Теннесси Уильямс Стеклянный зверинец. Часть 1

Кариатиды Сны
 
Решила напечатать свою дипломную работу ( с небольшими купюрами,думаю...) Может, кому-то будет интересно, а не будет  - ничего. Пусть хранится в электронном виде - я просто завалена бумагами. Всё убрать, убрать, убрать!
Спектакль "Стеклянный зверинец" был поставлен  в 1991 году в Театре-студии "Вторая жизнь" Дворца культуры и техники "Строитель" города Брянска.. Премьера (она же и приёмка спектакля руководителем курса режиссуры МГИКа Клубковым Сергеем Вячеславовичем, на которую он специально приехал из Москвы) состоялась  - 9 апреля. Защита диплома состоялась в мае...
Было это на самом краю советского времени. 19 августа  создан ГКЧП , потом был распад СССР и ... всё покатилось... и сюда докатилось, в 2017-й.  О чём я? Да, вроде бы, о том же, про что спектакль...  ИТАК, вашему вниманию предлагается мой старый дипломный проект, который, как тот пациент из известной сказки, скорее мертв, чем жив...



        1.  НЕСКОЛЬКО ВВОДНЫХ СЛОВ...

                "Если я только могу повернуться к какой-нибудь
                идее спиной, оставить её там, во мраке, за порогом,
                то даже не возьму в руки перо.
                Но время от времени передняя стена вдруг с
                грохотом разваливается , осыпая всё вокруг водопадом
                стеклянных брызг и кирпичной крошки, и кто-то, пере-
                шагнув через этот мусор, хватает меня за глотку и
                нежно говорит:"Я не отпущу тебя, пока ты не выразишь
                меня словами  и не запишешь их на бумагу."

                Ричард Бах "Иллюзии"


        Я открываю Америку. Это - моя, наверное, очень упрощённая Америка. Я открываю пьесу американского писателя Теннесси Уильямса, написанную ещё в 1943 году, написанную об американцах, об их проблемах, и смотрю сквозь её призму на сегодняшний день, на моих соотечественников, на себя. Чем близки герои Уильямса нам? Почему  их проблемы так похожи на наши? Что связывает наши судьбы через такой водораздел времени и пространства?
       Пьеса Уильямса - автобиографична. Наверное, трудно будет поверить, но я , пока не приступила к этим заметкам ( уже после постановки спектакля), специально не заглядывала в критику, специально не смотрела не раз мелькнувший на экранах "Стеклянный зверинец". Я просто листала американскую живопись, которой, к сожалению, очень и очень мало в наших библиотеках, а также у любителей - собирателей репродукций ( нашла я одного такого уникального человека). Я просто слушала и подбирала музыку: блюзы, американский джаз, танцевальные мелодии старых американских фильмов. С интересом смотрела появляющиеся на экранах фильмы об Америке:"Американскую трагедию", "Богач, бедняк..." Вспоминала  свои ощущения от прочитанных ранее книг Драйзера, Ирвина Шоу, Гилберта. Я позволила себе посмотреть "Унесённые ветром" , фильм, вышедший на экраны именно в те годы, когда жили герои Уильямса, на этом фильме воспитывалось американское довоенное поколение ( так же как намного раньше - их отцы и матери на книге!). Этот фильм, его герои часто упоминаются в пьесе. Для меня было важно понять в этой связи героев пьесы: Тома, постоянного посетителя кинотеатров; Аманду , уроженку Юга, ирландку, так похожую на Скарлет О`Хара (так она о себе думает, так думали о себе многие американки - Скарлет стала символом Америки). Этот фильм много мне дал для понимания мятущейся и отнюдь не идеализированной американской души. И фильм, и музыка, и живопись, и книги, и , конечно же, в большей степени сама пьеса.
      Мне не нужно было заранее знать об автобиографичности пьесы. Это было понятно и так: в раздумьях автора о времени, в лирических отступлениях главного героя Тома, где так слышен пристрастный голос души автора, в его боли за всех героев: и за неумную, слабую, потерявшуюся в этом мире мать, и за сестру, совершенно не приспособленную, неуместную в своём времени, и за Джима, у которого был восхитительный голос, "был да сплыл...", и за отца, и за себя... Пьеса  по сути своей - исповедь заблудившегося человека, чувствующего и свою вину, и своё бессилие что-нибудь изменить... Пьеса - раскаяние, пьеса - покаяние... Очень уж силён здесь авторский голос, слишком подробны авторские ремарки, пояснения, слишком много даётся на откуп памяти ( да и над самой памятью устраивается суд - почему не то помнит?!), чтобы не считать пьесу автобиографичной.
       И тем не менее! Как поразительны факты!
       Теннесси - это псевдоним Тома Лэйнье Уильямса! Тома! его семья тоже приехала в Сент-Луис из дельты Миссисипи. Был отец, который презирал своего сына, мечтателя и стихоплёта, работающий в "Континентальной обуви". Была "Обувь"! И именно "Континентальная", где Том-Теннесси тоже был вынужден работать днём, а по вечерам спасался от отупляющей службы, домашних скандалов в кино и в творчестве. Была Мать - уроженка Юга, дочь священника епископальной церкви... Впрочем, её портрет читатель найдёт в "Стеклянном зверинце", так пишет критик.
       Была сестра Роз (не отсюда ли  и странное прозвище - Голубая роза?) Роз - это Лаура "Стеклянного Зверинца". И её судьба - судьба Лауры (за последней чертой пьесы) - судьба  Роз, потерянность и покорность судьбе которой сделали своё дело, её стали мучать галлюцинации, кошмары, тяжёлая апатия. Психиатры оказались бессильны, была сделана операция мозга. Кошмары прошли. Галлюцинации не возвращались, но рассудок Роз навсегда померк.
       И был стеклянный зверинец у Тома и Роз, которые никак не могли освоиться с большим городом, со свалкой за домом, с узким ущельем двора, где собаки рвали насмерть кошек. Брат и сестра отгородились ( "Мы чем-то отгородились!") от чужого, неудобного мира: занавесили окна и завели стеклянных зверушек.
       И был разрыв с семьёй, когда Теннесси бросил службу и посвятил себя творчеству:"Я убедился, что писать - значит вырваться из условий, в которых  мне было очень тягостно жить. И творчество сразу же стало для меня пристанищем, моей пещерой, моим "островком спасения"."

