Олег Кочетков о творчестве Н. Коновского

Николай Коновской
ВСЕВЛАСТНО – НЕБО

(о поэзии Николая Коновского)

Непростое, нелёгкое дело – читать творения Николая Коновского.
Приходится тщательно вглядываться, всматриваться в его тяжеловесную манеру письма, улавливая сложные, но всегда очень ёмкие многогранные образы:

Тонко поющее, тёплое прикосновенье:
Этот – мерцающий, льющийся мягкой волной
Свет возносящийся? ангельское дуновенье? –
Житный, полуденный, веющий ветер степной, –
Смутно, таинственно, будто бы что-то пророча
В жизни несмысленной, в памяти, еле живой, –
Медленно, исподволь, в молньей разодранной ночи
Преображается
В душу пронзающий вой!
(стихотворение «Смутно, таинственно…»)

Обратим внимание на необыкновенную густоту чувства и образов, имеющих словно бы некое внутреннее духовное родство, единое духовное поле, а потому просто и естественно перетекающих друг в друга.
Отметим также, что синтаксически данное стихотворение является одним предложением. Это говорит о высоком авторском мастерстве и своеобразии, узнаваемости почерка, стиля. По стилю, манере письма Николая Коновского трудно, невозможно спутать с другим поэтом.
Приметы Родины, отчего края предстают перед нашей душой в какой-то очень узнаваемой и в то же время неповторимой новизне, и всё это предельно точно, зримо:

Солнце всё выше, всё медленней ровные взмахи
Сочно свистящего, блещущего острия!
Потом десятым пропахли на теле рубахи.
Руки горят нестерпимым огнём от косья.

Тянет грозою.
…И вздуются реки, как вены.
И превратится простор в леденящую дрожь.
Ну, а покуда с покоса устало-блаженно
Шляхом чумацким по тряскому шляху плывёшь.
(стихотворение «Июль сенокосный»)

Впечатление от внутреннего мира поэта таково, что сиюминутная суета окружающего остаётся вне поля его зрения, почти не касается поэта.
Пространство образов у него всегда очень точно совпадает с пространством его мироощущения, миропонимания.
Вчитываясь в Николая Коновского, нельзя не отметить красной нитью по всему его творчеству проходящую смысловую параллель: земля – небо; преимущество у него всевластно за вторым, – этакое вечное преодоление земного своеобразного притяжения, тяга к высшему:

Дремлет подоблачный бор.
Травами пахнет простор.
Влагой туманится взор.
………………………………
Словно бы горя и бед
Не было в мире и нет, –
Только лишь ветер и свет.
…………………………….
Видишь: скрестились в Горсти
Благостной – наши пути,
Грозы, ветра и дожди.

Птица взлетела в зенит…
Тает, надрывно звенит
Жизни тончайшая нить…
(стихотворение «Жизни тончайшая нить»)

Вообще, тема Высшего начала – особая в творчестве Николая Коновского, она всегда у него решается не прямолинейно, но и не витиевато, а как-то особо деликатно, углублённо, поэтически достоверно:

Грёзы плакучие ветел…
Морща текучую гладь,
Дунул полуденный ветер, –
Так, что и трудно дышать!..
………………………………………..
Стынет в божественной сини,
Длится в таинственном сне,
Тающе-неугасимый,
Свет… надо мною? во мне?..

Сонною плещет листвою,
Мреет в степном забытьи, –
Мир, сотворённый Тобою,
Полный щемящей любви…
(стихотворение «Мир, сотворённый Тобою…»)

Язык поэта, словарный запас его творений далеко выходит за рамки общепринятых у большинства стихотворцев лексических горизонтов.
Говоря о языке поэзии Николая Коновского, следует отметить, что и самому поэту внятен голос стихии, голос родной природы:

В глухой ночи – наитие глагола,
Наитие ревущих в бездне вод…
И – бурею взошло! И раскололо
Изломанным огнём – небесный свод!..

Так в чьей теперь слепой руке и власти
И мрак, и свет, и потрясённый крик –
Необоримой и тяжёлой страсти
Дошедший до чужой души – язык!..
(стихотворение «Язык»)

Поэт порой логически неожиданен, но всегда предельно ёмок в своей эмоциональной свежести, правде жизни и чувства, в своей многоплановой лаконичности.
У мирозданья в руках находится всё, что дорого сердцу поэта: человеческая жизнь, душа, ночь, море, бархатно-режущий звук изнемогающей от страсти скрипки, его любимая женщина (любовная лирика в творчестве Николая Коновского, как и любого значительного русского поэта, занимает особое, едва ли не довлеющее место):

Блестки космической пыли –
Призрак, томление, прах –
Вот мы с тобою застыли
У мирозданья в руках.

И одеваются в зыбкий,
Полный смятенья и мук,
В изнемогающей скрипки
Бархатно-режущий звук –
Преодоление зверя,
Смерти, любви и тоски.

Волны ложатся на берег.

Кровь ударяет в виски.
(стихотворение «У мирозданья в руках»)

Читать Николая Коновского, размышлять над его строками удивительно притягательное, это, конечно, в высшей степени плодотворное, мыслительное дело!
Когда-то давно, на исходе советского времени, мне на внутреннюю рецензию из библиотечки «Молодой гвардии» прислали рукопись мало тогда кому известного молодого поэта Николая Коновского, которую я одобрил.
И время теперь само показало, что в этом поэте я не ошибся…
Доброй сердечной завистью завидую тем, кому предстоит ещё долго, воодушевлённо и радостно открывать для себя этого редкостного подлинного поэта.

Олег Кочетков, поэт, член Союза писателей России.