всему своё время, и время всякой вещи под небом

Птицаговорун
хоронили старого еврея.
почему-то вспомились сегодня похороны бывшего-как-бы-свекра. вот этой фразой. ещё сколько-то попробовала продолжить в том же ритморазмере, но получалось .. заунывно и пономарски-тягуче.
жил человек, всю жизнь работал, был искренне верующим коммунистом, уважаемым далеко не последним человеком на заводе и в городе. о еврействе своём вообще не задумывался, отец его был русским, погиб в войну, бабушка со стороны отца по дороге в эвакуацию спасала семью, выменивая вяленую рыбу на другие съестные продукты, в эвакуации и после войны мастерски коптила кабанчиков, чем он, подвыпив, иногда "дразнил" меня, не подвыпив - предлагал бутерброды собственного изготовления (прекрасный был кулинар, умел практически всё, кроме выпечки, включая какой-то из вариантов фаршированной рыбы) хлеб-масло-сыр-колбаса, успокаивая, что колбаса - не свиная, стал быть, бутерброд кошерный.
в 70х собрались было отправить его в какие-то арабские страны, но не отправили. он предположил тогда, из-за жены. тщательно гордившейся происхождением от цадика и несущей своё еврейство вербально, как писаную торбу; более ничего ни о евреях, ни о еврействе ей было неизвестно, кроме того, что её отец был неприкосновенный действительный высокодолжностной еврей и внук цадика. помнится, очень любила сало, особенно запивая молоком, чисто вкус ей нравился, и сало как таковое вообще. дык оказалось, что еврей как раз не она, а муж её, и не отправились они помогать братским арабским народам - из-за его анкеты. дел такое.
жизнь своим чередом то-сё, в конце нелепых 90х он решил, что хочет в Израиль. приехал уже сильно пенсионного возраста, но не работать не смог, устроился в школу на поддержку того-сего и пятого-десятого [иш ахзака], жена собирала диагнозы, рецепты, таблетки, после инсульта [который, как и следующий, сама устроила, "чтоб о ней больше заботились, а то совсем не ухаживают", "я знаю, что мне надо, не лезь с помощью, я знаю, что делаю и как мне надо сделать"] в реабилитационной программе её спросили, что она обычно дома делает, какие ей упражнения лучше подобрать, салаты резать, супы варить, уборка? стирка?, она ответила, что и до инсульта ничего этого не делала, учиться сейчас - вдвойне тягость, развешивать после стиральной машины - она могла, ей дали сжимать прищепки и научили резать овощи в салаты.
после 2го инфаркта [после очередной ссоры с старшим сыном] старик попросил младшего сына приехать, если ничего не держит. ещё чере 3 года сын приехал [задержался не по своей воле, дикие обстоятельства тогдашней России и ближайших её окрестностей. ещё через пару лет репатриировалась внучка [вот. похоже, грех на мне, один из, но она б всё равно приехала, ейный папуля ну очень горел желанием её привезти, клал на эту затею всё и всех и все остaльные карты и пешки, только она б приехала не так скоро и безболезненно. и не за счёт моих нервов и времени, во всяком случае, а иди знай, как бы что сложилось к моменту окончания её более тягомотных перипетий, но как бы то ни было. я весьма поспособствовала. на секундочку. "там на улицах фонари даже в центре не везде, ходит девочка, одна или с подружками, а мать не всегда знает, где она, дома или в соседнем городе"] - дочь этого сына, всё *на той же* покойной матери старика, обеспечившей право на репатриацию, она, дэффушко - внук еврея. дЕвица сразу показала норов и кто здесь хозяин. из старика выкачали все запасы - фин. накоплений и физических сил. девицины билеты, её мобильные-сотовые счета, счета за электричество из-за невыключаемых обогревателей - тянули на тысячи ежемесячно, и там по мелочи всяко-разно, доходов отца девицы не хватало, тем более, он отсылал иногда старшей дочери на учёбу и на сапоги [пока та не познакомилась с на тот момент будущим мужем]. старик, проработавший всю жизнь и всю жизнь считавший копейку, перестал справляться, стал всё больше болеть. больницы, операция, его упрямство и тот ещё, совершенно авторитарный, нрав, и нежелание "подчиняться" врачам соблюдать постельный режим после наркоза.. больные суставы-сосуды и постояные навязчивые тревоги "чем кормить семью" и как платить за все счета, постоянный моральный груз уже больше по инерции, дошедшее до маниакaльного стремление всё контролировать и никого не пускать ни на кухню, ни в бумаги.. нещадное курение и повторные пневмонии при лишь на половину действующем одном лёгком и бездействующем де факто втором...