      Во-от! Вот что сближает НАС  с НИМИ! НАШЕ время  - с ИХ!
      И все времена  друг с другом!
      И всех друг с другом!

      Лукино Висконти говорил о "судьбах, разбитых действительностью".
      Эрих Мария Ремарк - о "потерянном поколении".
      Мы же стали говорить о себе - "одураченное поколение", когда разбилась величайшая иллюзия ХХ века - "Коммунизм в одной, отдельно взятой стране".
   ...Как верили в это наши отцы и деды, матери наши!...

      Каждый человек во все времена чем-то отгораживается от реального ( всегда не благоприятного для жизни, так уж повелось) мира. Во времена же переломные (как раньше, так и сейчас) количество этих перегородок становится столь большим, что мы сами не можем из них выбраться, даже когда очень этого захотим. Мы сами себя заманиваем и затягиваем в западню и, что ещё страшнее, тащим в неё других, тех, кто чем-то от нас зависит, детей своих, к примеру!
Но...
                "Сколько же, по-твоему, человек живёт в твоём мире?
                Ты стоишь там, на земле, и серьёзно утверждаешь,
                что четыре миллиарда живут не в четырёх миллиардах
                разных миров?" ("Иллюзии")

        Каждый из нас придумывает свой мир. Мы отгораживаемся друг от друга и хотим единственного, чтобы никто не посягал на наши иллюзии или жил по законам наших иллюзий, а это тоже иллюзия (так быть не может или может быть только на единый миг), и это чревато конфликтами (всегда!). Конфликты могут вырасти до уровня мировых катастроф , когда иллюзии на какой-то единый миг (в очертаниях вечности) пленяют целые народы, огнём и мечом захватывая для себя новые пространства! Жертвы бессмысленны. Траты не окупаются.

       А иллюзии разрушаются. Снова и снова. И вновь на их место призываются новые иллюзии. Человек поразительно живуч!  И постоянен в своих заблуждениях. Он пытается спастись и держится за то, что не сопротивляется - за соломинку, за солнечный лучик, за иллюзию... Способ спасения оказывается губительным.
       Круговорот! Вечный круг, по которому бегает "лошадка" - лучшее творение Природы!
 
       Тема человеческих иллюзий - это вечная тема. Это же и тема спектакля "Стеклянный зверинец".

************************************

Продолжение - http://www.stihi.ru/2017/11/28/489

На фото - Автор  на предварительной защите дипломного спектакля. Май 1991г.