Я русский бы выучил. Итоги

Клуб Золотое Сечение
Я русский бы выучил. Пятый тур. Итоги.
Клуб Золотое Сечение.

Всем здравствуйте!
«Предлагаю ведущей подробнее разъяснять задание», - написал один из авторов.  Поэтому объясняю еще раз.

Итак, какие примеры мною были приведены?
1. Остепенился – производное от слова «степь» приобрело новое значение – влюбился в степь
2. Дремучие – производное от слова «дрема(сон) – Дремучие леса- сонные леса…приобрело новое значение, переосмысление, на густые, темные…
3. Вздыхатель- вдыхатель – слово поменяло свое значение при потере в приставке одной согласной( влюбленный -вдыхающий)

Теперь касательно ваших стихов, авторы!

1.Ближе всех к выполнению задания подошла автор со стихотворением  под номером пять со словом «расхлестались»:
« Расхлестались по небу пластами…» ( речь идет о тучах)

В прямом значении слово имеет значение «измочалиться», «растрепаться» Например, «кнут расхлестался= измочалился».  Сравните: Тучи расхлестались – измочалились, растрепались- изодрались….

2.В стихотворении под номером «3» автор работал со словом «зашлифовать» – сделать гладким, ровным:
«Близостью обесценено,
Зашлифовалось взглядом...» Технический термин приобрел другую окраску, когда дело коснулось человеческих чувств. Из положительного качества оно перешло в отрицательные.


3.Следующим по выполнению задания стало стихотворение под номером 1. Правда, автор поступил как Велимир Хлебников, накидав слов-новообразований: «пятки – враскаток». Но мне нравятся « расподруженные куклы», «сдиванились» подушки и «распластанный кот»-кот, который лежит пластами( правда, к этому «распластавшись», мы настолько привыкли, что и не замечаем переносного значения).


Что самое главное было в задании? Сохранить корень слова – ведь именно он несет в себе смысловую нагрузку, его внутреннюю форму!

Что получилось у других авторов?

«Попал я нынче в страшный пЛЕН:
Я не могу удрать от ЛЕНи.
И этот жизненный рефнен
Меня поставил на коЛЕНи»... – автор попытался поиграть со словом «лень», но не учел, что эти слова не есть однокоренные, т.е. смысловое значение у каждого слова разное: ПЛЕН- ЛЕНь-КОЛЕНи…

То же самое и здесь:

«Давай поговорим с тобою о просТОМ поТОМ.
Быть праздной пусТОМелей для меня ТОМление.
Я после разговоров о пусТОМ лежу пласТОМ.
ДвухТОМник рядом и ночник – моё забвение». – автор ищет слово «том» в любой части слова, не обращая внимания на то, в какой части слова это «том» находится…

Но на что я хочу обратить внимание: в свое время такое стихотворчество также имело место, особенно в начале двадцатого века, когда автор пытался выделенными словами донести до читателя определенную мысль. Посмотрим на первый приведенный отрывок (про лень)

«Попал я нынче в страшный пЛЕН: - я сегодня ленюсь
Я не могу удрать от ЛЕНи- Хочется бежать от лени, но не могу
И этот жизненный рефнен
Меня поставил на коЛЕНи»...- лень овладела мной полностью…(поставила на колени)

Но все-таки, это несколько иное, чем я просила.


Но, как видно из таблицы, призовые места завоевали именно такие стихи:

Первое место – стихотворение под номером «6» (автор Татьяна Игнатова) -400 баллов

Второе место – стихотворение под номером «4» (автор Татьяна Игнатова)- 350 баллов

Третье место разделили два стихотворения:
номер «один» (автор Владимир Коробов)- 300 баллов
номер «пять» (автор Марина Капуста) -300 баллов

 Все стихи конкурса по данной теме можно прочесть по этой ссылке: http://www.stihi.ru/2017/11/16/4392

Поздравляем победителей! И, дорогие мои, если что-то непонятно, спрашивайте!

Ваша ведущая.