он умер в больнице. не приходя в ясный рассудок после затянувшегося постнаркозного психоза с краткими лёгкими просветлениями, длившегося вкупе с пневмониями больше полугода.
собралась толпа, многие его знали и уважали уже в Израиле. все соседи, естественно. кто-то из соседских ребят организовывал подвозки, не у всех был свой транспорт. они никак не могли допринести в миньян, служащий кладбища собрал, кого смог. внучка, перед похоронами хихикавшая с подружками, явившимися из любопытства, тоскливо ждала, когда ж эта бодяга закончится. мама [моя] тихо поинтересовалась, эти люди - евреи? я ответила, что это друзья и знакомые покойного, пришедшие оказать последнюю дань уважения. и что евреи здесь, кроме рава и покойного - только они с папой и я, может, ещё пара-тройка человек. рав отозвал меня в сторону. как быть. кадиш может читать галахический еврей. может и не родственник, и вообще посторонний, но только если его родители оба уже ушли, или один из родителей. ни он, рав, и ни один из тех служителей, кого он позвал для миньяна - не могут. кадиш читал мой папа, потом всю неделю - мама.
после похорон вдова старшего сына старика, утирая кончиками платка глаза, заявила, что теперь, конечно, надо поехать, накрыть стол, помянуть, как полагается, по-людски и по обычаю. я наступила на ногу как-бы-мужу. с неё ж станется сало художественно нарезать в качестве главного закусона.. да и это неважно, какая разница, дел не в кошерности данной конкретной свинки или колбасы и других внешне-ритуальных сторон. она ж его не выносила всю дорогу, покойного, то есть, и соблюдство обычаев, каких-любых ей - тож чисто показуха, повод себя показать, в том числе. прям распреверующая истово, крестиком на шее боженьку задабривающая. он напомнил плакуше, что похороны - не православные, и обычая такого нет, и креститься на поминальную свечу, в пояс кланяясь - тож лучше не так показательно, хочет - пожалуйста, но устраивать молебен всё же лучше не надо. она таки настояла, чтоб он отвёз её и её дочь, тож с крестом в декольте, не к ним домой, приехав, попыталась развернуть бурную деятельность с причитаниями и обрядовыми завываниями. да, они раздвинули парадный стол, уж что там выставили - не знаю. не присутствовала. при всей толерантности и всё такое. пусть верит во что хочет, но зачем так диктаторски, чай, не устав ВЛКСМ и не регламент партсобрания. бывший-как-бы-муж потом рассказал, она собиралась, как само собой, везти старика к своему покойному мужу на православное кладбище, где на могиле отгрохала монументальный чёрный крест [да-да. ототочь ремарковская ситуация, тока это она его ненавидела последние годы, тупо, беззлобно, просто мешал он ей, да и то сказать, тот ещё подарочек; обычная двужильная баба, антисемитка страшенная - на бытовом подкожном уровне, как она согласилась приехать и жить здесь - неисповедимо]. сын отстоял, "в конце концов, он был единственным евреем, из-за него и благодаря ему мы все здесь, он хотел жить и умереть в Израиле, значит, он хотел быть похоронен, как еврей, будем считать это последней волей и уважим её".
в конце концов через пару часов тостов и рыданий все поминавшие перепились, уже назревала свара.. вошла в ту большую комнату, неся поминальную свечу, прикрывая огонёк ладонью. первыми опомнились соседские ребята, их, Игоревичей, - как в летописях, 4 сына у соседа было, целое *большое гнездо*. утихомиpили орущих, развели и развезли рыдающих.
фиг знает, почему сегодня вспомнилось. он 22 февраля умер. а. жена его, тоже уже покойная, родилась 26 ноября. может, за эту дату зацепка. или просто время разбрасывать камни, одно из.
November 27, 2017

#Журден