Теннесси Уильямс Стеклянный зверинец. Часть 9

Кариатиды Сны
                Т О М.

       Это наиболее сложная и неоднозначная фигура в пьесе.
       Следует говорить не об одном человеке , а о двух - о Томе-мальчике и о Томе - сложившемся молодом человеке (хотя разница в возрасте лет шесть, не больше). Один Том живёт в прошлой жизни, другой как бы заново её проживает и мучается от невозможности что-то там изменить. "Было у одного человека два сына. И меньшой захотел отделиться от отца и сказал : батюшка, отдели меня. И отец отделил его. Взял меньшой свою часть  и пошёл на чужую сторону. И на чужой стороне промотал всё имение и стал бедствовать..."(Л.Толстой)
      Том мечтал о свободе, мечтал о жизни, полной приключений и романтики. Том получил свою свободу. Но она оказалась иллюзией. Города проносились мимо него, как сорванные листья... Так он сам говорит. Стоило ли из-за
этого бросать мать и Лауру? Вечная тема "блудного сына" , возвращающегося в свой родной дом... Пусть только памятью.
      Как уже говорилось, Том - и ведущий, и автор, актёр и режиссёр поставленного им самим спектакля-воспоминания, спектакля, где лучшие слова посвящены Лауре. Это - ГИМН Лауре, Литургия. Через образ Лауры  автор проводит свою идею - СПАСЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЛЮБОВЬ.
      А вот, кстати, и намёк автора , радостно найденный мною на заключительном этапе анализа (как одно из подтверждений, согласия автора о найденной концепцией пьесы как ГИМНА ЛАУРЕ, как Литургии, как приобщения её к Лику святых, к МАДОННЕ - без младенца!- вот ужас-то!- невостребованность!):

     "... Свет, падающий на Лауру, отличается особой целомудренной чистотой
          и напоминает свет на старинных иконах или на изображениях мадонн.
          Вообще в пьесе можно широко использовать такое освещение, какое
          находим в религиозной живописи - например, Эль Греко, где фигуры
          как бы светятся на сравнительно туманном фоне."

       В последней фразе - ещё одно подтверждение ... не призрачности воспоминания, а призрачности всего, что НЕ Лаура.  Призрачности, бессмысленности всей СУЕТЫ, СЛЁЗ, СПОРОВ, КРИКОВ, БОРЬБЫ ЗА КУСОК ХЛЕБА, ПОБЕД ВО ВСЕВОЗМОЖНЫХ КОНКУРСАХ, ДЕНЕГ, ВОЙН и прочих человеческих иллюзий!

      "... - Ты сам сказал , что мир - это сон, и он прекрасен иногда.
             Закат. Облака. Небо.
           - Нет. Их образ - это сон. Красота реальна. Ты чувствуешь
             разницу?
                ("Иллюзии") 

        "Да святится имя твоё...", Лаура. Так говорится в пьесе, не прямо - скороговоркой обеденной молитвы. И это приобретает иной смысл в соседстве с ярко освещённой , вытянувшейся на диване, прижавщей ко рту кулак, сдерживающей подступившие рыдания Лаурой.
        В конце пьесы  Том почти открыто говорит о божественной сути Лауры :

      "... На витрине - стекло, крошечные, блестящие капельки нежнейших
           расцветок, как осколки разбитой вдребезги радуги. И вдруг словно
           сестра коснётся моего плеча. я поворачиваюсь, смотрю ей в глаза. 

           О, Лаура, я хотел уйти от тебя и не могу!"

**********************************

Продолжение: http://www.stihi.ru/2017/12/04/9633