Мироносица

Наталья Попова 51
            Анна Васильевна никогда не рассказывала о прошлом.  Но всем на приходе было известно,  что ей в своё время пришлось испытать на себе все ужасы концлагеря.
            Первая наша встреча случилась на Всенощной.  Священник совершал каждение в храме в начале службы.  И я,  тогда ещё только переступившая порог церкви,  поворачивалась вслед за ним,  как за уходящим солнышком.  Как вдруг услышала шёпот сзади:
            -  Вот-вот.  И у меня на родине так же на службе задницей вертят без ума.
Я оглянулась.  Сзади стояла сухая сморщенная старуха в беленьком платочке.
            - А ты не крутись,  доченька.  Голову-то опусти да внимай Господу. Видишь,  Он глядит на тебя.
Она кивнула на икону слева от Царских врат.
У неё мелко трясся подбородок и руки.  А в глазах было столько тепла,  что я вспомнила покойницу бабушку.
            Это Анна Васильевна потом ввела меня в этот мир.  Это она на каждой службе следила за подсвечником у иконы Святителя Николая.  Трясущейся рукой прикрепляла огарочки свечей к подсвечнику,  чтобы они обязательно догорели.  И я не спрашивала зачем она это делает.  Просто она была из тех людей,  которым в голову бы не пришло позариться на чужое,  даже на огарок свечи.
            -  Ты,  доченька,  на Родительскую всегда приноси буханку хлеба не только за своих,  но и за тех,  кого помянуть некому.  Знаешь,  сколько таких? Ой-ё-ёй!
И я покупала дополнительную буханку...
            Все иконы,  выброшенные на помойку,  попадались именно Анне Васильевне.  Она с любовью и без осуждения отмывала их,  несла батюшке на освящение и ставила на поминальный стол.  И их обязательно кто-то забирал домой из прихожан.
            Все покойники,  которых отпевали в храме,  прошли через её руки, старые руки с истончённой прозрачной кожей в пигментных пятнах.  Я с ужасом смотрела,  как она безо всякого страха поправляет в гробу на женщинах платки, складывает им всем правильно руки,  ставит иконку,  "чтобы они смотрели на лик"...
           -  А ты не бойся,  доченька,  -  говорила она.  -  Это они бедные сейчас боятся.  Знаешь,  как им страшно?  Ты молись.
И я молилась за незнакомых людей...

           Похоронить саму Анну Васильевну нам не пришлось.  Дети не сообщили о её смерти.  Они были невоцерковлёнными и просто не посчитали нужным это сделать.
Перед смертью какое-то время Анну Васильевну привязывали к кровати.  Война неожиданно настигла её на пороге между тем и этим миром.  И она до последнего вздоха сражалась с фашистами...


(Фото из интернета)