Введение во храм Пресвятой Богородицы

Ирина Каретникова-Смоленская
Родители, души не чающие в дочке!
Смогли б её в три годика отдать?
Отдать совсем, до юности, а ночью
Страдать, молиться, а подчас рыдать?

     * * *

Народ еврейский ожидал мессию.*
Готовил для него, что только мог.
Обычай был такой: благочестиво
Дочь воспитать при храме - для Него.
И лучших девочек от сердца отрывали,
Чтоб выросла невеста для Христа:
И красотой, и добродетелью сияя,
Была достойна долгожданного царя.

Семейство Иоакима и Анны
Бесплодно было до седых волос.
О, сколько же обид и порицаний
Сей муж от иудеев перенес!
И, плача горько, убежал в пустыню
И сорок дней там Господа молил
Послать на радость дочку или сына,
Чтоб он Ему младенца посвятил.

Нет невозможного у Бога! И рождает
Седая мать блаженное дитя.
В три года его Богу посвящают,
В Ерусалим ко храму приведя.
Поставили малышку на ступени,
Сдержав слезу, сердца свои зажав.
И малое дитя преодолело
Всю лестницу, ко входу вдруг взбежав.

Первосвященник встретил на вершине,
В Святых Святая по наитию завел!
Такого не случалось ведь доныне -
И сам он раз в году туда зашёл...
Свершилось чудо! Девочка отныне
Всех ближе к Богу из живущих на земле!
А в будущем она в себя приимет,
Как в храм, Спасителя тебе и мне.

Ее природа вся была созвучна
Той благодати, что смогла вместить.
И это промысел, не просто случай,
Ей сродное доверится родить!
Молитвы всех колен, отца и мамы
К ней притянули Божью благодать.

Наука нам - чтоб призывать упрямо
К своей утробе свет. И свет рождать!

Ещё наука - с трепетным доверьем,
Не оглянувшись на земную суету,
Взбежать ко Господу и жить с открытым сердцем,
Приняв в него всю Неба полноту.


Тициан. "Введение во храм". Фрагмент





В иконе Введения Богородицы во храм отражена не только хроника события праздника, но и его смысл.

В центре иконы – трехлетняя Дева Мария, которую привели в храм Ее родители – Иоаким и Анна. Долгое время они были бездетны и принесли обет: если Господь даст им родительское счастье, то Младенца они посветят Богу.

Это было жертвой — отдать своего единственного, долгожданного ребенка.

Икона показывает исполнение обещания: Иоаким и Анна приводят маленькую Марию в храм, где семейство встречает иерусалимский священник. По церковному Преданию, им был праведный Захария, будущий отец Иоанна Предтечи, поэтому на иконе его голова окружена нимбом.

Позади священника —  врата Святая Святых – особого места в иерусалимском храме, где в ковчеге хранились главные святыни иудейского народа.

В Святая Святых даже первосвященник входил только один раз в году. Быть в Святая Святых для иудея значило почти то же, что видеть Бога и говорить с Ним, находиться в максимальной близости к Богу.

Но когда Марию привели в храм, священник сделал то, что не делал до того дня никто никогда: по особому вдохновению он открыл дверь Святая Святых для трехлетней девочки.

Святая Святых – прообраз алтаря православного храма. В Православии Богородицу, родившую Христа, Саму стали называть «одушевленным храмом, вместившим невместимого Бога».

Для того, чтобы встретить, вместить Бога, Дева Мария должна была приготовиться. Так и каждому из нас бывает нужно место, где можно остаться в тишине, прийти в себя и вспомнить, что кроме дел и забот этого мира есть кое-что и поважней. 

И не зря именно в праздник Введения Богородицы во храм на службе впервые поют Рождественский канон, напоминающий — «Христос раждается, славите!»

Святая Святых — это и прообраз человеческого сердца: только в его последней глубине человек может встретить Бога.


* - Мессия» (от еврейского «Машиах» – «помазанник») – имеет иносказательное значение «царь» и является одним из ключевых понятий в Библии. На греческий оно переведено как «Христос»,

Пророчества и ожидание Мессии

Самое же известное и яркое предсказание о рождении Спасителя, сделанное пророком Исайей, звучит так: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил»

В Ветхом завете «помазанник» – это священник (Лев 4:3,5,16). «Помазанные Мои» Господь называл Авраама, Исаака и Иакова (Пс 104:15), «помазанником» именуется и царь Израиля (Давид постоянно подчеркивал достоинство Саула как помазанника Божьего и продолжал оказывать ему честь, даже когда этот царь его преследовал (ср. 1Цар 24:7)).

В особом смысле помазанником Божиим был Давид, поскольку из его дома должен произойти великий Властитель, Который будет «поражать в голову» семя змея (Быт 3:15; 2Цар 7:12-16; ср. Мих 5:2-4). К этому Властителю и относится название Машиах (Мессия).

В последнем пророчестве Давид воспевает этого грядущего Царя (2Цар 23:1-7).

