/20/10068
Глава 5. Солнышко. http://www.stihi.ru/2015/05/12/8794
Глава 6. О лжи. http://www.stihi.ru/2015/06/16/4221
Глава 7. Дальше – 2035 год. http://www.stihi.ru/2015/06/26/3301
Глава 8. Еще раз о Любви. http://www.stihi.ru/2015/07/02/4956
Эпилог. http://www.stihi.ru/2015/07/02/5009