Где живет Жар-птица Александра Надейкина

Музыковед Ирина Нестерова
«Красота спасет мир», - кто не помнит знаменитой крылатой фразы? Естественная человеческая потребность в красоте сегодня подменяется понятием «красивая жизнь». Громко заявляя о себе, ошеломляя и эпатируя своего потребителя, сегодня разрекламированная красивая жизнь требует власти, полной и безраздельной. К счастью, только над теми, кто не знает ее истинной, веками накопленной сути.

Рязанский музыкальный колледж имени Григория и Александра Пироговых с каждым годом все больше становится похожим на музей под названием «Вечные человеческие ценности». Из всего, тысячелетиями накопленного в музыкальной культуре, музыкальный фольклор, пожалуй, смело можно поставить по значимости на первое место.

Сегодня отделение Сольного и Хорового народного пения – гордость Рязанского музыкального колледжа. Специализация «Руководитель народного хора» была открыта в далеком 1976 году, а «Сольное народное пение», сравнительно недавно – в 1998, усилиями Надежды Васильевны Кольцовой. В 2004 году в колледже начал преподавать Александр Михайлович Надейкин. Его первой и единственной тогда студенткой стала Елена Ларина.

Уникальность данного преподавателя заключается в его богатом сценическом опыте, который он охотно и успешно передает своим ученикам и ученицам. Если брать только лишь один аспект преподавательской деятельности Александра Михайловича, конкурсный, то здесь ему равных нет. Десятки конкурсов по всей стране с номинацией «Сольное народное пение» признали лучшими участниками и удостоили высших наград студентов его класса. Не все в колледже разделяют конкурсный энтузиазм педагога, в открытую говорят: «Зря возишь. Конкурс не того ранга, не по чину колледжа…» Он слушает, и опять везет, оставляя семью и свой личный интерес «на потом», потому, что чувство сцены ничем заменить нельзя, а в дальних краях других посмотреть и себя показать – важнее нет, да и будет что вспомнить во взрослой, так быстро наступающей жизни. Есть и еще один важный момент артистического взросления, который А. М. Надейкин в своих учениках старается взрастить – это успешность. Для артиста без успеха жизни нет, а для того, кто является носителем народной музыкальной традиции, успех и победа важны вдвойне. Всеми и на всех уровнях признано угасание фольклорной традиции. Вот и растит преподаватель Надейкин вместе со своими коллегами фольклорную поющую рать, чтобы «все равны, как на подбор…»

Счастливого человека видно сразу – по особой выправке, по улыбке и глазам. «Сколько себя помню – пел», - рассказывает о себе Александр Михайлович. Удивительное дело, обычно, дети поют в поющих семьях, слыша и подражая взрослым. В семье А.М. Надейкина не пели. Откуда же взялась такая тяга к песне? В селе Старое Бадиково Зубово-Полянского района республики Мордовия, откуда родом Александр Надейкин, проводились смотры художественной самодеятельности. К тому времени, когда окончательно созрело решение стать поющим артистом, начал мутировать голос. Приговор жюри звучал страшно: «Музыкальных данных нет!» К счастью, на вокальном отделении Саранского музыкального училища члены приемной комиссии были не так категоричны, зачислили Сашу вместе с его мутацией и … начали работать с самым феноменально сложным музыкальным инструментом – голосом. Тогда, в 1986 году в Саранске не было специализации «Сольное народное пение», Александр Надейкин учился пению академическому. «Постоянно был на выступлениях», - вспоминает он студенческие, уже перестроечные годы. Присвоив способному студенту титул Труженика, директор Саранского музыкального училища с радостью признавал концертную незаменимость А. Надейкина.

В семье в серьез задумывались о продолжении учебы, но не по музыкальной линии, а в Саранском государственном университете. В школе, где учился Саша Надейкин все предметы преподавались на мордовском языке, семья тоже говорила по-мордовски. Родительская воля – закон, но призвание – дар и поручение должное к исполнению. К третьему курсу Александр Надейкин становится артистом Мордовского государственного ансамбля песни и танца «Умарина», где он работает до самого выпуска 1990 года. Следующим этапом творческой биографии становится Сибирский русский народный хор.