Пророки (особенно Исаия) предвещали Его приход (см. Ис 9:6,7; 11:1-10; 53; Иер 23:5,6; Иез 34:22-24).

Можно сказать, что вся жизнь религиозных иудеев была чаянием прихода Помазанника Божия. Они тщательно изучали Священное Писание, чтобы знать, как именно должен прийти Машиах, и не пропустить это событие.

Обетования о Мессии осуществились в Иисусе Христе, однако многие иудеи не совсем верно истолковали Его миссию. В момент жизни Иисуса Христа Иудея находилась в зависимости от Рима. Мессия стал восприниматься как политический лидер, который сможет организовать народное восстание, прогнать ненавистных римлян, вернуть иудеям независимость и покорить им другие народы.

Христос совсем не стремился заниматься политикой. Он шел, чтобы добровольно принять смерть и только через смерть войти в славу и даровать людям спасение. Недаром Евангелист Иоанн перед описанием входа в Иерусалим повествует о том, как Мария помазала Христа маслом, тем самым приготовив к погребению, но никак не к торжеству.

                "Фома", Богданова Ольга


Ника Кравчук

04.12.2017

Введение во храм Пресвятой Богородицы: чему нас учит пример трехлетней Марии?

4 декабря Православная Церковь отмечает Введение во храм Пресвятой Богородицы. Это один из двунадесятых праздников (посвящены основным событиям земной жизни Спасителя и Богоматери). Что мы знаем о празднике? Чему нас учит пример трехлетней Марии? Об этом читайте в нашей статье.

;

Событиям из земной жизни Девы Марии посвящены четыре из 12 важных праздников Православной Церкви:

Рождество Богородицы;Введение Ее в Иерусалимский храм;Благовещение;Успение.

Дочь 70-летних родителей

К сожалению, Евангелие очень мало рассказывает о земной жизни Богородицы. Но из Священного Предания мы знаем о ее рождении, пребывании во храме и жизни после Вознесения Спасителя.

Как известно, Мария была поздним и единственным ребенком у благочестивых супругов Иоакима и Анны. Рождение Девы само по себе было чудом: ее родителям в то время было уже за 70. Но они верили и молили Бога о даровании чада. И Господь ответил на их молитвы. В благодарность праведные Иоаким и Анна обещали отдать девочку на служение Господу.

;

Когда Марии исполнилось три года, родители отвели ее в Иерусалимский храм. Об этом событии мы вспоминаем в предстоящий праздник — Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Рожденная для служения Богу

О самом событии известно из нескольких источников. Самым древним из них считается «Протоевангелие Иакова», датируемое второй половиной II века. Среди цитируемых источников также указывается «Евангелие Псевдо-Матфея».

На иконе праздника изображают праведных родителей, Марию и первосвященника. Согласно некоторым данным, это был Захария — отец Иоанна Предтечи.

В этом событии нет случайных участников — у Бога вообще случайностей не бывает.

Иоаким и Анна ничего не говорят своей дочери — Она и так все понимает, несмотря на трехлетний возраст. Девочка без сторонней помощи преодолевает все 15 высоких ступеней Иерусалимского храма.

Это событие изобразили многие выдающиеся западные художники на полотнах Введения во храм Пресвятой Богородицы.

«Евангелие Псевдо-Матфея» более подробно описывает поведение Марии и удивление присутствующих:

…когда Она была поставлена перед храмом Господа, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении.

Первосвященник Захария вводит этого Ребенка, которого видит впервые, в Святая Святых. Вдумайтесь сами: вводит Девочку в то место, куда никто, кроме священника, не мог входить. Да и то служители храма бывали в этом святом месте только раз в год.

Иоаким и Анна вернулись домой, а Мария осталась при храме и жила там до 12 лет. По преданию, она молилась, занималась рукоделием, читала священные книги. Девочка не заботилась о еде: пищу ей приносили ангелы.

На иконе «Введение во храм Пресвятой Богородицы» Мария изображена не как обычный трехлетний ребенок. Несмотря на свой возраст, она выглядит как взрослая. Даже одежда на ней не детская: мафорий, традиционное убранство замужних женщин.

Как праздник появился в православном календаре?

Введение во храм Пресвятой Богородицы как праздник было известно еще в III веке. Равноапостольная Елена построила одну из первых церквей, посвященных этому событию.

Святой Григорий Нисский, правда уже в IV веке, также вспоминал этот праздник.

А официально в православном календаре дата закрепилась уже в ІХ веке. Так как праздник выпадает на Рождественский пост, то своей торжественностью он смягчает строгость Четыредесятницы. На трапезе в этот день разрешается рыба.

Но это только дополнение. Сам праздник побуждает нас задуматься: а с каким чувством мы входим во храм Господень? Переполненные жизненными трудностями и суетливыми мыслями, достойны ли мы переступить его ступени? Сможем ли по примеру Богородицы зайти уверенно и не оглядываться назад?

В празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы положено начало спасения человеческого рода: Бог избирает человека, через которого в мир придет Спаситель Иисус Христос. Это событие есть начало обручения Девы Марии Святому Духу и поэтому, по слову святителя Филарета (Дроздова), – это первый залог обручения всего человечества Божеству. Таким образом, торжественное Введение Пречистой Марии в Иерусалимский храм предвосхищает события Нового Завета, дает надежду на преображение человеческой природы.

Сведения о трехлетней Деве, посвященной на служение Богу, находим в Священном Предании Церкви, которое по своему достоинству равно Священному Писанию, как обладающие единой силой для благочестия. Именно поэтому праздник Введения имеет не только важное историческое и богословское наполнение, но и нравственно-назидательное.

Прежде всего, в истории праздника хотелось бы обратить внимание на праведных родителей Богородицы – Иоакима и Анну. Бесплодное престарелое семейство просит Бога послать им ребенка и в надежде исполнения их сокровенных чаяний они обещают посвятить его Богу. Престарелая Анна, которой было уже около семидесяти лет, рождает. Их смиренная молитва услышана, они рождают Богоизбранное дитя! Мы видим, что у Творца неба и земли нет ничего невозможного, «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1:37).

Вот явилась долгожданная полнота семейного счастья, преисполненная радость бытия. Исчезло общественное порицание и обиды, связанные с бездетностью благочестивых супругов, преклонные лета более не страшат одиночеством. И праведные Иоаким и Анна являют пример высшего проявления человеческой любви  – соединение «своего» с Божественным. Во исполнение обета, данного Творцу, они приводят свою маленькую Дочь в Иерусалимский храм и отдают в Ее объятия Бога, а с Нею – старость и немощи свои, вверяя Всемилостивому Промыслителю и Подателю.

Святитель Феофан Затворник в своем слове на этот Праздник говорит, что «введение в храм отроковицы Богоматери было только предзнаменованием восхождения всех верующих пред Лицо Бога. Основание же и начало тому положено, и самый путь туда проложен Господом Спасителем по Его человечеству. Он вошел, как пишет Апостол, в "самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред Лице Божие" (Евр. 9:24)».

У дверей храма Деву Марию встретил первосвященник Захарий и ввел ее в самое сокровенное место Иерусалимского храма – во Святая святых, куда сам имел право входить только один раз в год. Возникает вопрос, что понудило священника нарушить предписание и вести девочку в наиболее Святое место в храме? Первосвященник Захарий первым увидел в маленькой Марии – Великую Деву, Которая родит Спасителя мира, Которая будет достойна большей чести, нежели Херувимы, и по славе своей будет несравненно выше Серафимов: «И радуется старец Захария, родитель Предтечи, и взывает радостно: "Приблизилась Надежда всех скорбящих ко храму святому, как святая, чтобы быть освященной и стать жилищем всех Царя"» (Стихира на Литии).

– Почему именно с этого праздника начинается усиленная подготовка к Рождеству Христову?

– В Празднике вхождения Богородицы в храм, впрочем, как и в Празднике Рождества Богородицы, показано, что уже положено начало исполнения главного ветхозаветного пророчества о Рождении Мессии от Девы (Ис. 7:14) и засвидетельствовано, что Ветхий Завет является только детоводителем ко Христу. Богослужебные тексты праздника Введения уже наполнены радостью о скором Рождении Сына Божьего, чрез «Пречистый храм Спасов» – Деву Богородицу: «В храм же божественный отданная, как поистине божественный храм, с младенчества в чистоте со светлыми светильниками, явилась Ты вместилищем неприступного и Божественного Света…» (Седален Праздника).
Начиная с этого дня в большинстве церковных служб на утрене поется катавасия, состоящая из ирмосов праздника Рождества Христова, как напоминание о приближающемся торжестве: «Христос рождается – славьте! Христос приходит – встречайте! Христос среди нас на земле – воспряньте! Пой Господу вся земля и с веселием воспойте люди, ибо Он прославился». Это дает основание для христиан петь особые Рождественские песнопения и таким образом радоваться о скором Рождении Мессии Христа.

– Какой нравственный урок Богородица преподает сегодня каждому человеку?

– Сегодня Дева Мария вводится в храм Божий для служения Богу. «Внутри во храме Божием помещается храм, вместивший Бога – Всесвятая Дева…» (Стихира на стиховне). Она с самых юных лет возлюбила особое место присутствия Бога на земле – храм Божий, с этого момента началось воспитание и приготовление Ее души к тому великому дню, когда Она смиренным голосом дала согласие на участие в Тайне нашего спасения: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38).

Обращаясь сегодня к каждому из нас, Церковь напоминает о важности посещения храма для нашего христианского воспитания. При этом не достаточно лишь формального и холодного присутствия, Господь ждет нашего сокрушенного и смиренного сердца – только такое сердце сможет вместить Бога. Не случайно пред Рождеством Христовым Церковью установлен пост как время усиленного молитвенного подвига для подготовки к Великому Празднику Рождения Сына Божьего. И каждый призван потрудиться духовно, чтобы вместе с Ангелами стать свидетелем Тайны Боговоплощения.