Современное Хождение по мукам

Павел Перезвонов
Алексей Толстой гениально отразил в своём произведении саму жизнь, в которой каждый может увидеть своё. Что вижу я. Толстой хотел показать трансформацию имперского общества в советское. Показать, как вцелом неплохие, но дезориентированные люди, у которых глаза либо потухли либо с нездоровым блеском (браво Шагин!) проходя через муки не ломаются, но и вопреки мукам и благодаря им преображаются.  Превращаются в знающих чего хотят идейных людей с горящими глазами и подлинными жизненными ценностями. Строителей светлого будущего. У Худякова, правда, это не особо видно, но кое-где преображение просматривается. До мурашек не боюсь этого слова поразил взгляд Шагина когда только возвращающийся в Москву Бессонов столкнулся на вокзале вокзале с Дашей. Абсолютнейшее преображение! Живая любовь и боль оттого, что недостоин Даши. Абсолютнейшее зеркало души, перед которой и советское общество откроет новые соблазны.  Эта сцена по-моему достойна стать классической. Даже в Советской России у писателей оставалась возможность вести себя по-барски, и соблазну они вполне могли поддаться. Но в Советской России всегда под боком (у Бессонова – в соседней квартире) простые люди, на которых идеологией запрещено смотреть свысока. Но и если слепо следовать идеологии - счастья приспособленцы не найдут. Как только Бессонов говорит: «Бога нет уже год как» - тут же получает очередную порцию мук.  Для анализа творчества Толстого очень важно понимать, что персонажей он конструирует под исторические процессы чтобы проиллюстрировать великие исторические события. Здесь никаких натяжек. Но я дерзну зайти чуть подальше.  По мне – так он вообще очеловечивает их. Старшая сестра – имперская Россия – несчастна замужем по расчету. Она ищет счастья совершенно не там, где надо. У таких, как потерявшийся в материализме Бессонов. Показательно, что назло мужу – идеалисту вешает вызывающую авангардную картину. И закономерно обжигается. Браво Юлия Снигирь, топчущая упомянутую картину!  Муж Кати (браво Колган!) не в состоянии решить проблему по-мужски и откупается от собственной жены. Он не плохой человек, добряк и идеалист, но никак не вписывается в собственные идеалы. Он даже рефлексирует по-поводу «другой России», но совершенно её не понимает, не чувствует и погибает в столкновении с ней. Катя наконец понимает, что потеряла (браво Юлии Снигирь в соотвествующих сценах!), но не ломается, и должна в итоге найти настоящее счастье. Младшая сестра – Даша – молодая Советская Россия. Чистый лист. У неё глаза не потухшие и блеск в них здоровый. Браво Чиповская! Горький опыт старшей сестры уберёг её от Бессонова. Она через муки нашла правильный путь (развилок было много!) и правильного мужа. Телегин – надёжный, приспособленный к жизни идеалист с живыми глазами и светлой улыбкой (трижды браво Бичевин!). Но он способен быть твёрдым и смелым (ещё раз браво Бичевин!) Он любит родину и семью. Он готов всегда быть с ними, что-бы те с ним не творили. Хороша фраза из фильма «я за Россию, я за неё воевал!». И он будет на той стороне, на которой родине будет хорошо. Он не отступит от правильных ценностей. Брависсимо сцене Чиповская – Бичевин – новорожденный малыш! Брависсимо последующей сцене планов на детей Снигирь – Трубинер! Рощин в отличии от первого мужа Кати к жизни приспособлен. Он тоже воевал, но у него в отличии от Телегина всепропальческие настроения. Он поначалу не готов к обществу, где хотя бы на бумаге все граждане равны. Ему необходимы личные официальные привилегии, а то и юридически закреплённое превосходство русского народа над остальными национальностями страны. Браво Трубинер, смачно выдавший фразу «быдло» в адрес накормившего его мужика-солдата. Но муки перекуют и Рощина, который ради Кати изменится. Браво Трубинер в сцене с Махно! Браво и Стычкину!  Если взять узнаваему картинку, взять всё лучшее, что нашел в образе Махно Павел Деревянко и вычесть абсолютно фальшивый псевдоромантизм махновщины – неизбежно получите образ, воплощённый Стычкиным. Он до того преобразился, что без подсказки я бы и не узнал что это за актёр! В его образе Ленина узнал его без подсказки, а тут нет! Веет теплом, уютом и искренностью от образов Тетькина и его жены – браво Юматов и Егорова! Личное спасибо Худякову за то, что по-полной задействовал моего самого любимого современного актёра – Андрея Мерзликина. В этом моменте (но только в этом!) признаюсь, что пристрастен. Уж очень ценю Андрей Ильича Мерзликина как прекрасного человека, подлинного, не напоказ христианина и активного гражданина.  Блистательна Ходченкова. Через образ Лизы в интерпритации Худякова, над которым уже не довлеет марксистский подход сначала общество – потом личность, а великие события  превращаются в фон для раскрытия человеческих отношений, я открыл для себя новые грани в романе Толстого и понял, как полезно посмотреть на роман именно с этой стороны.  Да это не совсем сторона Толстого, финальные титры - так абсолютно не в духе Алексея Толстого и я ими очень огорчён. Но массовый читатель и зритель сегодня тоже совсем не тот.