Чудеса случаются. Сестра А.М. Надейкина училась в Клепиках, от нее узнал – Рязанскому хору требуются мужчины. Художественным руководителем хора тогда был А.А. Козырев, а прослушивания проводил сам Е.Г. Попов. Так решилась артистическая судьба добра молодца Александра Надейкина, который рязанцем стал. Артисты – народ ревнивый. Мордовская артистическая родня заклеймила «предателем», да что тут поделаешь, коли где родился, там ненадолго сгодился. Рязань встретила радушно. Проработал в Рязанском хоре пять лет, параллельно выступая в «Узорочье» Надежды Кольцовой и в «Радунице» А. Ермакова. По настоятельному совету Ермакова А.М. Надейкин поступил в Российскую академию музыки имени Гнесиных в класс Л. В. Шаминой, которая любила повторять: «Сделаешь добро, оно к тебе вернется преумноженным в три-четыре раза», как в старых добрых русских народных сказках. С этим и жил, работал, а в 1998 году начал преподавать Александр Надейкин. Слов нет, было очень страшно! Но на то он и добрый молодец, чтобы добру служить, зло искоренять.

В Доме культуры поселка «Окский» Александр Надейкин ведет самодеятельный народный хор, в ДШИ №9 в поселке Дягилево руководит специальностью «Сольное народное пение» и становится заместителем директора по концертной работе. Его приглашают в ДМШ №5 им. В. Бобылева, ДМШ №1 им. Е. Аглинцевой. С 2004 года преподаватель А.М. Надейкин в РМУ им. Г. и А. Пироговых начал преподавать новую специальность на отделении «Вокальное искусство», а в 2011 году возглавил Приемную комиссию РМК - один из самых непростых участков профессиональной работы: звонки, прослушивания, переговоры, тонны документов. До песен ли теперь? Еще как до песен! Не только учит, но, как выходил всегда с учениками на сцену, так до сих пор и выходит. А как частушки поет, стены ходуном от хохота ходят!

Хранители фольклорной музыкальной старины – преподаватели и студенты Рязанского музыкального колледжа. Их жизненный путь не измеряется физическим возрастом, они хранители народной памяти, без которой любой народ обречен на забвение. Когда человек живет и служит своему делу, это называется нормальная человеческая жизнь. Все просто, ясно и понятно. Но… наступают времена, где нет человека, а есть его функция. Все чаще и чаще это называют нормой. Все еще проще, яснее и страшнее… Сделаешь еще один шаг, и провалишься в никуда.

Потребность в красоте у человека воспитывается с пеленок, ведь именно красотой питается человеческая душа, а напитавшись вволю, щедро делится ею с окружающими. Не просто поймать Жар-птицу из сказки, еще труднее поселить ее в своей душе, чтобы крылья во весь охват небосвода, тогда и голос в полете. Профессионалы называют это высокой позицией пения. Рано или поздно наступает время, когда певец, почувствовав свою силу, из всех методических-педагогических советов оставляет лишь один: «Не слушать никого, кроме Бога одного».

Александр Михайлович Надейкин про каждого из своих учеников знает почти все, даже если лет с выпуска пробежало немало. Где работают, где продолжают учиться, как складывается жизнь? И. Юдин занимался у педагога А.М. Надейкина с 7 лет. Сейчас он артист Краснодарской краевой филармонии. К. Морозова стала обладателем Золотой медали Молодежных Дельфийских игр в 2014 году, учится в Российской академии музыки имени Гнесиных. Е. Жлобенко сразу после выпуска 2015 года принята в Рязанский государственный русский народный хор им. Е. Попова, стала студенткой института культуры. Конкурсная осень 2017 года принесла немало побед классу А.М. Надейкина: на Международном конкурсе детского и молодежного творчества «Преображение» «Золото Осени» в Санкт-Петербурге стали Лауреатами 1 степени Ю. Эберц, К. Шубина, М. Козлова, на конкурсе «Есенинская Русь» Лауреатом 1 степени стала А. Андриянова.

Издавна русская народная песня ладила связи между людьми. Велика сила притяжения человеческого голоса, оберегающего, летящего далеко, связывающего времена далекие с сегодняшним днем. Где пролетела Жар-птица, там все светом озарила, где песня русская пропета с душой, там души человеческие посветлели и распрямились. «К цветку цветок, сплетай венок, пусть будет красив он и ярок…», - пел Саша Надейкин на своем первом публичном выступлении. Вещая песня, хоть и не народная, удачу принесла и успех.


Фото из личного архива